Экспертный обзор. София Юзефпольская. Июль-2016
АННА ДЭ «там, где русалки выходят играть на речную мель...»
http://www.stihi.ru/2016/06/15/613 отборочный тур для резидентов
Пронзительное и мастерски написанное стихотворение, с выпуклой образностью, поэтически и тематически оправданной игрой с аллюзиями и клише, с четкой ритмикой, звенящей аллитерацией, аутентичностью переживаний, мастерской сменой пространственных и временных ракурсов. Хотела процитировать понравившиеся моменты и поняла, что просто копирую почти все строфы: в каждой - находка, а чуть сдвинешь фокус зрения на стих, и замечаешь еще одну. Ну вот, хотя бы это:
"...где запылённый мужчина без женщины, как без ног,
полз по дороге, ведущей на деревенский праздник,
женщина всласть наливает колодезное вино..."
или:
"сколько же их, без следа, захлебнулось в её вине -
ветхозаветной вине, запрятанной под исподним."
или:
"из деревянного ящика вновь доставала Ваню -
да молодого, с немного надорванным уголком,
да с полуграмотным выцветшим голосом на изнанке"
Стихотворение самого высокого "надрыва" (в Достоевском ключе и понимании этого слова) и абсолютной поэтической цельности.
СВЕТЛАНА СТИХАЧ «Переезжаем...»
http://www.stihi.ru/2016/06/29/3102 отборочный тур для резидентов
Замечательный поэтический и полифонический фотоколлажик нашей разваливающейся цивилизации получился. С ехидством, с сарказмом, с живым и высоким, пробивающимся сквозь клочки старых фотографий и судеб, трагизмом, с переплетением звездных и самых обыкновенных судеб человеческих, с гибелью... и выживанием времени и его поселенцев, Просто семейный портрет 20 века в мировом временном и географическом интерьере... И его ободранные стены...
И Феллини напомнил, особенно: "И корабль плывет..." Совершенно живое стихотворение!
АЛЕКСАНДР ДЕЛЬФИНОВ «Нигилист»
http://www.stihi.ru/2016/07/20/8463 номинатор Ильдар Харисов
Читала очень внимательно, забыв, что читаю стих. Нет, не потому, что верлибр не рифмованный, или даже почти проза - дневниковый отчет, а потому что все мое внимание ушло на ощущение и воспоследовавший из него вопрос о моем личном знакомстве с Нигилистом. То, что всю историю его духовных поисков - я сама пережила в 80-е, было просто фактом. Личным. И историческим. И литературным. И религиозно-философским. Но, все-таки знала или не знала? Он или не он? Нет, того, кого вспомнила, кажется, звали Гуру. А этот кто? Уж больно знаком. Может, Базаров, или Ставрогин, или Писарев-Нечаев? Думаю, что это случилось не только со мной, читая этот стих. И думаю, что так и было автором задумано. И чтобы неразрешимость иллюзорности или реальности знакомства с Нигилистом вызвала в памяти более серьезные ощущения и размышления. И вопросы. В конце концов, пока вспоминала Нигилиста, перед моим мысленным взором встала не только история русского нигилизма, но и неразрешимость всего многовекового историческо-философско-религиозного конфликта между западниками/славянофилами. Стих затянул из личного в размышления о многократно историей подтвержденных причинах невозможности европизации России. И одновременно чуждости ей чисто ориентального сознания. И о том, как поиски абсолютной свободы при отсутствии или мизере исторического или личного культурного образования и традиций, как моральных и правовых, так и эстетических и интеллектуальных, неизбежно кончаются духовным рабством, или жаждой такового... Грустно, но пришлось с иронией последней строчи стиха согласиться:
Je ne parle pas francais. Je suis Russe.
СТОЛЕТОВ «В готической пене соборов...»
http://www.stihi.ru/2016/01/10/12006 квота Елены Наильевны за редактирование отборочного тура
Несмотря на не очень ритмически удачную и пустоватую первую строку последней строфы стихотворение подкупает своим классическим (акмеистическим) строем и величавой, неспешно разворачиваемой образностью. Мне близка архитектоника стиха: и ажурность его готической пены, и отпечатки липкого улья человечьих голосов на стенах Нотр-Дама, и панорамный общепримиряющий взгляд сверху: с точки зрения времени/неба/Творца-Архитектора. Поразило сходство моих собственных впечатлений от Парижа и поэтической образности стихотворения. За точность образа Нотр-Дамовского черного корабля/ утюга просто могу поручиться. И за оглушенность водами времени. Во всяком случае мой диалог со стихом состоялся. Спасибо!
КОНСТАНТИН КОНДРАТЬЕВ «Эпилог из книги собачья родина»
http://www.stihi.ru/2016/06/26/9791 номинатор Александра Герасимова
Вместе с автором прошла до последнего шага, до самого края (стиха) и услышала его как заклинаниe. По дороге защемило сердце от "небо засыпаньем беспробудным
и непреодолимым остываньем…”
Увидела. Почувствовала. Прочувствовала. Мелькнула обрывком строки цветаевская тень под каким-то не явленным, но огромным солнцем: увы (а может, и к лучшему...) не у нас над головами. Все в стихе узнаваемо (но не банально), переживаемо (но не сентиментально) - все графически и фонетически убедительно, не броско, но осязаемо. Особенно удачен баланс в сочетании образов больших пространств и деталей местности и психологического состояния лирического героя. Замечательный understament.
Хотя мне как читателю очнуться в конце так и не удалось, но прочувствовать эффект самого процесса заклинания - удалось. И как-то раствориться во всем поэтическом опыте этого стиха - тоже удалось. И захотелось узнать, что же было до эпилога...
МИТИНА ЮЛИЯ «Крестики-нолики»
http://www.stihi.ru/2016/06/30/5090 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
В этом стихотворении подкупили, конечно, окрыленные двумя "была", пол-строки о любви, ее убедительная и одновременно какая-то неожиданная встроенность в лаконичное перечисление воспоминаний о детских играх (с их постепенно нагнетаемым, но ненавязчивым подтекстом, в котором любовные отношения фигурируют как детские игры-военные схватки) И так эти пол-строки о любви звучат, как катарсический прорыв из какого-то, скорее похожего на маятник (начиная с образа качалки в первой строке) механизма воспоминаний, т.е. механического времени, что пронзают, как вскрик боли, утраты; и опять все погружается в неразрешимую механичность неизбежных и уже установленных стихом, но теперь еще более оголенных антиномий: жалости/победы; страданий/пустоты; крестика/нолика. И, завершается стихотворение, как точкой, небытием нуля. Но именно поэтому, т.е., по принципу контраста стих сумел в этой механистической структуре воспоминаний придать вскрику утраченной любви - значение реальности и бытия. А это удача. И за это спасибо!
ЛЮДМИЛА КАЛЯГИНА «Аюттайя»
http://www.stihi.ru/2016/01/02/9582 квота Полины Орынянской за редактирование отборочного тура
Стихотворение «Аюттайя» насквозь - и в ритме, и в образной системе, в своей афористичности, в анти-сентиментальной визуализации духовной истории человека, его жестокости, его безумия, и даже в образах обезглавленности, уничтожения его духовных принципов и основ (от изначального камня до духовных глаз, голов, хрупкой красоты творящих пальцев и цветов) - убедительная, даже мощная, поэтическая дань, выживанию духовной силы в этом мире.
Стихотворения лонг-листа рассматривались в обезличенном виде, под номерами. Полные ссылки на них восстановлены при подготовке обзора к публикации - ГР БЛК.
Свидетельство о публикации №116082104732
Митина Юлия 21.08.2016 22:42 Заявить о нарушении