Зависимость или независимость?

Зависимость или независимость?

Мы живем в мире, где все взаимосвязано. Изменения в единичном объекте запускает цепь изменений на уровне системы, на уровне всего мира. Для человека быть зависимым естественно и необходимо только в раннем младенческом возрасте. Новорожденный беспомощен и нуждается в опеке, в заботе взрослых. Но с каждым днем он двигается к своей независимости. Каждое новое умение, каждый навык делает его более свободным, снимает часть зависимости.

Сначала маленького человечка носят на руках и возят в коляске. Затем он начинает ползать, ходить, ездить на велосипеде.
На первых порах мы водим его за ручку во время прогулки, затем отводим в детский сад, в первый класс. В последующем он самостоятельно посещает школу, ходит в магазин, встречается с друзьями.

Изменяется и степень ответственности. В первые годы жизни за малыша полностью отвечают его близкие люди. Со временем у него воспитывают ответственность за уборку игрушек, помощь по дому, хорошую учебу.
Наступает момент взрослости, когда человек осознает себя ответственным за свою жизнь и все, что в ней происходит.
У кого-то этот момент не наступает, ему удобнее, чтобы кто-то решал его проблемы, его задачи, решал, кем ему быть, с кем дружить и что делать с этой жизнью.

Зависимый человек - незрелый человек.

Он может менять своих покровителей, опекунов, но оставаться в роли зависимой, несамостоятельной личности.

Случай из жизни.
На медицинскую комиссию для оформления справки на работу пришел молодой 26 – летний мужчина с мамой. Образно говоря, она привела его за ручку. Когда выяснилось, что он забыл взять с собой какой-то важный документ, мама, не стесняясь, стала его отчитывать перед всеми, кто был в холле: администраторами, врачами, другими клиентами. Он сначала молча стоял, как провинившийся школьник, опустив голову, а потом забубнил что-то себе под нос в оправдание.
Виноватый
Это была нелепая картина, которая поражала своей дисгармонией и абсурдностью. Смею вас заверить, что этот молодой человек не имел отклонений ни в физическом, ни в психическом здоровье.
Он до сих пор зависим от мамы, не умеет брать ответственность на себя, не умеет решать стоящие перед ним жизненные задачи. Он чувствует себя несчастным человеком, в бедах, которого виноват весь мир.
Зависимость можно назвать концепцией «ты – причина»: ты кормишь меня, ты ухаживаешь за мной, ты решаешь мои проблемы, у тебя не получилось мне помочь, ты - причина моих неудач.
Это первая ступень развития человеческой личности. Это жизнь, в большей своей степени, текущая «по течению», на автопилоте.

Следующая ступень – независимость.

Четкое осознание целей, желаний, ясное понимание: чего я хочу? Почему я это делаю?
Высокая осознанность в настоящем моменте, в действиях, в мыслях.
Самостоятельность в мышлении и в деятельности.
Это свобода. Это способность и умение управлять собой.
Независимость сосредоточена в концепции «я – причина»: я отвечаю за свои поступки, я опираюсь на себя в решениях и действиях, я сам делаю выбор, я – источник побед, успехов, неудач и поражений.Независимость.

Независимый человек – зрелая личность, совершившая революцию, величайшее достижение по отношению к собственной сути, научившись владеть и управлять собой.

Значит, нужно стремиться к этому идеалу?

Как показывает жизнь, есть еще более высокая и эффективная ступень развития личности.

Взаимозависимость.

Суть взаимозависимости заключена в концепции «мы – причина»: мы можем это сделать больше и лучше, мы взаимодействуем, мы, сложив наши усилия, можем совершить грандиозный прорыв, создать что-то новое, совместно мы больше принесем пользы себе и людям.

Именно развивая в себе качество взаимозависимости, человек созревает до семейных отношений, умения работать в команде, дружить, искать нестандартные решения в рамках творческой группы.

Дорасти до взаимозависимости, может только независимый человек. Зависимый не в состоянии сделать такой шаг. Он слишком слаб для этого, так как не может управлять даже собой.

Почему взаимозависимость – высшая ступень развития?

Один независимый человек может построить дом, может собрать автомобиль. На что потребуется от одного года до нескольких лет. Бригада из нескольких человек затратит на это же дело меньше времени. За этот же промежуток времени они построят несколько домов и соберут несколько автомобилей. Очевидно, что второй вариант эффективнее, выгоднее, менее затратный.

Взаимозависимость в физическом аспекте дает человеку понимание, что как бы продуктивен, ответственен, трудолюбив он не был, при взаимодействии и сотрудничестве с другими людьми он сможет сделать гораздо больше.

Эмоциональная взаимозависимость. Моя любовь к себе, моя уверенность, самооценка дает мне желание, силы, умение любить других, принимать любовь, радоваться ей, уметь дружить, ценить дружбу. Эмоциональная связь с близким человеком горе уменьшает вполовину, а радость увеличивает во много раз.

Интеллектуальная взаимозависимость проявляется в том, что я могу и хочу делиться своими знаниями и идеями, это обогащает и развивает меня, я имею доступ к знаниям других людей и могу воспользоваться результатом их опыта.

Вывод. Взаимозависимая личность может и хочет сознательно и щедро делиться тем, что имеет сама, и получает доступ к богатым ресурсам и возможностям других людей.

Стремление к взаимозависимости через независимость – путь личностного роста, эффективности и успеха.


Рецензии