Любовь. Марсель Пруст и Делёз 2

    Интерпретировать наверное значит пропускать через себя, принимать и участвовать в чём-то, потому что то, что нас не затрагивает мы в подлинном смысле слова не интепретируем, а скорее отобъясняем, как выражался Мераб - чтобы оно от нас отстало и не "мешало нам жить"))) Мы как бы отделываемся от него, отстраняемся сами и его отстраняем. Люди, конечно, и это называют интерпретацией, но они всё по большей части неправильно называют, философ, Делёз в данном случае говорит о другом. Он говорит, что когда мы любим, затронуты и взволнованы - тогда можно говорить об интепретации, а любовь самая глубокая интерпретация и вера здесь ни при чём, в глубину не надо верить, её надо видеть и чувствовать, потому что она есть и не как наши проекции и приписывания, она есть как нечто возникающее, как событие, длящееся и присутствующее.
    На человеке всегда множество наслоений всякого разнообразного, спутанного через причинно-следственные связи и запутывающего и нас самих, любовь - самая глубокая интепретация, потому, что она прорывается сразу же к истокам человеческой личности, к тому, что обычно скрыто наслоениями, прошлым, условиями - она вспыхивает и говорит "вот"! Недаром у Хайдеггера термин о Бытие присутствия это Вот-Бытие, это такое Бытие, которое появляется и вспыхивает как ВОТ, как неумолимая и несотворимая "вручную" данность и несомненная - ты от неё никуда не денешься, она твоя.... Но Делёз говорит - не надо представлять этот процесс сентиментально и в одном лишь розовом свете - мол, обнаружилось своё, наше и замечательно, он говорит, что то, что обнаружилось предстаёт для самого человека крайне противоречиво - ему кажется мир любимого и таким дорогим и интересным, и в тоже время незнакомым - это я? - - и это мне? Обнажённо чувствуется бесконечная близость любимого и удалённость, как невозможность "чуда", сближения, подлинного самораскрытия, а не обладания лишь.
    Всё это, естественно, очень сложно описать и в кратком объёме тем более, Пруст вот целые тома исписывал, чтобы выразить и понять, но любая интепретация основана прежде всего на "узнавании" и "узнавание" это происходит словно "само собой", это не то "узнавание", которое "это треугольник", а "это стол", это крайне небезразличное "узнавание", колыхающее душу - некоторый такой всплеск души спонтанный или волна, импульс - тут даже разуму нечего делать, он в этом событии "снят", если по Гегелю - неотличим от происходящего. То есть это "узнавание" идёт не через наше сознательное "я", но через те пласты, что пока в самом человеке ему недоступны - "я" туда ещё только отправится, если решится на это. Вот как отправился Пруст в "свою" дорогу - туда к себе - к своим всполохам и колебаниям-вспышкам, к другому человеку как целому миру того же самого - к любви.


Рецензии