О творчестве Н. Шлемовой - послесловие к книге
Эзотерические стихи - Потоки.
Белые стихи. Верлибры. Стихотворения в прозе.
Прозаические миниатюры. Опыты философско-мистической поэзии последних двух лет.
Алле Демидовой - неизменно посвящается!
Издательство "Альтаспера", 384 стр. ISBN 9781329066496
Смысл жизни, по уверению философов в том, чтобы духовно возвыситься,
открыть в себе божественное начало. Существуют различные практики
для достижения этой цели. Наполняемость Любовью – одна из них.
«Свобода от «мира» есть соединение с подлинным миром –
космосом», – писал Н. Бердяев. Это высказывание безусловно
совпадает с философскими воззрениями Натальи Анатольевны
Шлемовой метафизика, к.филос.н., доцента кафедры философии
МГПУ, отражаясь в ее поэтическом мире, достигающем размаха
космического понимания зависимостей и связей целого, его
делимости «неделимого» – Единого Начала – первоосновы
бытия.
Конкретизация из общего в единичное, наделяемое своими
представлениями о божественности, иными словами,
обожествляя объект любви, фактически перенося свойства
своих достоинств и своих представлений об оных на этот
предмет, дает возможность вознестись, вознося другого,
стирая грани различения, оставляя захватывающую радость
единения себя с другим, преодолевая, таким образом,
не только чувство заброшенности в мир материи, но и
находя взаимный выход развоплощения в любовных токах
надмирности, освежая и напитывая свое высшее «Я» силами
для выполнения предназначения.
Н. Шлемова удивительным образом сочетает ум философа,
препарирующий явления действительности и страстное
сердце, наполненное любовью, увлекающее нас к высотам
духовности, к Логосу, Единому Вселенскому Началу. Ее душа
не способна жить без восторга Любви, которую находит, как в
сфере метафизики, так и в воплощениях земных.
Любовь может и должна сопровождаться любовью к
божественному началу в человеке, раскрытию этого
божественного; наполнения объекта любви своими
идеалистическими представлениями, оставляя возможность
ответа с той же напряженной наполненностью чувства и той
же идеальной устремленностью, вопрошающей античное
понимание любви в полноте объема страсти, достойной
высокой трагедии.
Любовь, не реализовавшая себя в своей взаимности,
возгорается пламенем способным для самосожжения, если
не охладить его в творческом огне: перевести в стадию
сублимации.
Для Н. Шлемовой истинным стимулом для творчества явились
А. Демидова и Е. Камбурова, восхищение до обожания
которыми, выливается в нескончаемый, восхитительный
поток посвящений, поднимающих нас вместе с поэтом на
высоты преображающие саму природу человека, открывая
простор сознанию, расширяя его границы, возвышая
искусством облагораживающим, позволяющим раскрывать
в себе истинное человеческое начало, не отягощенное
социумом, привитыми через опыт вживления в среду чертами
поведенческого стереотипа, дающими возможность слиться
со средой обитания исключительно ради возможности не быть
отличным, обособленным, не особо раниться, и, в конечном
итоге, постепенно обносорогиваясь, подтверждать свою
сопричастность к большинству. От не превращения в носорога,
спасает любовь. Нежным трепетом проникнуты строки,
обращенные к А. Демидовой, соединяющие нас с лучшими
образцами античной и классической поэзии:
Твой голос пронизан эфиром,
прозрачным и ясным.
Твой голос пахнет жасмином,
глубоким и сладким.
Тонким и терпким
запахом Древнего моря,
Единственностью Твоей,
как моей волей.
«Мы, как знамя, несем абсолютную эту любовь,
Что живою водою живое поила.» – утверждает в поэме «Мистерия
любви», посвященной А. Демидовой поэт. И о Е. Камбуровой: «...Так
не поют, так умирают от любви».
Любовь спасет душу от очерствения. От погребения души
в теле тленном, спасает творчество, дающее возможность
испить живой воды вдохновения, восхищения, восторга.
Н. Шлемова ведет разговор с читателем с позиции
философских знаний, которые она осторожно вводит в ткань
произведений, придавая элемент устойчивости, античной
традиции, оживленной страстным чувством любви.
На этих двух полюсах: любви и философской мысли строится
поэтика произведений, где всегда побеждает открытое,
любящее сердце, готовое к жертвенности не только ради
любви, но и ради высокой идеи
Вот одно из высказываний Н.А. Шламовой о поэзии и
Поэте: «Осмыслением и преображением стихии в слове он творит
мировоззрение и Космос в целом — он воплощает. Память о прошлом
связывает поэта с нижним миром, смертью, иррациональным началом.
Поэт воспринимает ответ богов («доответ» — М.Цветаева). Поэт есть
мост, вечно живая связь между небесной и земной историей человечества.
Поэт — «взрыв» земной ограниченной реальности и выход в полноту все-
Реальности.»
Для Н. Шлемовой существование земное одновременно и безусловно
пребывает в вечности. Там сходится разделенное, разъятое на этой
грешной земле. Поэт предлагает совершить путешествие в мир высоких
чувств, всепоглощающей Любви, в мир необъятного космоса, открывая
для нас гармонию блага, при которой только и можно сохранить душевное
здоровье в нашем разорванном раздорами сложном мире.
О поэтическом творчестве Н. А. Шлемова говорит страстно, определяя
вектор движения снизу – вверх, утверждая возможность этого движения
только через Любовь, как и духовное рождение может совершиться
через «распятие» Любовью, через умирание в Любви и только тогда
происходит последующее становление: приобщение к вечному, вечным
космическим законам, второе рождение души, что и сформулировано в
стихотворении «Кредо Поэта»:
Из глубин отчаяния начинается наша Песня,
И все образцы прошлого не нужны.
Мы рождаемся в тот момент, когда нас убивает Любовь.
Когда в нас кончается этот мир и открывается Бездна Любви.
Когда Бог Любви, словно Бог войны, нас вызывает на бой,
Распиная, Себе возвращает, в Источник Огня.
Мы рождаемся в этот час,
Когда умираем мы от Любви.
Но становимся вечными мы в Любви.
Мой Учитель – Любовь. (Н. Шлемова)
Умирая от любви, мы рождаемся. Это и есть спасительная
Любовь, благодаря которой крепнет Дух и его уже не в силах
затянуть воронка ада.
В своих произведениях Наталья Шлемова воплощает идею духовной
Любви, которая только и есть Любовь: ничего не требующая, ни к
чему не обязывающая, ничего не просящая, предстоящая пред Богом
в полноте своей истинности вечного свершения.
Текстовой массив книги Н. Шлемовой скреплен темой идеальной Любви,
философским смыслом эзотерического знания, пронизан поэтическим
звуком высокого тона, сопряженного с накалом сильнейшего чувства,
захватывающего и не отпускающего, усиливающего мощь оркестровки
смысла-образных вариаций, метафизическим ощущением мира.
Н.Шлемова работает в формах – свободного стиха, поэтической прозы,
верлибре.
О. Мандельштам писал: «Только реальность может вызвать к
жизни другую реальность». Поэзия Натальи Шлемовой несомненно
вызывает иную реальность – завораживающую необычайно тонким
проникновением в тайны души – зрелой, глубокой, высокой.
Поймай время за ниточку,
Поймай за хоботок
И пусть жужжит в ладони,
Не разжимай пальцы,
Держи его за волосок.
Раствори время мыслью,
Сдунь, как пыльцу с цветка,
От старости еще никто не умирал никогда.
Но умирали от тоски по и с т и н н о м у.
Без привязанности ко времени – мы вечные,
В иллюзорном пространстве – жилистые,
Бесконечностью мы выстраданные.
(Н.Ш.)
Чем это написано? Как? Творение самого сердца, самой души с
проникновением в открытость востребованного чуда, о котором забыть
невозможно.
Свидетельство о публикации №116081301175