Часть 2. Учение о цвете

    Переходя непосредственно к учению Гёте о цвете и осознавая что это учение, до сих пор, не только не усвоено в должной мере и не развито дальше из самого себя, но и неверно воспринято даже на самом общем уровне представления о нём, попробуем сразу же выполнить главную задачу - в максимально сжатом, концентрированном виде, выразить всю "суть", всю "соль" гётевского учения, смело развивая его мысли дальше, по намеченному им пути. А потом, после этого сгущённого "УДАРА", вернёмся к более спокойным и рассудительным ОБЩИМ представлениям, поскольку именно так нам представляется возможным донести что-то до читателя. Раз путём движения от общего представления к подвижному феномену, читатель так и не добрался за все эти 200 с лишним лет, то, следовательно, ему действительно "необходима встряска" по меткому выражению Свасьяна, ибо "застой" велик, а формы его - хронически. Ну что же, будем "стрелять в упор"...

       ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ "ВЕЩИ". СВЕТ И ТЬМА.

     Изначально подставляя на место природы свои абстракции, а затем снова находя их там с криком "эврика!", человеческий дух продолжает оставаться в сущности наедине с самим собой, но там ему скучно, неуютно и как-то беспокойно, а временами очень даже тревожно, так как природа не оставляет его в покое, а жестоко мстит за пренебрежение к ней. Свет - каким мы его мыслим до сих пор - есть одна из самых сильных таких абстракций. Где-то там, в нашем мире есть Свет - так мыслим мы, откуда-то он исходит и куда-то там летит. Самое главное что он летит в чём-то, но в чём именно - мы не спрашиваем, и не важно как мы это по-учёному или не по-учёному называем, суть дела в другом - а что есть тогда тьма? Отсутствие Света говорим мы... Значит всё, что не есть Свет и есть тьма, так? Следовательно, Свет летит в тьме??? И как бы мы не называли её - материей, антиматерией, пространством, полем, но она есть тьма, так как не есть Свет. Итак, Свет летит во тьме - так мыслим мы, вольно или невольно... И не замечаем что такое мышление и есть абстракция. Ведь к чему мы приходим? У нас есть отдельно тьма и отдельно Свет, мы их так и берём - изучаем что такое Свет, а потом "чешем затылки" над вопросом "а что же такое тьма?" Или спрашиваем - а как же они взаимодействуют? Да никак, кроме нашей головы, совершенно никак, потому что разорванные и отделённые друг от друга, они в состоянии соединиться вновь только путём наших бесконечных умственных спекуляций, лежащих на сегодняшний день, в основании любой науки.
     Но на самом деле всё проще. И Гёте показывает нам как мы должны двигаться, если хотим опираться не на абстракции, а на то что ЕСТЬ. Что же ЕСТЬ? Гёте говорит - есть только Свет, искажённый тьмой - никакого другого чистого, абсолютного Света нет - то, что нам дано в чувствах это приглушённый, затемнённый, искажённый в разной степени тьмой, Свет. Или говоря, другими, его же словами - световой образ. Световой образ - это определённый Свет. Не Свет вообще, сам по себе или "вещь в себе", исходя из кантианских вариаций, а КОНКРЕТНЫЙ СВЕТ.
    Световой образ всегда в той или иной степени определён тьмой. И то, что мы мыслим в голове - полный чистый Свет и полную чистую тьму - мы увидеть не можем - человек ничего не видит в полной тьме, и также в полном свете он ничего не видит - и ни того, ни другого он тоже увидеть не в состоянии, следовательно, разве не достаточно тут уже сказано? - это не НАЧАЛО. Отдельный Свет и отдельная тьма - это уже какие-то производные нашего собственного познания, мышления, а мы хотим выйти к началу начал, так сказать. Ведь в этом весь вопрос, вся суть - с чего начинать познание? "Кто не правильно застегнул первую пуговицу, тот уже не застегнёт весь сюртук" - иронизирует Гёте. Мы должны начать с НАЧАЛА, с действительного НАЧАЛА, на место которого нас всегда тянет подставить уже нечто более позднее и произведённое нами самими. Начало же нашего познания это наши чувства и они нам говорят, что мы имеем дело с чем-то, что соединяет в себе две противоположности - только со Светом, модифицированным тьмой.
    Итак, в опытах Гёте, в отличие от опытов Ньютона, исследуется не Свет, а световой образ.
    Фактически, это и есть первое, главное, кардинальное расхождение - двух подходов, и как видите, здесь мы ещё нисколько не добрались до цвета, а рассматриваем лишь позиции, с которых предлагается на цвет посмотреть. Позиция Гёте: НАЧАЛО, чувство, световой образ, единство противоположностей. Позиция Ньтона: Свет вообще, АБСТРАКЦИЯ, разрыв, мыслительная конструкция вместо начала. На этом бы уже можно было поставить точку, так как при ясном видении кардинального различия этих подходов, вопрос о дальнейшем споре "содержаний" бессмысленен. Кстати, он именно и демонстрирует себя таким - на протяжении столетий Гёте и Ньютон не спорят друг с другом, а пытаются "вытеснить" один другого, и всё потому, что это не спор двух учёных на одном основании, а это спор о Принципе самого познания, прежде всего.
    Начинать "из головы" или "от чувства"? Несомненно, "от чувства", отвечает Гёте, его только не следует бояться. Ведь почему мы так не любим начинать с чувств? Да потому, что они нас обманывают - часто... а как понять - где, когда? - мы инстинктивно боимся их, не доверяем им, мы убедили себя в том, что мысль ближе к истине, но появляются люди в человечестве, такие как Гёте, они приходят и говорят - чушь! Чувства обманывая, говорят больше правды, чем необманывающая мысль. И слушающие пребывают в шоке и не могут узреть, что это единственная правда, поскольку - ну это же так просто!
Здесь на наглядном примере, на контрасте с подходом Гёте, вы можете увидеть в каком "порочном круге своей головы" бегает и до сих пор весь научный мир человечества, и только это явление - довлеющей и приоритетной массы, и не позволяет нам "соприкоснуться с гётевской тишиной" и глубиной. Глыба традиций висит над нашими душами, и они, как затравленные зайцы разбегаются в разные стороны - успеть бы спрятаться, а не морковку съесть. Это не смешно - нам бы успеть закончить школу, написать диссертацию, соответствовать имиджу и т.д. и т.п. - не до гётевского понимания вне всяких традиций.
Но вернёмся к Свету. Значит, Световой образ. Или страдающий Свет, как ещё называет его Гёте.
     Он предлагает - давайте начнём с незнания( ну точно Сократ!), - мы не знаем что такое Свет, мы знаем как он нам является и если мы внимательно изучим "как он является", то наверное, узнаем и про него, и это будет настоящее знание. Свет страдает в нашем мире, в бесконечных вариантах и модификациях, и его "страдания", его деяния мы и будем изучать. А Ньютону предоставим право изучать "обломки" своей головы))).


Рецензии
Очень интересно!

Финист Ясный   12.04.2017 02:09     Заявить о нарушении
Мне тоже))) потому и пишу)))

Марина Артюх   12.04.2017 02:32   Заявить о нарушении