Описать наружность персонажа...
Обрати внимание, как он описывает наружность! Это у Чехова было, но не так выразительно. Евгений Замятин мгновенным, художническим глазом с чем-то таким сравнит – строчки не занял, и уже готово, нарисовано лицо. Александр Солженицын. // Одна из трудностей, встающих перед романистом, – описать наружность персонажа. Самый естественный путь – простое перечисление, скопом или по отдельности: рост, форма лица, размер носа, цвет глаз. При уместном повторении характерная черта врежется читателю в память. Можно упомянуть о ней, когда персонаж предстаёт впервые, или когда успел возбудить интерес читателя. Так или иначе, я не верю, что читатель чётко представляет себе наружность персонажа. Былые романисты очень подробно описывали внешность своих героев. Тем не менее, случись читателю лицезреть во плоти особу, с таким тщанием описанную автором, не опознает. Несмотря на пространные описания, точный образ почти никогда не складывается. Да и читать перечень примет скучно. Чтобы придать описаниям живость, многие писатели прибегали к импрессионистскому методу, полностью пренебрегая конкретными деталями. Пара остроумных фраз о наружности персонажа в расчёте, что эти ядовитые замечания и впечатление, кое произвёл герой, достаточны, чтобы у читателя составился портрет. Такие описания куда занятнее сухого перечня примет, однако представления о наружности персонажа они не дают. Полагаю, что живость этих описаний скрывает отсутствие у авторов чёткого представления об облике своего персонажа. Писатели бегут трудностей. Некоторые и вовсе не подозревают о том, как важен внешний облик персонажа. Видимо, никогда не замечали, как наружность влияет на склад характера. Мужчина ростом в пять футов семь дюймов и мужчина ростом в шесть футов два дюйма живут в разных мирах. Сомерсет Моэм. // Описывать ли одежду героев, окружающий пейзаж, черты лица? Или лучше описать волнующие их души различные чувства и страсти? Легче описывать одежду и медный ошейник какого-нибудь средневекового раба, чем движения человеческого сердца. Стендаль. // В повести «Старик и море» Хемингуэй обошёлся без детализированного портрета главного героя. Зато весьма обстоятельно описал акул, с которыми старик воюет. Зная, что простое перечисление внешних черт всё равно физического облика не создаст, многие писатели вообще уклоняются от портрета героя. Всё внимание переносят на его мысли, характер, поступки, внутренний мир. Читатель начинает ощущать человека, но отсутствие внешнего облика мешает воспринять образ до конца. // Мы помним физический облик почти всех персонажей Льва Толстого, хотя ни один не описан подробно. При подробном описании читатель получает механическое накопление черт. Несмотря на то, что таких черт бывает много – рост и сложение, цвет глаз, форма носа, лба, рук, ушей, выражение лица при всевозможных переживаниях, улыбка, – всё-таки читатель ничего не видит. Подробное описание не приводит к нужному воздействию. Описываемая вещь не обретает существования. Мы только в том случае можем увидеть лицо, о котором нам говорят, если художник нашёл черту, вызывающую в нас краткое, мгновенное впечатление. Это умение показывать мгновенные черты и есть одно из свойств толстовского мастерства. Возможно, оно требует сильно развитого чувства юмора. Юрий Олеша. // Я по ушам узнал его как раз. Александр Пушкин.
Рецензии