Часть 2. Основополагающие вещи. Цвета и их рождени
Итак, цвета "ходят" только парами. Поэтому субстанцию можно задать и половиной - второй цвет она сама возродит - этим интуитивно пользуются художники - можно нарисовать два цвета одной субстанции и это будет красиво, а можно нарисовать один цвет субстанции и это будет волнующе и интригующе. Ну как, извините меня, можно признаться в любви прямо, а можно "передать" это косвенно. Здесь природа даёт нам в руки многообразие способов обращения с ней, но мы превращаем её дар в то, во что обезьяна превращает подаренную ей картину. Да, да, в произвол, хаос, дурной вкус, в насилие над вкусом, в абстрактный примитив, и в конечном счёте, в цветовое бессилие. Мы только подразумеваем, что цвета это ого-го! и оказывают какое-то воздействие, и имеют какие-то смыслы, но мы ведь в сущности, дикари в этом деле, и если последние раскрашиваются вовсю естественными красками, то мы раскрашиваем себя и свои миры искусственными, технологическими, поставленными на широкий поток, но также аляповато и самодовольно, весь наш "дизайн" это в лучшем случае "павлиний хвост", подражающий природе.
Речь же идёт о том, чтобы проникнуть в сами тайны Цвета, а не обливаться красками аля ноктюрн.
Ну да ладно...
Первая субстанция Цвета, по Гёте - это жёлтый и синий цвета. И сколь мало здесь дело зависит от субъективного ощущения их, мы сейчас покажемся на исторических примерах и не только на них.
Известно, что отсталые народы, а также дети в своём становлении быстрей осваивают жёлтый и красный цвета, и лишь значительно позже - синий и зелёный. В соответствии с некоторыми исследованиями, древние китайцы и древние евреи вообще не знали синего цвета. Гомер называл море "винноцветным". О чём это всё говорит? Да вот о том, о чём мы писали выше - совсем не обязательно видеть субстанцию целиком - достаточно видеть жёлтый цвет, а синий можно не видеть; и также можно видеть красный, а зелёный не видеть(так как это тоже одна субстанция - о чём дальше). Но развитие Культуры человека, как раз и происходит через "всплывание" прежде невидимых цветов, и вот для ребёнка появляются уже синий и зелёный. И в грубом приближении, это справедливо и для всего человечества. Ещё раз подчеркнём, увидев жёлтый цвет, человек видит уже всю субстанцию, так неумолимо действует закон, хотя он и не видит её второй половины.
История подсказывает нам, что первым делом человек видит Цвет со стороны Света, видит, так называемый, "активный" Цвет, и не видит Цвет пассивный, тот, что идёт от тьмы. Видит жёлтый и красный, и не видит синий и зелёный. Туркмены, например, тоже обозначали синий и зелёный цвет одним цветом, очевидно тем, что противостоял их жёлтому и красному, как нечто смутное, недифференцированное. Множество этих исторических примеров отсылает нас к субъективной истории становления цвета у человека, то есть к процессу "открывания" цветов человеком в ходе Истории, и такие труды, без сомнения ещё будут написаны, мы лишь укажем, что и этот процесс не лишён своей объективной стороны, корень которой находится в закономерностях появления самого Цвета. Так вернёмся же к нашим корням.
Синий и жёлтый Цвет, раз появившись, вступают во взаимоотношения друг с другом, теперь не только Свет и тьма стремятся проникнуть друг в друга, но и уже порождённые цвета, как самостоятельная субстанция разыгрывают свою мистерию. Гёте говорит об их "сгущении". Возможно предположить, что едва родившиеся цвета, подвергаются всё той же модификации тьмой, что и Свет, то есть следуют в своём поведении "за Светом". И таким образом, жёлтый оранжевеет, а синий - фиолетится. Причём таким образом, они всё больше "разогревают" себя, поскольку оранжевый цвет "возбуждает" синий, а фиолетовый цвет "возбуждает" жёлтый, ещё как бы дополнительно. Трудно описать, что именно там происходит, так как это больше всего походит на большой ансамбль, где цвета следуют за "первой скрипкой" - Светом, страдающим от тьмы, так сказать, во всём уподобляясь ему. Однако, мы должны понимать, что оранжевый цвет и фиолетовый не выступают здесь такой же самостоятельной субстанцией, как жёлтый и синий, они обозначают лишь переход жёлтого и синего - но куда? Куда стремятся жёлтый и синий? Чтобы образнее передать эту пьесу, выразимся так: закреплённые в своих цветах - в синем и жёлтом, Свет и тьма снова стремятся соединиться на новом основании. Представьте себе хотя бы на минуту свободную стихию Света и тьмы, которая закрепляется в своём переходе цветом, причём разнесённым друг от друга, Гёте где-то роняет фразу, что по-видимому синему и жёлтому цвету очень трудно сойтись друг с другом, с какой же силой, закрепощённые стихии, должны рваться к новому соединению! Но напрямую, оно уже невозможно, и в этом весь фокус! Только через дальнейшее модифицирование тьмой обоих цветов. И "страсти" накаляются!
Уже во всех этих первичных отношениях цветов, хорошо видно, что стихии Света и тьмы - повсюду закономерно соединяются, и повсюду сами же себе ставят барьеры для затруднения этого соединения. Вот тут как раз к месту и будет то слово, что позволили мы ранее упоминать, как символическое, это "Игра", в буквальном смысле Игра и ещё раз Игра.
Синий и жёлтый цвета хотят продолжить свою игру друг с другом, но не могут, и с ними опять играет тьма - накаляя и накаляя их и "возбуждая". Ну а точней, синий и жёлтый играют в поддавки, что они не могут сами, и что их надо дополнительно возбуждать.
Чтобы дальше не слишком усложнять понимание, выскажемся пока схематичнее(а потом ещё вернёмся к этому вопросу): синий и жёлтый накаляют друг друга до красного, то есть порождают новый Цвет - красный, являющийся, в принципе самим "возбуждением" в чистом виде. То есть Игра модифицируемых тьмой синего и жёлтого, и модифицирующих их - их же собственных дальнейших состояний - оранжевого и фиолетового - приводит к отделению "возбуждения" в отдельную субстанцию - красный цвет. Но помните, мы говорили, что Цвет никогда не появляется один, и вот рядом с красным появляется зелёный. В этом заключён последний сложный момент понимания.
Горя в "огне" красного цвета, или достигая красной возбуждённости, синий и жёлтый цвета впервые получают возможность слиться друг с другом и сам процесс их слияния мы видим как всевозможные оттенки пурпурного цвета, который по существу Цветом не является, но только процессом сплавления синего и жёлтого цвета друг в друга, результатом же этого сплавления, как их возможного сочетания, соединения является зелёный цвет. На этом цветовой круг заканчивается, так как он замыкается сам на себя и может свободно порождать теперь любой цвет.
Самые первые выводы, наброски из вышеизложенного, которые в дальнейшем нужно будет ещё развить:
1. Основных цветов 4 или 2, или 3 - в зависимости от того, с каких позиций мы на них смотрим.
Как первичные, всё порождающие - порождающие все остальные цвета, то 2 - жёлтый и синий.
Как те, что замыкают цветовой круг, то это схема - синий и жёлтый через красный приводят к зелёному - и здесь кольцо, составленная двумя парами - синий-жёлтый + красный-зелёный, и следовательно, их 4.
Как те, что уже можно брать готовыми на цветовом круге, для того, чтобы получить через них остальные, то это 3, причём любые(любые 3 из 4 главных).
В данном случае, также, как и в области элементарных частиц работает принцип неопределённости, точнее изначальной неопределённости, ведь мы работаем со становящимися основаниями и в зависимости от того с каким основанием мы хотим работать, меняется и количество основных цветов. Именно поэтому "на практике" подтверждается якобы не только убеждение Гёте(синий, жёлтый, красный), но и синий, красный, зелёный - жаль только, что никому невдомёк, что и их работа вовсе не "против" убеждений Гёте, а в их русле, что мы предварительно и показали.
2. Цветовой круг, составленный Гёте и состоящий из 4-х главных цветов и 2-х подчинённых, или смешанных, или несубстанциональных - оранжевого и фиолетового - показывает какие цвета, проходят Свет и тьма для того, чтобы образовать самозамкнутое пространство своего порождения или кольцо, или Круг собственно говоря. Там 6 цветов, и это единственно верный круг, все остальные могут содержать бесконечное число цветов - сколько кому вздумается пририсовать, но не будут нести того Смысла, который несёт в себе круг Гётевский.
3. Все наши "орудования" красками исходят из уже ставшего цветового круга, в котором оторвавшись от основания - СТАНОВЛЕНИЯ - можно получать "всё из всего", как в пустой форме, куда человечество благополучно и движется, верней совсем неблагополучно - так превратив цвета лишь в наши субъективные ощущения, мы окончательно узакониваем собственный произвол.
4. Объективное становление цвета и становление цвета в человеческом глазу, субъективное его становление - имеют одну закономерность, но разное проявление, что ещё будет рассмотрено отдельно.
Свидетельство о публикации №116082604439