Триада Лермы. Год 29-й. Стихи
Первое – «К П…ну»
Забудь, любезный Петерсон,
Мои минувшие сужденья!
Нет! недостоин бедный свет презренья.
(Выходит, говорил Лерма приятелю о своем отношении к миру как о юдоли страдания, что и следует из дальнейшего):
Хоть наша жизнь минута сновиденья,
Хоть наша смерть струны порванной звон.
Мой ум его теперь ценить иначе станет.
Навряд ли кто-нибудь из нас страну узрит,
Где дружба дружбы не обманет,
Любовь любви не изменит….
Это строки уже зрелого Мастера – вот что значит освободиться от пут классицизма! Но романтический настрой выражен предельно ясно. Вместе с тем в наличии истинные перлы: про жизнь и смерть - готовые афоризмы, кои не грех заучить наизусть лермолюбам и лермофанам.
И еще: в «Корсаре» Поэт не раз сказал о том, что душа его обманута жизнью и людьми. Этот мотив есть и здесь… И этот мотив станет лейтмотивом Лермы на всю жизнь, когда он будет писать о себе и своих страданиях, пусть и выраженных в его героях.
Еще одна тема - тема избранности, тема Я и страданий, исключительных страданий, заявленная уже в «Корсаре»: Я так полюбил, как другим не дано! Я страдаю так, как никто не страдал:
Везде утехи есть толпе простонародной;
Но тот, на ком лежит уныния печать,
Кто, юный, потерял лета златые,
Того не могут услаждать
Ни дружба, ни любовь, ни песни боевые!...
Что скажет любой психолог, прочтя подобное у современного поэта? Да, вы правы: «Надо лечить! И немедленно!»
К Д…ву
Я пробегал странЫ России,
Как бедный странник меж людей;
Везде шипят коварства змии…
Нет дружбы нежно(!) постоянной,
И бескорыстной, и простой…
Ну с этим и я мог бы согласиться, ибо друзей у меня нет, кроме виртуальных, сайтовых. Но каково-то мальчику с этим жить?! И заметьте: говорит о себе – и снова «высокий» стиль, дабы подчеркнуть значимость сказанного.
Но, но… Лерма уже может отречься от себя и говорить иначе:
Посвящение N. N.
Вот, друг, плоды моей небрежной музы!
Оттенок чувств тебе несу я в дар.
Хоть ты презрел священной(!!) дружбы узы,
Хоть ты души моей отринул жар …
Я знаю всё: ты ветрен, безрассуден,
И ложный друг уж в сеть тебя завлек….
Прекрасно! Такие мягкие укоры, такой дружеский тон, просто горькое сожаление, что и тут дружба не сложилась. Вполне можно читать с эстрады и на юбилеях.
И совсем весело, свободно звучат строки в «Пире», в котором «пир», на что зовет он друга, венчается строками:
А снедь – кусок прекрасный хлеба
И рюмка красного вина.
Право, - афористично, мило, чУдное завершение!
«Веселый час»
Чистое переложение стихов Беранже и та же веселость в песенном ритме. И конец:
Тот счастлив, в ком ни раз
Веселый дух не гас.
Ага, скажем мы, можно же и без уныния жить в юном возрасте. Но последние строки:
Хоть он всю жизнь страдает (!!),
Но горесть забывает
В один веселый час!..»
Еще раз подчеркну: замкнутость на себе, на исключительности своих страданий – сквозная тема Лермы, вплоть до Печорина… Но когда Поэт забывает о себе, рождаются великие строки и творения. Примеры этого в стихах того же года.
«К друзьям» - это три строфы, разделенные звездочками:
Я рожден с душою пылкой,
Я люблю с друзьями быть,
А подчас и за бутылкой
Быстро время проводить.
Эпикурейство по-тогдашнему!
Я не склонен к славе громкой,
Сердце греет лишь любовь…
Но нередко средь веселья
Дух мой страждет и грустит…
Писал нечто подобное и я, друзья мои, в ранней молодости: с любовью не везло, с дружбой не получалось. Помню выпускной вечер в средней моей школе, мужской, в Алма-Ате. Приглашены девочки из женской школы. Сижу в неком томлении духа – молодой, кудри русые едва ли не до плеч, «интересничаю», как тогда говорили, собираюсь уйти, однако. И получаю записку от некой девицы (писали записки анонимно, и надо было угадать адресат): «Что Вы такой печальный?»
Обвожу публику глазами – никто не кивает, не зовет глазами.. Посидел еще чуток, пошел домой по вечернему городу.
К чему это я, спросите. А вот такое дело: помните, Лерма находил свое сходство с Байроном, опираясь на некие совпадения? В свое время, долго работая над творчеством Лермы в альма матер, я заявил во Введении к большущему труду, что буду говорить о Поэте не как литературовед, а как пишущий стихи, то есть как бы «от сердца к сердцу» - и пусть меж нами пропасть в творческом смысле, но «по душе» много общего и потому мне всё понятнее, чем ученым дядям с их диссертациями. И наводнил свой труд моими виршами. Вот еще откуда моё обращение к Лерме!
Но далее. А далее у Лермы Эпиграма, Мадригал, Романс, в котором есть строки:
И балалайки звук народный,
И томный вечера припев…
В сем же году появились у Лермы «Портреты» числом Шесть.
В первом заявлено:
Он некрасив, он невысок,
Но взор горит, любовь сулит,
И на челе оставил рок
Средь юных дней печать страстей.
Власы на нем как смоль черны…
… Клянет он мир, где вечно сир,
Коварность, зависть и любовь,
Все бросил он как лживый сон…
Конечно, автопортрет. Зато далее – портреты друзей – объеденье! Вот второе:
Довольно толст, довольно тучен
Наш полновесистый герой….
Тон шаржа или эпиграммы, но мастерство еще не высшего ранга. И вот ТРИ:
Лукав, завистлив, зол и страстен,
Отступник бога и людей,
Холоден, всем почти ужасен,
Своими ласками опасен,
А в заключение - злодей!
Стихи «К гению» - мотивы упрека, печали, строки тяжелые, длинные, элегические – о СЕБЕ!
Далее - мотивы страдания, болей души и телесных мук . Таково, в частности «Письмо»:
… Болезнь и парка мчались надо мною…
Прости навек! – Но вот одно желанье:
Приди ко мне, приди в последний раз,
Чтоб усладить предсмертное (!) страданье…
Длинное письмо кончается так:
Прости!.. Я бегал за лучами славы,
Несчастливо, но пламенно любил,
Всё изменило мне, везде отравы,
Лишь лиры звук мне неизменен был!
Затем добрый десяток страниц – в том же элегическом духе: и дань моде, и состояние души. А потом – «Эпиграммы»(тоже Шесть), например:
Тот самый человек пустой,
Кто весь наполнен сам собой.
Не бог весть как складно, но показательно… И еще один мотив, из сквозных, о женщине:
Стыдить лжеца, шутить над дураком
И спорить с женщиной, - всё то же,
Что черпать воду решетом;
От всех троих избавь нас, боже!
Затем еще «Наполеон» - восторги в классически возвышенном тоне, чуть ли не поэма, где есть и
«Певец возвышенный, но юный»,
который явился петь Герою славу.
Стихи «Пан», «Жалоба турка», «Черкешенка» - некие зарисовки, подражательного характера, романтически насыщенные славянизмами. Но вот и демон Лермы,
«Мой демон»
Собранье зол его стихия(!!).
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые …
Сидит уныл и мрачен он.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь….
Программа будущего демонизма, о котором надо говорить особо и о котором много-много сказано в «Лермонтовской энциклопедии».
Об остальном придется промолчать: имеющий сердце, да поймет, имеющий вкус да рассудит!
Свидетельство о публикации №116082000977
Прочитал, можно сказать, по-второму разу "Триады Лермы" - всё очень нравится.
И дай Бог, чтоб было у тебя и сил, и здоровия дойти/дописать лекции до конца.
Так как прочитываю всегда и все замечания, почерпнул из них, что хвороба тебя одолевает.
Не знаю, известна ли тебе повесть Питера Кэлдера "Око Возрождения", где рассказывается метод гимнастики - секрет тибетских лам, состоящий всего из шести упражнений.
Это ни какая небылица - метод на самом деле работает! Я делаю пять (из шести) упражнений каждое утро вот уже более 10 лет.
Результаты:
- восстановилось давление 120/70; врачи на обязательной годовой медкомисси удивляются: "Как у 18-летнего!"
- перестала мучить спина; ранее себя еле нёс, поднимался со стула при помощи рук, теперь с лёгкостью поднимаюсь пешком на 8-й этаж.
Пройдёшь по ссылке, почитаешь и другие отзывы:
http://www.koob.ru/kyelder_piter/oko_vozrozhdeniya_drevnii_sekret_tibetskih_lam
С поклоном,
Игорь Сульг 26.09.2016 16:06 Заявить о нарушении
Прости за молчание - ты правильно понял. Главное у меня: головокружения. Врач выписала мне одно сильное лекарство и велела пить, пока не прекратится кружение. Пью пока. Но есть такая вещь, как геомагнитные тяжкие дни от вспышек на Солнце, тогда мне худо и одно утешает, что будет и легче. И бывает. Тогда читаю Лерму и о нем и даже могу что-то напечатать.
Спасибо, Друже! ТВой Игорь К.
Игорь Карин 28.09.2016 12:27 Заявить о нарушении