Нет мерки как и нет шкалы

Возможно мерять вес и рост,
Ответить на любой вопрос,
Размеры мышц, объём груди
Все то, что внешне и внутри...
Но есть достоинство и честь,
Порядочность... То, что мы есть...
Нет мерки как и нет шкалы
Но есть событие и ты,
Когда решишь - кто ты сейчас,
И как поступишь в трудный час
Где подлость - отвернешь глаза,
Или накажешь подлеца.
Тот миг решит кто ты такой,
И жить ли сможешь сам с собой.
Твоё решение и вина.
Порядочность и честь сама,
И уважение иль позор
И для себя герой иль вор.


Рецензии
А кто даёт мерки для ума, совести, чести, подлости, порядочности, уважения, вины, стыда? Законодатель - коллектив и какой у него мотив… Какая культура.

Ирина Петал   15.08.2016 12:17     Заявить о нарушении
Хорошие вопросы, Ирина.

В моем понимании - для нравственных категорий не существует понятий много-мало, а существуют есть-нет. Устанавливает их религия, общество. Судит - общественное мнение и, что более важно, внутренний голос.
Об этом и стих.

Спасибо за внимание.

С уважением,

Оскар Хуторянский   15.08.2016 12:42   Заявить о нарушении
Внутренний голос, как правило, воспитан на культуре и религии, в среде которой рос и жил. Из поколения в поколение… Это уже в крови. К примеру, грузинские женщины погибали в бане под оползнем, но они не могли выбежать обнажёнными, так как это стыдно. Что говорили их внутренние голоса, одному Богу известно… Но страх перед судом общественного мнения оказался превыше всего. Нравственные категории либо есть, либо нет, возможно. Но, выходит, основываются они на страхе.

Ирина Петал   15.08.2016 13:13   Заявить о нарушении
«Нет мерки как и нет шкалы Но есть событие и ты, Когда решишь - кто ты сейчас, И как поступишь в трудный час.»

Рассмотрю конкретную маленькую ситуации, реальную. Девочка-студентка, первокурсница, из донбасской военной зоны, тяжело заболела в далёком чужом городе. Не зная особо никого и ничего в городе, попросилась приехать к дальней родственнице. Та её пустила, закрыла на выходные и уехала по своим делам, что-то у родни отмечали, праздновали. Голодный и больной ребёнок уехала в понедельник в общежитие, попала в больницу. И что, будем осуждать родственницу, мол, бросила больного ребёнка. Но, по сути, она-то ей чужой ребёнок и, никто никому ничего не должен и не обязан.

Ирина Петал   15.08.2016 13:30   Заявить о нарушении
Любовь, дружба, симпатии, чувство долга, ответственность, преданность и т.д., тоже нравственные категории. Они тоже основаны на страхе?

У Иммануэла Канта есть понятие - категорический императив. Это нравственные качества, заложенные в нас при рождении (априори) и не зависящие от общества, воспитания и религии. Наша внутреннее чувство хорошо-плохо
Не всегда и не для всех это работает.
.
Спасибо за мнение.

Оскар Хуторянский   15.08.2016 13:31   Заявить о нарушении
Чувство долга, благочестие, оценивается не тем, что ты делаешь близким, а что совершаешь для посторонних людей, больных, стариков, животных...

Оскар Хуторянский   15.08.2016 13:36   Заявить о нарушении
«Наша внутреннее чувство хорошо-плохо. Не всегда и не для всех это работает.» Полностью с Вами согласна, Оскар. Наше внутреннее чувство: хорошо-плохо. Работает оно всегда :). Когда мы что-то делаем (не делаем) в отношении другого, нам важна оценка этого события. Я ему дал/ не дал(сделал, сказал) то-то и то-то. Я считаю это хорошо (или плохо). Если я посчитал это хорошо, а другому не понравилось и я это почувствовал, могу посчитать сделанное плохим… Шкала оценки тоже присутствует.

«Любовь, дружба, симпатии, чувство долга, ответственность, преданность и т.д., тоже нравственные категории. Они тоже основаны на страхе?» Почему бы и нет? На страхе, что меня не любят. Не любят отдельные лица, не любит коллектив, поэтому я доказываю всем, что достоин любви, отсюда и чувство долга и дружбы и т.д.

«Чувство долга, благочестие, оценивается не тем, что ты делаешь близким, а что совершаешь для посторонних людей, больных, стариков, животных...» Я с Вами не согласна, Оскор. Предостаточно знаю случаев, когда заботятся о чужих и животных, а забывают о своих близких… Но, с точки зрения современного государства, это правильно...

Извините, Оскар, за внезапную дискуссию. Не буду Вас отвлекать от работы. А стихотворение мне Ваше понравилось. Поддерживаю Вашу точку зрения :).

С уважением,
читатель

Ирина Петал   15.08.2016 14:06   Заявить о нарушении
Отвыкли мы от слова - милость,
Стыдимся нищих иногда.
Перебороть себя не в силах
И отвернем глаза всегда.

У нас герой кто самый сильный,
Кто при деньгах и на коне,
У власти кто, пусть и дебильный,
Но в жизни он достиг вполне.

Теперь встречают, провожают
Все по одежке, по деньгам,
Характер твой никто не знает,
Никто не ценит и ума.

Не зря пословица дается:
"Не зарекайся от сумы"
Веревочка не долго вьется -
Те кто с сумой - были паны.

Те, кто в немилости сегодня
Быть может лучшие из нас,
Нам пережить то не придется,
Что в ихней доле про запас.

Не все сидят на героине,
Не все в угаре грез хмельных,
Кому-то пенсию скосили,
А кто остался без родных.

Где те, кто сыты и у власти
С крестом нательным, без души...
Нет милосердия кто бесстрастно
Не видит жертв, себя простив.

Оскар Хуторянский   15.08.2016 14:07   Заявить о нарушении
Но, с точки зрения современного государства, это правильно. Точнее, с точки зрения религии государства.

Ирина Петал   15.08.2016 14:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.