На теплоходе по Волге - 1
ВМЕСТО ЭПИГРАФА
Лучшее ощущение в мире, это когда на забитой машинами Ленинградке все едут на работу, а мы едем на теплоход, в отпуск.
Не жалко никого.
И так светло на душе!
ОТДАТЬ КОРМОВОЙ... ИЛИ ЧТО ТАМ ЕСТЬ НА ТЕПЛОХОДЕ?
Ходили мы на разных теплоходах и по разным маршрутам из Москвы - и до Питера (две недели в пути туда и обратно), и до Чебоксар (тоже 14 дней), и по малому кругу - до Углича и быстренько домой (пара-тройка дней).
Нам повезло, потому что в первое же наше путешествие взяли билеты на четырехпалубник. Это махины современной (ну, годов семидесятых прошлого века, немецкой постройки). Есть еще на дальних маршрутах трехпалубники, эти ходят, по-моему, годов с пятидесятых, и адже венгерские двухпалубники.
Крайним стал пока четырехпалубник «Михаил Булгаков». Утром, когда мы собирались, я пошутил:
- Вот, Валентино, - говорю жене, - приходим на причал, а там у трапа стоит огромный кот Бегемот и всем говорит: «С людьми нельзя!!!»
Приезжаем на третий причал, к «Булгакову», а там - огромный черный кот! Правда, ни кого не гоняет, а просто танцует. Анимация такая.
Мы упали.
Теплоход был удивительно уютным. Все коридоры - в литографиях питерских художников Митьков. Они тут бывают регулярно, им устраивали, как говорят, хорошие рейсы в обмен на то, что они оформят теплоход. Они даже вели мастер-классы и рисовали портреты. Мечта!
На каждой палубе привинчен указатель, как на домах в Москве: «Тверская улица», «Садовое кольцо» и так далее. МХАтовские афиши с «Днями Турбиных», у ресторана - огромный потрет Михаила Булгакова с моноклем в глазу, недоуменно распахнутом на пассажиров. Впрочем, перевидал он нас - мало не покажется.
Но если четырехпалубник это всегда отлично, просторно, ухоженно, два ресторана, пара баров, спортзальчик или фитнес-уголок с тернажерами на палубе, на «Булгакове» даже бассейн есть, сауна само собою, и даже музыкальный салон с роялем, то на трехпалубнике - как повезет, надо смотреть в интернете, прежде, чем билеты брать.
Тем более, что речные круизы штука не дешевая, особенно на пару недель.
Мы как-то с отчаяния (жутко хотелось вырваться из Москвы хоть на три дня) схватили последние билеты вообще на двухпалубник «Габдулла Тукай» (бывший «Чулым», как нам сказали), это было впечатляюще: душ в коридоре один на все каюты нашей палубы.
Не сказать, что я привереда, мне и так сойдет. Но поскольку мы отправились на «Габдулле» после четырехпалубника «Александр Радищев», лощеного и холеного, это запомнилось.
Впрочем, это было несколько лет назад. И, частенько прогуливаясь по причалам Речного вокзала (живем мы неподалеку), я вижу, что все эти двухпалубники и трехпалубники привели в божий вид, буквально отреставрировали и отдраили.
Самый известный из таких средних по размеру теплходов был, конечно «Сергей Абрамов» из кинохита всех времен и народов «День выборов». Кстати, пальмы на корме, бассейн, в котором отмокали с похмелья герои, пластиковые окна кают, бар красного дерева и прочие причиндалы - все не киношное, а настоящее.
Увы, этот теплоход отдал богу свою речную душу. Сгорел.
Так что теперь практически любой из них вполне себе пароход с комфортом. Бояться не надо.
На четырехпалубнике комфорт таков. Практически все каюты похожи на поездное купе, только больше раза в два-три. В люксах и полу люксах это даже не каюта, а небольшая двухкомнатная квартира.
Но люкс можно и не брать, потому что и так все отлично: две кровати, столик, холодильник, кондиционер, телевизор, шкафы для одежды и чемоданов, душ, умывальник и туалет. Плыви - не хочу.
Есть и одноместные каюты.
Так что мы обычно берем себе такую двухместную каюту без претензий.
И лучше - в середине теплохода или поближе к носу.
Тут есть тонкость: вечером на верхней палубе устраивают дискотеки. А, согласно физике, звук по воде идет неплохо.
Но, поскольку образ теплоходв собирательный (за шесть лет), то нынче мы отчаливаем на «Васюки». Ищем тот самый город, в виду котрого однажды проснулся Остап Бендер, охотник за 12 стульями. И где он устроил легендарный шахматный турнир. Это где-то на Волге. Договорились?
ОТЧАЛИВАЕМ: ВОДЯНАЯ ТРЕВОГА
Мы тронулись в рейс о причалов северного Речного вокзала Москвы в десять утра.
Я сразу прижился на носу на шлюпочной палубе. Здесь никого нет, все еще копаются в каютах, раскладывая вещи. Тишина, бархатный ветерок в лицо и соловьи.
Прелесть теплохода в том, что он идет бесшумно. Подвижный в подвижном.
Вы лежите - плывете, сидите - плывете, стоите на палубе - плывете, бродите по теплоходу - тоже плывете.
И можно закрыть глаза и жить носом, как собака.
Звонок надрывается.
Водяная тревога.
Это такая традиция на первых часах тура.
Ну, это когда все должны надеть спасательные жилеты и выстроиться в коридоре. На случай того, что судно тонет.
Тренировка, конечно.
В баре сидят несколько человек. Кто чай пьет, кто пиво.
Осторожный голос:
- А можно, я на тревогу не пойду? Можно, я утону?
Барменша:
- Можно...
КАЛЯЗИН: КОЛОКОЛЬНЯ ПОСРЕДИ ВОЛГИ
Проходили Калязин.
Вообще я его вижу не в первый раз. И, поверьте, с воды он смотрится лучше. Так и кажется, что плетется по берегу купеческий городок и чуть горбатыми, сбегающими к Волге улочками.
Но это только фасад. Или даже, скорее, задворки бывшего некогда прелестного городка. Для новичка я объясню, почему задворки. В нескольких десятках метрах от берега, почти у судового хода из воды на крохотном островке торчит великолепная колокольня Никольского собора с колоннадами и тонким шпилем. Это была колокольня одного из храмов Калязина, стоявшего практически в центре города.
Когда строили Угличское водохранилище старая часть Калязина оказалась в зоне затопления; собор разобрали , а колокольню оставили, как маяк.
В советское время колокольню собирались снести, но в конце 80 годов прошлого века фундамент ее укрепили, насыпали вокруг искусственный островок с причалом для лодок и 22 мая 2007 года в колокольне совершили божественную литургию.
В фильме «Берег», кажется, есть кадры, когда мальчишки ныряют в полуразваленный затопленный храм рядом с колокольней и под водой звонят в колокол.
Это все домыслы и вымыслы, сдобренные режиссерскими замыслами. . Не было там ни какого храма. Вернее, был, но взорвали. И здесь так мелко, что вода просто не скрыла бы храм. Вообще средние глубины водохранилищ, из которых пьет Москва, исчисляются метрами, а даже и не десятками метров.
Но Калязину еще повезло, такого городка, как Молога, например, вообще нет. А от Калязина, старого, осталась вот эта колокольная и два-три ряда дальних от старой Волги домов, которые никогда до этого фасадом города не были.
Это хорошо понимаешь, когда приезжаешь в Калязин по суше. По его старым улочкам можно пройтись, но они уже покусаны новостроем. Хотя это все больше частные домики и коттеджи. Магазинчик сувениров. Несколько кафе. И спуск к Волге: до колокольни рукой подать, но по воде не пойдешь. Туда катают на катерах.
Зимой, правда, можно дойти и по льду. Но не советую.
Вот мы были зимой и картина такая.
У самого берега Волги дул мороз (те, кто бывал в Сибири понимают, о чем я), выдавливая слезы и впиваясь тоненькими иглами в ноги под джинсами.
Все мерзнут: продавцы сувениров, туристы, заиндевевшие прозрачные деревья, глупые булыжники мостовой, выкарабкавшиеся из-под снега, недостроенная гостиница, бумажка на столбе о покупке машины, дым из трубы дома на отшибе, знаменитая, но от этого не менее несчастная калязинская колокольня, вмороженная в Волгу...
Собака-кобелек сидит на снегу, спрятавшись от ветра за машиной. Морщит уши, поза несчастная. Попа висит над снегом, в паре сантиметров, подпружиненная задними лапами, чтобы не касаться наста.
И дремлет собачка...
Так что лучше - летом, летом.
Обычно туристы высыпают на палубу, чтобы пофоткаться на фоне колокольни.
***
Посреди все видавшей Волги
воткнута
чтобы мы помнили
как уходили в омуты
нашими дедами-энтузиастами
утопленные города
Под нею лежат
дробные мостовые
и призраки храмов
и стертые илом погосты
Городские сады с оркестром
пожарной команды
сияющей медью
выдувающей
невесомые вальсы
И зонтики кружевные
легкие как бабочкм
хлопочущие на траве
Деревенские пашни с грачами
И заливные луга
в серебристой росе
Каланчи и
распахнутые лавки купцов
Кабаки и часовни
ушедшие ниже земли и воды
Ниже жизни
Ниже отрубленных веток
наших древ родовых
И где то в глубинах
безмолвно
звонят ее сброшенные колокола
ничего кроме памяти
уже не тревожа -
памяти нашей
пришпиленной здесь
Колокольня Калязина
Шпилька Божья
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №116081201882