Антология 1. Интересные рецензии. Конкурс хайга-1

http://www.stihi.ru/2016/08/16/9229  Конкурс хайга-1. Лето. Итоги

            Благодарю авторов за интересную беседу в комментариях:

Часть 1.

- Александр!
Можете указать источник где сказано, что ОБЯЗАТЕЛЬНО должно быть
по ударным слогам именно 1-4-7 ?
Желательно, чтобы не было упоминания об японском сонете.
Курума Такуми   14.08.2016 21:11   

- Здравствуйте, Евгений!
Давным-давно, в 2011-м году, Вы сами мне писали об этом. И поддержала нас Татьяна (Кариатиды Сны). Она привела в пример работы российского исследователя японской поэзии… Ерофеева, кажется.
Конечно, сейчас эту переписку я вряд ли найду. Слишком много воды утекло.
Но, существуют записи аудиозаписи произведений Басё, которые читают на японском.
Так, вот там, эта «ударность» великолепно слышна.
С почтением
Александр Кованов   15.08.2016 10:35   

- Понимаете в чем дело, Александр. Тогда я только постигал основы хайку. И вся та полемика с моей стороны опиралась исключительно на правила ударных слогов японского сонета. А японский сонет к японской поэзии не имеет никакого отношения.
Потому правило дактиля для хайку не то что необязательно а даже мягко говоря неправильно, если не сказать что дактиль вообще должен считаться ошибкой.
Про Басё и что там слышно, (кто делал запись самого Басё? :) ) могу не согласиться. Как перевести силлабику - японская поэзия силлабичная (см. книги Александра Долина) - в силлабо-тонику (это и дактиль и др. стихотворные размеры европейской поэзии) наверное Вам никто не скажет. То что слышно как долгий звук нельзя переводить в ударный слог, потому что другой читающий может долгим сделать другой слог. По крайней мере прослушав с десяток японских вака (танка) в оригинале я не нашёл единой системы долгих и кратких звуков. И если этого нет в танка то в хайку тоже.
Хотя Шнвченко писал, что наиболее близко к оригиналу японского языка для хайку это такой:
1-5
1-5
1-5
Вот так.
Про Ерофеева не слышал. Хотя моё мнение на данный момент, и меня кстати поддержит и Иса Лариса (да и в трудах многих исследователей японской поэзии), что не нужно обращать на строгость ударных слогов никакого внимания. Лучше обращать внимание на ториавасэ и итибуцудзитатэ. На каруми, ёдзё, фуга-но макото и другие категории хайку.
Курума Такуми   15.08.2016 10:58   

- Спасибо за НАУКУ, Евгений!
Искренне рад Вашим глубоким познаниям,
и принимаю добрые советы, как дОлжное.
Учиться люблю.
Если чем-то обидел Вас, извините!
С почтением
Александр Кованов   15.08.2016 11:33   

- Никаких обид.
просто слишком сильное обращение внимания на дактиль или 5-7-5 уводит от главного в хайку.
Курума Такуми   15.08.2016 12:14

Часть 2.

Рецензия на «Хайга. Небо в турпанах» (Сафонова Полина)
http://www.stihi.ru/rec.html?2016/06/27/1414

Полина, два технических замечания:
1. ХайгА - на конце А! От "га" - картина/рисунок. На русском иногда склоняют как сущ. жен. рода, но это неофициально.
2. Выбирая цвет шрифта, обращайте внимание на то, чтобы текст легко прочитывался. У Вас местами буквы сливаются с турпанами. Поэкспериментируйте с опциями - там должна быть с "анти-хамелеонным" эффектом, меняющая цвет и насыщенность шрифта в зависимости от цвета фона. Есть и другие возможности (напр., "туманная" подложка). У меня часто получается несколько версий, из которых я и выбираю в конце.
Лейте Совушка   27.06.2016 06:49

- Да я запуталась то хайга то хайку и подконец подражала нашему Николаю ШУ. Насчёт шрифта мне наоборот понравилось, что буквы сливаются с летящими турпанами.Специально так и сделала. Всё равно внизу же текст, для тех кто не сможет усмотреть подумала.
Сафонова Полина   27.06.2016 10:32   

- Японские "окончания", а точнее - вторые корни в сложных словах (для поэтических терминов):

-КА - песня, например: танка, она же вака, сэдока и т.д.;

-КУ - строфа, первоначально часть танка или рэнга-цепочки: хокку, агэку, ещё куча названий,
термин 'хайку' предложил Масаока Сики в XIXв. для самостоятельного трёхстишия, по аналогии;

-ГА - картина, рисунок; хайга на конкурсах оценивается только по картинке-композиции, текст в публикации факультативен, необязателен. Это скорее из правил сайта - поле для публикации не должно быть пустым. На Конкурсе Хайку после основной (текстовой) части конкурса начинается, на мой взгляд, самое интересное: участники (или просто завсегдатаи) берут чужое зацепившее их хайку и сотворяют из него хайга. При публикации текст хайку опускается - только картинка.
Лейте Совушка   27.06.2016 12:16

- Спасибо Совушка, я скоро вылетаю на Север, на путешествие. Две недели не буду на странице. Там интернета, связи не будет.
Сафонова Полина   27.06.2016 18:39   

- Здравствуйте, Лейте Совушка и Полина.
У Вас очень интересный диалог.
Можно ли выдержки из него опубликовать http://www.stihi.ru/2016/08/16/9229 в части "Благодарю авторов за интересную беседу в комментариях:" ?
С уважением, Светлана.
Солнце Моё   17.08.2016 09:08   

- Если Полина не против, то и я не возражаю.
Наверно, вообще не помешало бы создать в Городе словарик отдельной публикацией? Кратенький такой...
Лейте Совушка   17.08.2016 13:53

- Хорошая идея, Нина! С удовольствием приму такое предложение.
Думаю, что Тамара, будет тоже - за.
А как будет называться форма, если к картинке написать двустишие - танкетку?
http://26.netslova.ru/bitanketki
Здесь автор танкеток и битанкеток..
А мы с картинкой ТанкетГА устроим?:)
Только какие условности могут быть? У хайга - как дополнение.
А здесь - подчеркивание? или что-иное ..тайное еще найти можно?
Вот какая идея пришла...
Но может она у кого и воплощена и прописана?
А если нет? То может "родим"?:)
Рада Вам, Нина!
Солнце Моё   17.08.2016 14:04

- Задачка... Есть параллельный, частично совпадающий, термин - именно для текста к фотографии - фотоку. Поскольку танкетку и битанкетку можно рассматривать как строфу, то... А вот текст плюс рисованная картинка - не знаю, что и придумать.

Кстати, о первичности и вторичности. Текст и изображение - РАВНОПРАВНЫЕ участники. Текст участвует в хайга и визуально - шрифт (каллиграфия), расположение, для современных, особенно Digital - цвет, эффекты.
Кроме того, далеко не всегда хайга 'комплектуется' именно в такой последовательности - изображение, ЗАТЕМ текст. Равноправен и обратный вариант. Собственно, хайку, сложенное к фотографии, и есть фотоку. Вот для него допустимо неучастие текста в изобразительной композиции - например, в конкурсах по конкретной фотографии. Как говорится, почувствуйте разницу...
Лейте Совушка   17.08.2016 14:50

- Я конечно не против.
Сафонова Полина   17.08.2016 17:04


Часть 3.
Рецензия на «потрёпан штормом. хайга» (Курума Такуми)
http://www.stihi.ru/rec.html?2016/08/07/3286


http://geophoto.ru/large/ylm213091716l.jpg
http://geophoto.ru/large/ylm213090741l.jpg

Крузенштерн в зеленом океане растений с парусами бабочки - так здорово увидел!!!!!
Восхитительно!
Барк - бабочка!!!
Очень понравилась хайга!
Солнце Моё   07.08.2016 10:28


- Спасибо, Светлана!
Старался как можно дальше развести хайку и фото. И в тоже время есть связь - парусник - бабочка и барк.
А ведь Подалирий действительно напоролся крылом на острый лист вишни, до того у него только был оторван левый хвостик, а тут и крыло повредил.
Курума Такуми   14.08.2016 21:19   

- Да очень далеко ..и все же все в одном..
Очень талантливая хайга получилась...
И ты как пример привел о том, какие измерения могут быть в этом...
А еще больше удивляюсь тебе как ПРИРОДУ ты ВИДИШЬ! И успеваешь щелкнуть моменты!
Я с тобой наблюдала варакушек и так счастлива от такого экскурса!
И бабочка эта - еще одно из открытий..
В тебе необыкновенный ключик природы вживлен!
И этот ключик открывает мир необыкновенного сочетания поэзии и природы.
Жизнь видеть СТИХОМ!!! Это ДАР Божий!
И спасибо тебе, что ты этому учишь!
Что на твоем примере можно этому научиться тоже.
Солнце Моё   14.08.2016 21:26

- Это фото сделал в 2012-ом году. в конце июня. а через пару недель удалось поймать одного Подалирия. Он так пытался освободиться, что выбился из сил, и я посадил его на яблоко (мальта Багаевского) и он сидел на нём минут десять, я его сфоткал во всех ракурсах и даже в макросъёмке. Потом он конечно улетел
Курума Такуми   14.08.2016 21:43


Рецензии
Глубоко, среди густого сумрака крон, пробивались, рассеиваясь во все стороны лучи, восходящего солнца. Слегка освещая листья и находящиеся внизу папоротники.
На ближнем дереве, находилось дупло из которого выглядывала, любознательная белка.
Её видно заставил выглянуть дятел, устроивший на соседнем дереве, концерт одинокого барабанщика.

Девственность леса
Утром свет нарушает
Жизнь пробуждая.

Фото, картина, проза, - есть жизнь, в которой и родился стих для жизни.
А счастлива ли будет его жизнь, а как у нас, счастлива?
))
Рожденье ребёнка, счастье приносит.
Но как подрастёт, сложен узор.
Судьба ведь за ней, его идти просит.
Улыбка, слеза, что ждёт его взор?
))
Счастья!

Николай Шу   20.08.2016 21:18     Заявить о нарушении
Всё так! Так все пишешь...
Так и Бог посылает нас ЖИТЬ с определенной судьбой ...
Молча наблюдает за нашими успехами и ошибками...
Дает уроки, задействуя целые сценарии, через сторонних или родных людей..Но не бездействует..
Не дает самотека всему..
Так и родительский долг должен быть:
-дать свободу делать успехи и ошибки
-дать уроки (молча или нет) на успехи или ошибки
- молиться для молитв детей, чтоб сами могли выбор успешным делать.
То есть родитель должен воспитать дитё так, чтобы был у них:
Бог в голове,
Бог в Жизни,
Бог в судьбе...
..
А сами-то родители такие?
Когда Оба родителя такие, то всегда-ли так будет?
Если один из родителей?
То всегда ли так?
не факт...
комбинации - различны могут быть..
не знаю пока ответов...

Золотой Город   20.08.2016 21:59   Заявить о нарушении
))
Ответов нет, они различны.
В ребёнке старая душа.
А жизни опыты, они ведь личны,
Забыла всё душа, сюда спеша.

Ведь души все, в момент творения,
Уж в слове Божьем были рождены.
Для тел есть смерть и тления,
Для душ же вечности дороги суждены.

Как воспитать то, что тебе равно
И как подняться в небо самому?
И сколько жизней нам прожить дано,
Известно только Богу одному.
))
На утёс сосна
Иглы, шишки кидает
Будет ли поросль?
))
Радости!

Николай Шу   20.08.2016 22:41   Заявить о нарушении
интересный образ сосны..утес..иглы и шишки..
человек - сосна
живет себе роняя на утес-жизнь свои иглы-ошибки и шишки-время..
из шишек может прорасти потомство ..- другое время
а иглы будут питать корни ..иногда закрывать от бед..иногда колоть...то есть и плохое и хорошее..- только во благо того..кто "вечно-зеленый"..то есть бессмертная душа..
а поросль может и соки забирать..если близко будет..
все как у людей..
чем дальше поросль..тем живее каждый...нет противостояния..
так получается по наблюдению..?
...
а кучность одного вида может вытеснить другой вид

Солнце Моё   20.08.2016 23:09   Заявить о нарушении
Хорошо в жизни разбираешься.))
Жаль в этой жизни, все для учёбы создано, а не для простой и счастливой жизни.
))
Успехов!

Николай Шу   20.08.2016 23:35   Заявить о нарушении