Без общей цели нация - толпа

Без общей цели нация - толпа,
Всяк в угол свой кусок побольше тянет,
Жестокосердна, хищна и глупа,
Сколь не увещевай, - добрей не станет.

Без вожака толпа, что скотный двор -
Грязь, блеянье, раздор и непотребство,
Петух горластый мнит, что он "бугор",
Нет ни порядка, ни добрососедства.

Вожак узду накинет на толпу
И поведёт под стягом к общей цели,
Сквозь хляби и огонь торя тропу,
Как Моисей, в успех заставив верить.

Идея близкая народу - тот же бог,
Преодолевшие огонь - уже не стадо,
В пути погиб, кто духом изнемог,
Дошедший обретёт Эдем в награду.

Народу нужен светоч, а не бог,
Стране - национальная идея,
Чтоб строить не чертоги и острог,
А "Город Солнца"* с розами в аллеях.



* - город со справедливым общественным устройством из одноимённого произведения социалиста-утописта Томмазо Кампанеллы.


Рецензии
"Без общей цели нация - толпа,
Всяк в угол свой кусок побольше тянет"...

Согласен, Евгений!
Но, сколько раз мы начинали строить "Город Солнца", да бросили, оставив битый кирпич, "грязь, блеянье, раздор и непотребство"!..

Вадим Гужев   16.08.2016 08:31     Заявить о нарушении
Всё так, но альтернативы нет: человечество обречено искать наощупь дорогу к счастью снова и снова, набивая шишки себе и другим... Всегда будет иметь место противоречие между личными стремлениями и общественными интересами и будет государство и общество стремиться сделать этот конфликт управляемым посредством законодательного регулирования, моральных норм, изменения условий жизни.

Евгений Морозов 3   16.08.2016 10:54   Заявить о нарушении
Как личная свобода каждого человека ограничена свободой людей, его окружающих,
Так и личное (семейное) счастье ограничено условиями счастья других людей.
Как крайний случай-известные слова: "То, что хорошо русскому, немцу - смерть".
Немало счастья одних людей построено на несчастье других.
Но: добросердечным людям невозможно быть счастливым постоянно, когда рядом люди несчастные, хладнокровным эгоистам невозможно быть счастливыми, не отбирая "кусочек" потенциального счастья других людей.
Да и вообще: "счастье" и "несчастье" - два противоположных вектора на одной оси координат ощущения ценности жизни, а ощущения всегда субъективны, поэтому нулевая точка у каждого своя.

Виктор Бобошин   24.08.2016 10:30   Заявить о нарушении
И с Вами, Виктор, я согласен. Вы говорите о человеке и об условиях его счастья на уровне человека как отдельной личности, а в стихотворении речь идёт о социуме и человеке как элементе этого социума. Поэтому мы друг другу не противоречим. Если допустимо использовать такую аналогию, то Вы говорите как бы об отдельном доме, а я о городе.

Евгений Морозов 3   24.08.2016 12:15   Заявить о нарушении
Вы извините, Евгений, что написал замечание, а не рецензию, просто хотел, чтобы и Вам и Вадиму высказать эту мысль. Нет, к сожалению, я говорю именно о фактической невозможности общего счастья, даже среди народа отдельно взятой страны, не говоря уже о человечестве в целом. Природа плоти человека такова, что голос "эго" (я, включая свою семью, далее род, далее племя) на генетическом уровне с времён наших древних пращуров превалирует над голосом "Совести" (СОвместнойВЕСТИ), то-есть, голосом общего блага в ущерб какой-то не дополученной части личного блага, от которой человек отказывается на основе компромисса между своими интересами и интересами общества. К сожалению, потребительский эгоизм, свойственный особенно капиталистическому строю смещает "точку компромисса" в сторону людей наиболее богатых, властных (власть имущих), как в мире, так и в отдельных странах, краях, городах и сёлах)

Виктор Бобошин   24.08.2016 12:43   Заявить о нарушении
С совестью смыкается нравственный императив и общественная мораль, границы которых подвижны и субъективны, т.к. подвержены воздействию религиозных воззрений, классовой морали, национально-исторических и цивилизационных особенностей. Т.е. посредством воспитания, изменения условий жизни и изменения норм общественной морали их можно сдвигать, изменять, упразднить....

Евгений Морозов 3   24.08.2016 15:59   Заявить о нарушении
Эта точка зрения мне известна, но Вселенная имеет дуальную основу, что выражено в антитезах: тепло-холод, свет-тьма, плотные тела и газы, фотоны света. У всего, на что не кинешь взгляд есть антитеза. Учёные по косвенным исследованиям и расчётам получили представление о громадной плотности материи внутри "тёмной материи", составляющей во Вселенной 26,8%(обычной видимой "физической" материи только 4,9%), а 78,3% почти невесомой материи назвали "тёмной энергией".
Не из разряда ли этой на самом-то деле тончайшей материи наши души, наши мысли и Совесть?

Виктор Бобошин   24.08.2016 17:29   Заявить о нарушении
Да, конечно, общественные нравы и общественную мораль, принятые человеком за свои личные нормы общественного поведения мы называем совестью человека, но разве это не может быть одновременно и свойством восприятия общественных отношений, присущих какой-то наиболее светлой части Души? Если наша плоть состоит из неоднородной материи: кости, соединительная ткань, мышцы, губчатая ткань лёгких, кровь, лимфа, кислород и др. газы, растворённые в крови...,
То почему наша Душа, если она всё-таки состоит из тончайшей материи должна быть однородной? Мы живём в Срединной мире, между Тьмой (невидимой "тёмной материей") и тончайшим невидимым Светом (невидимой "тёмной энергией"), поэтому никогда ни нашим органам чувств, ни сложнейшим приборам, дополняющим возможности наших органов чувств не удастся исследовать природу материи, лежащей за пределами границ материи "Срединного мира". Это можно понять, лишь умственным путём, путём философских размышлении, логики, пролонгации основных законов классической физики и философии. Почему бы Совести не быть частицей Святого Духа, как самой чистой и совершенной материи Вселенной?

Виктор Бобошин   24.08.2016 17:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.