Шалвар, шалбор, шалбар, или шаровары
Происхождение слова….
По славянски шаровары – означают широкие штанины которые носили казаки….. но,
Шаровар (шалвар), чекме, сапог, уздек (уздечка), башлык, кошме, шашка (шаш, шиш), это тюркизмы. Причем, одежда казака полностью идеинтична с одеждою тюрков, (татар крымских, причерноморских, и турков ), похожие шаровары носили и на Кавказе.
Теперь о происхождении слова шаровар (шалвар)
По тюркски ( в большинстве языков тюрков) шал – ткань, на волжско-татарском еще покрытие, (защита).
Вар, Бар, Бор – означает - есть, (в значении надето…)
Т. е. шалвар - «защита надета»….
Почему я описываю дословное значение… потому, что слово шалвар, шалбар используемое в тюркских языках как брюки и штаны, есть и в других языках кавказских, и у осетин, у персов (на фарси), только в том же значении, что и у славян (шаровары) или широкие балахоны кочевников или казаков имея синонимы.Вообще у иранских народов слово шалвар, не распространено у всех народах, что может свидетельствовать о заимствовании от других языков, и народов.
Теперь о пред истории…, самые древние штаны найдены в Северном Китае… (в местах обитания кочевников).
Одежда римлян, греков, до завоевания кочевников (гуннов, аваров) – платья, в одеждах воинов, в т. ч. Верховых не было штанов.
Одежда древних персов 4-5 вв Сасаниды есть в наскальных рисунках – длинные халаты.
Одежда армян… Под этимелогией армян подразумевается народы северного Месотамии, и Армянского нагорья, в том числе хайки (современные армяне)…
Пример:
Страбон Текст приводится по изданию: Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994.
Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко.
Редактор перевода проф. О. О. Крюгер.
«
12. Древняя история этой народности приблизительно такова. Как я уже сказал10, Армен из фессалийского города Армения, расположенного между Ферами и Ларисой на озере Беба, отправился походом в Армению вместе с Иасоном. Кирсил из Фарсала и Мидий из Ларисы, участники похода Александра, утверждают, что Армения получила от него свое имя. Часть спутников Армена поселилась в Акилисене (которая в прежние времена была подвластна софенам), тогда как другие — в Сиспиритиде вплоть до Калахены и Адиабены за Армянскими горами. Рассказывают далее, что одежда армян — фессалийская; так, например, длинные хитоны, называемые в трагедиях фессалийскими, перетянутые поясом около груди, и верхняя одежда на застежках, так что даже трагические актеры подражали фессалийцам; ведь им нужно было иноземное украшение в таком роде; но так как фессалийцы как раз носили длинные одежды (вероятно потому, что из всех греков они жили в самой северной и наиболее холодной области), то эти одежды представляли актерам самый подходящий образец для подражания в их сценических перевоплощениях. Страсть C. 531к верховой езде у армян и мидийцев — от фессалийцев. О походе Иасона с.500 свидетельствуют святилища Иасона; некоторые из них воздвигли властители страны, подобно тому как Парменион построил храм Иасона в Абдерах.»
Как видим, что в описании Страбона у мидийцев, фесалийцев и армян – теже длинные одежды, похожие, что на рисунках Сасанидских воинов.
Древние кочевники:
Машкуты, ишкузы (масогеты) (прото-тюркского происхождения.)
«Об обычаях массагетов известно в основном из сообщений Геродота, который писал[40], что образом жизни и одеждой массагеты сходны со скифами. В качестве жилищ массагетов им упоминаются кибитки. С его слов у массагетов имелись и пешие воины, и лучники, и копейщики, а так же, что массагеты имели обыкновение носить секиры. Геродотом упоминаются и всадники, которые надевали на грудь своим лошадям медные панцири.»
По иллюстрированным реконструкциям К.С. Ахметжанова, М.В. Горелика и М.В. Баста можно описать одежду саков. Высокий остроконечный головной убор из белого войлока, распашной бешпет (разновидность верхней одежды) из кожи или самотканого сукна, украшенный металлическими бляшками, кожаный пояс, кожаные штаны и войлочные сапоги в костюме сака указывают, в первую очередь, на удобство при верховой езде и кочевом образе жизни. Металлические бляшки в одежде сака, очевидно, служили не только предметом украшения, но и безопасности.
Декор, выполненный из драгоценных металлов в виде фигурок различных зверей (так называемый «звериный стиль»), является одним из крупных наследий сакской культуры. Сюжетной основой этого искусства были сохранившиеся с глубокой древности тотемические мифы о происхождении людей от различных животных. Человек не мыслил себя в отрыве от природы, потому что он был частью ее.
Сидят на кошме, укрываются войлоком…
После распада государства саков образовалось новое государство на территории Казахстана – государство гуннов. Гунны занимались кочевым скотоводством, были бесстрашными воинами и отличными наездниками. Древние историки писали о быте гуннов: «Носят одежду из кожи. Сидят на кошме и укрываются войлоком». Лоскутки тканей, ковров, ювелирные изделия, найденные во время археологических раскопок, доказывают высокий уровень мастерства изготовления предметов быта гуннами.
Особое значение гунны уделяли лошадям. Крылатое выражение «Конь – крылья мужчины» пришло к нам именно из той эпохи. Гунны выводили породистых лошадей и были прекрасными наездниками. Они же являются родоначальниками конных игр.
Территориальное расположение государства гуннов: между странами Европы – с запада и империей Хань (ныне Китай) – с востока - наложили отпечаток в культуре их одежды. Вместе с тем гунны достойно сохраняли традиции в одежде своих предков – саков. Высокие головные уборы, искусно декорированная верхняя одежда, стеганые рубахи, шаровары из шкурок козленка или жеребенка, кожаные сапоги изготавливались из материалов добротного качества. После того, как кануло в историю государство гуннов, на территории Казахстана образовалось более мощное тюркское государство –
Западно-тюркский каганат.
Тюрки поклонялись Тенгри –
невидимому духу, обитающему на небе, величиной с небо и весь Мир. Древние тюрки его почтительно называли «Вечное Синее Небо», или «Тенгри - хан», а также они поклонялись богине «Умай». По каменным статуям тюрков святилища Мерке можно определить не только половую принадлежность, но и головные уборы, украшения, аксессуары, оружие и культовые предметы быта.
Войлок у тюрков обрел новое качество – стал строительным материалом для юрты. Сохраняя зимой тепло, летом – прохладу, войлок служил прекрасным материалом для изготовления предметов быта. Изделия из войлока не мокнут – капли по ворсинкам стекают вниз. Тюрки искусно, умело и тонко выделывали шерсть, шили себе одежду, обувь, головные уборы.
Одним из крупных городов того периода, характеризующих культуру и быт кочевников является город Тараз. Историки писали: «Богат и славен торговый город Тараз. Его деловые связи обширны, нет той страны, что не слала бы сюда свои караваны».
Кроме войлока тюрки изготовляли и другие изделия из шерсти, например, ворсовые ковры – палас, халча и безворсовые ковры и накидки на животных – килимы и сармы. Название племени сармат произходит от татарского сарма – накидка тканная для лошади.
Цитируя древние источники, нельзя было обойти упоминание Азербайджана в Священном Коране, о чем знает только узкий круг мусульманских ученых и толкователей Корана. Уважаемый и авторитетный в исламском мире муфассир - толкователь Корана, имам Тахир ибн Ашур Малики (1879 - 1973) переводя смысл 16 аята 88-ой суры Корана: «…и ковры разостланы» (Коран, Сура 88. АЛЬ-ГАШИЙЯ (араб. ;;;;;;;) – одна из ранних мекканских сур), отмечал, что в этом аяте словом «ковры» (по арабск. «Зарабийу») обозначают изготавливаемые в Азербайджане особые ковры из мягкой и крашенной шерсти.
Ибн Ашур отмечал, что слово «зарабийу» является не арабским, происходит от «Азрибийа», которым обозначали все азербайджанское. Он писал: «Слово «Зарбийа» относится к Азербайджану, являющемуся одной из стран персидских и бухарских» (тюркских – Р.Г.), тем самым также давая знать, что Азербайджан является персо и тюркоязычной страной. Ибн Ашур констатирует, что слово «азрибийа» со временем в арабском языке с целью упрощения стало произноситься, как «зарбийа», поскольку является не арабским и пришлым в этот язык. («Биографии азербайджанцев в арабских источниках вплоть до X века», (на арабском языке), составитель: Насиров С.Р. - магистр арабского языка и литературы, Университет аль-Азхар, Каир (Египет), 2011 г. (частичный пер. на русский – Рзаев Х., Шахгусейнов Э., Алиев Ш),стр. 12,13)
Вернусь к шароварам, известный автор Олег Бузина в своем сюжете (Час истины) "Кто дал украинцам штаны"
https://www.youtube.com/watch?v=y4wy_QKaDLk
доказывает что, славяне не носили шароваров в древности, а в картинах древности славян описывают в длинных кафтанах без карманов, в греческих источниках описывающих славян, А шелковые крашенные шаровары появились лишь в 18-19 вв.
Исходя из многочисленных источников, можно смело утверждать тюркское шалвар (шаровары шелковые) и кожаные шалвары, распространилось у других народов гораздо позже, ... Технология войлока, выработка шерсти и ворсовые и килимные ковры тоже распространилось от тюркских кочевников...
Свидетельство о публикации №116082500693