Зло банально

"Зло в Третьем рейхе утратило тот признак, по которому большинство людей его распознают — оно перестало быть искушением"

"Эйхман в Иерусалиме. Банальность зла" Ханна Арендт

В той гармонии и красоте природы, которой любуется нацист на известной картине, нет добра (даже если повязку со свастикой убрать), а есть лишь эстетика, этическая нейтральность(вне этики — все равно что нет человека). Добро это  то, на что каждый должен ответить сам, — то, зачем он пришел в этот мир, но прежде чем ответить надо хотя бы задаться этим вопросом.

Не может быть ложь тысячи, ложью одного. Он (один), в своей лжи, должен на что-то опираться, — на ложь тысячи. Отсюда безапелляционно думается им, тысячам, о превосходстве количества над качеством. То, что это разные категории, их — его не смущает; не может для «кекса» быть правда - «изюминка» (обычный силлогизм), а то, что одна из посылок не верна, ну что же…  Ну а над остальным уж думайте сами…

Неприметно и глобально
Соткан мир из ткани зла,
Все обыденно, банально;
Так привычно — как всегда!

На окне вселенском свечка,
Вырывая мир из тьмы,
Осветит путь до крылечка,
Ну а дальше… сами мы…

Не преступники ли судят,
Легитимен ли тот суд?
Ведь  в свидетели Иуду
Всегда запросто найдут?
 
И причина спокон века
В том одна который век:
Что вершит суд человеку
Тот, кто сам не человек!

Тот, кто то не понимает
(В том вся страшная вина),
Что дороги выбираем
Только сами мы всегда!

11. 08. 16.


Рецензии