Вызов

Новый подход всегда вызов. Привычка имеет признак устойчивости и предложение нового вызывает сразу неприятие. Начинаются поиски уродливого, так как все выходящее через рамки является подозрительным и подвергается сомнению и отказу.
Все должно быть, как принято, как было, как заведено. Например, портрет. Лицо должно смотреть зрителю в глаза, отвернуться нельзя - это неуважение и прочее, типа, "идите вы все..." А как же быть художнику, если он ставит задачу поймать движение или порыв? Настроение, мгновение? В портрете не всегда присутствует только объект, там еще и художник царит. Одно дело, если он всеми средствами говорит, видите, вот я какой и как я могу формой и цветом? Вы даже не понимаете, как? Или догадываетесь при внимательном и долгом рассмотрении.
 
 Это зависит и от художника и от зрителя. Зрители делятся также, как и художники, на талантливых зрителей и бездарных.
Некоторые зрители устраивают из рассмотрения картин художников в поклонение, похожее на экстаз. Это те, видимо, которые хотели славы и такого уровня картин сами создавать, но не получилось. Чаще из-за того, что не знали, как обращаться с красками, палитрой и холстом. Может быть, не было рядом учителя хорошего или другие обстоятельства.
 
 Писать картины надо тогда, когда тема полностью переполняет художника до невозможного, до края, безраздельно и без компромиссов. Иногда сразу входить в тему, как в воду или раздумывать долго и упорно, искать путь и средства, композицию. Иногда достаточно повода небольшого, например, выражение лица, игры света, события.
 Во всем, что пишет художник, проявляется его взгляд и мироощущение, его душа, характер, его темперамент.
 
 Портрет. Многие пишут с охотой молодые лица, женщин и детей или именитых для заказа. Большая часть современных художников пишут свое умиление, называют это преклонением перед красотой. А там только форма и оболочка, детские любопытные глаза. И все прилежно позируют. Либо ловкачи пишут с фотографий, так удобно, никого не мучаешь и сам не торопишься за светом. Свет неуловимо ускользает. Надо иметь феноменальную память, снайперские руку и глаз, короче, быть, как Валентин Серов, Илья Репин, или другие великие художники. Обмануть невозможно опытного зрителя, сразу поймет, что писано с фото. Там все неподвижно, статично и все медленно филигранно выписано, но ...скучно. Нет живого света и нет движения воздуха. Можно, конечно, так бывает тоже, писать с натуры и "засушить натуру". Устать от натуры. Всякое состояние художника сразу сказывается на картине. И важно, что понятие красоты не в милом лице, в чертах красивой оболочки, а во внутренней жизни души. Задача художника изобразить ее всеми средствами, какими он владеет. Тогда понятие красоты неуловимо присутствует, она уходит от художника, живет своей жизнью, вдохновляет и греет сердца.
Это мое мнение, оно может не совпадать с чьим-нибудь.


Рецензии