2016 - 7 конкурс. Итоги. Пётр Лодыгин
рисуешь...
просыпаешься, открываешь глаза - темно,
соображаешь, сомневаешься, чешешь репу,
берёшь краски, распахиваешь окно
и рисуешь небо,
голубое-голубое, огромное, без границ,
смотришь и думаешь - какое ж оно пустое,
берёшь краски и в небе рисуешь птиц -
примерно штук сто, и
беспокоишься - вдруг замёрзнут, погибнут вдруг,
пытаешься их согреть - не удаётся,
берёшь жёлтую краску, рисуешь круг -
чтобы было солнце,
теперь - порядок, собираешься наконец,
спешишь, шапку - на голову, ботинки - на ноги,
открываешь дверь... а там ничего нет!
и ты рисуешь дорогу.
В этом стихотворении нет откровений, нет ярких запоминающихся образов, рифмы простенькие, но цепляет. Вроде, история, которую нам рассказывают, достаточно банальна, но как нам рассказывают – тут своя атмосфера, своя музыка. Автору удалось создать мир, в который веришь.
2 место - № 1
собачий вальс
когда уходит караван
и следом лай уносит ветер
на сене мягко и тепло
забрался сам другим не светит
потом выносят каравай
и пьют всем миром за удачу
кому медаль кому диплом
играет вальс но он собачий
а подрасти в конце пути
и в рай попасть кому-то надо
виляет хвост но не тобой
гуляй как все и жди награды
семь вёрст не крюк как ни крути
повяжут так а не иначе
за ваш приют каприз любой
но холод там и он собачий
никто не думает будить
и где зарыто не отыщет
для собирающих досье
да будет день и будет пища
любой исправный эрудит
навесит всех не отпуская
но если кто на этом съел
то это жизнь она людская
ещё не всё запрещено
и после вальса блюз и диско
в окошке свет в кармане медь
и что важней душа ли миска
пускай до старости щенок
по-человечески заплачет
но если выпало не сметь
то это смерть она собачья
Конечно, словосочетание «собачий вальс» (да еще и использование его в названии) сразу несколько отталкивает. Но, если не обращать внимание на это, то стихотворение очень радует сюрреалистическими образами и афористическими строчками. Смущает строка «и что важней душа ли миска» - большой смысловой нагрузки для стихотворения не несет, а шаблонности добавляет. Но стоит только убрать букву «л» и строка заиграет в новом свете. Это все мелочи, а вот финал изрядно смазывает все впечатление от стихотворения. Что хотел сказать автор таким финалом, остается загадкой.
3 место - № 3
Теория постоянства
Постоянство – не порок, если мыслить не о пьянстве.
Всякий ладит свой мирок, экономя на пространстве
устаревшего вчера в пользу нового сегодня.
Лепят веру мастера из доверия Господня,
дуют ветры перемен, задувая мусор в щели,
график слома спин и стен проработан до недели.
Флаги едут в гости к нам каждый раз другого цвета,
распрямляется Вьетнам в каждом рубчике вельвета,
усмехается Китай из любого монитора.
Сколько басню ни читай, всё равно спешишь под гору
с возом новеньких горшков, а внизу – всё те же грабли,
постоянство дураков год за годом всё масштабней.
Но один противовес не даёт уткнуться носом
в утомительный ликбез возникающих вопросов,
одинаково весом, будь то присно, будь то ныне:
– Наконец-то ты плисол.
Лаздевайся,
узын стынет.
Очень, очень порадовала первая часть стихотворения. Строки запоминаются, автор лепит свое пространство. Одни «флаги» чего стоят! Умно и красиво. И тем обиднее, что вторая часть стихотворения проходит совершенно мимо. Понятно что хотел сказать, но не понятно зачем так.
4 место - № 10
Сестра
Кричи в меня,
кричи в меня, кричи,
зови к себе под мерный посвист смерти,
пусть обезличенный военный чин
меня схоронит в простеньком конверте -
стучись в меня,
стучись в меня, стучи,
я - дверца в жизнь, закрытая на пулю,
в болотцах и овражниках ключи
ты отыщи, хотя бы и вслепую,
дыши в меня,
дыши в меня, дыши,
ползи змеёй, в координатах ада
от лязга умирающих машин
тащи меня, сестра,
до медсанбата.
И, слеплен из молитв и старых ран,
не всё я вспомню, но, когда приеду,
шепну похожей на тебя: "Сестра..."
Она не взглянет и подаст монету.
«Кричи в меня,
кричи в меня, кричи» - сразу оглушает читателя. Сильно, эмоционально. Я, оглушенный, не сразу даже сообразил, что стихотворение о войне. Увы, но война – дело тонкое. Не уверен, что готов, способен оценить такую тематику. Образ с дверцей, закрытой на пулю, не понравился. Почему ключи, а не ключ? Почему вслепую? Как-то этот образ не дается. Но вот это «Кричи в меня» подкупает и запоминается.
5 место - № 2
Человеку
За капризным мартом пришел апрель,
Бог разводит синюю акварель.
Начался отсчет сорока недель -
Прорастает семя.
Через коридор из семи дверей
Дождевую каплю принес Борей,
В этой капле - воды из двух морей
Продолжают время.
Ты - моя река, я - твоя река.
Из такого разного далека
Протянулись ниточки ДНК :
Наполняясь ими,
Изнутри ласкают меня моря...
Сопричастный, в сетке календаря
Сосчитай недели до декабря
И придумай имя.
Мы замедлим свой беспокойный бег.
Из сиянья лун, из слиянья рек
Здесь, под сердцем, начался человек,
Чтобы в мир вглядеться:
Написать роман, полететь к звезде..
Счастье в этом чуде и простоте -
Подержи ладони на животе -
Там, где бьется сердце...
Сразу хочу оговориться, тематика стихотворения мне неблизка – это, конечно, могло повлиять на мою оценку. Стихотворение написано хорошо – ритм, рифмы. Но несколько спорным кажется использование образов – семя, капля, слиянье. Еще возникает вопрос к строке «Из такого разного далека» - если с разностью, вроде, ясно, то вот с далекостью… Отдельно хочется отметить обращение «сопричастный», очень порадовало.
6 место - № 8
МузЫка
I
Всё это город – бесконечный,
Как реки, мутный,
Как воды, загнанный, кромешный,
Сиюминутный.
Всё это город – неизменный,
Сырой, – тем паче,
Вода, зачерпнутая жменей,
Течёт сквозь пальцы...
II
Сгибаясь на прожжённой жести,
Скользя по пене,
Созвездья, собранные вместе,
Не знают тени.
И оползает свет, отброшен
Назад с оглядкой,
Куда-то к центру от обочин
И мути гладкой,
И небо тлеет, заедино
Коптя с откоса,
Как масло в лампе Аладдина...
«Сезам, откройся!..»
III
Мотив, сулящий непогоду
Своей печалью...
Такой и кончится, но с ходу
Скользнет к началу.
Он рассыпается охотно,
Считая долгом,
Съедая звуки безотчетно
Единым вдохом.
Ещё не игранный по нотам,
Шуршит лавиной,
Смешением, водоворотом
Штрихов и линий,
Сбегает далее, сгоняя
Свои длинноты, –
Вперёд, вперёд, не сохраняя
Последней ноты...
Мотив... Мотивчик заурядный –
Воздушный, медный,
Пустой, расхристанный, всеядный,
Всенепременный...
Он весь дрожит, но тем и светел,
Что тщится плакать...
Он только дождь... Он только ветер...
Он только слякоть...
IV
Иглы простуженной хрипенье
На чёрном круге:
Щелчки, шипящие поленья,
Шуршанье вьюги.
По сбитой кромке пики, крести,
Дымок ночлега,
Огни, топтание на месте,
Скрип, запах снега.
Поля с притертыми углами,
Ручей в овражке,
И кони прядают ушами
В одной упряжке.
Хрипит игла, летит по следу,
Сбиваясь к ночи.
Дорога тянется – и нету
Её короче.
Наперерез пылит, не зная
Преград, и прямо,
Опять по кругу, пожиная
Золу и пламя.
И голос – где-то рядом, может,
На том овале,
В просвете, где ударил молот
По наковальне...
Прервись, запамятуй, не дай же
Коснуться ада...
Помилуй мя... Не надо дальше...
Уже не надо...
В стихотворении есть действительно удачные места «Вперёд, вперёд, не сохраняя Последней ноты...», «Он только дождь... Он только ветер... Он только слякоть...», но они тонут в слишком затянутых «музЫках». Да и финал провисает, оставляя вопрос – «А к чему это все было?»
7 место - № 4
по шёлковым и джинсовым путям
Мне кажется, я узнаю себя
В том мальчике, читающем стихи
Борис Гребенщиков
по шёлковым и джинсовым путям
наматываю километры счастья -
то дерево заплачет где-то там,
то облако откроет небо настежь.
за горизонтом параллельных снов
на расcтояньи вытянутых пальцев -
гефильте-фиш значительный улов
последних ожидает постояльцев.
за домиком раскинулись сады
салатные и огороды ягод,
и вдохновенный запах ерунды
витает над невыплаканной влагой.
иду, бегу туда - за сотней бед.
рассвет вонзает нож в хребет закату,
и льётся масло дня на парапет
под праздничную лунную сонату.
мне кажется, узнаю там себя
в нелепом старике или в ребёнке
и буду ждать, смиренно теребя
края одежды, где-нибудь в сторонке.
Ну как-то стихотворение совершенно не запоминается. Образы какие-то невнятные, натянутые. Я не понял, что это за пути «шёлковые и джинсовые», зачем бежать в сады за сотней бед. Да и вообще остается туманное недопонимание – что же автор хотел сказать стихотворением. А вот финал скорее порадовал. Ну образ там достаточно яркий получился.
8 место - № 6
супер наив
Я найду тебя в иконе из трав,
в клейком шепоте молоденьких кленов, сквозящих на солнце.
Так и хочется спросить у вечернего мира: ты еще здесь?
Но в ответ пахучая тишина
танцует босиком на теплом песке,
с голубой лентой ветра в прозрачных волосах.
Или это младшая сестра тишины?
С веснушчатым тонким лицом
нащелкивает песенку кузнечиков,
дразнит слух занозистым звуком далекой пилы,
вздрагивает звяком собачьей цепи...
Так я сейчас в каком мире? В лучшем из невозможных?
И правый берег сознания
исподволь исчезает в электрическом тумане;
я слышу тихое мур-мур мира —
песенку беременной кошки
(изящно растеклась по подоконнику),
прислушиваюсь к невечному, зыбкому, сиюминутному.
Так младенец в утробе
различает размазанные, будто джем, звуки музыки извне
и невпопад вздрагивает ножками,
миниатюрными кулачками.
Все эти легкие чувства — шестые, седьмые, восьмые —
твои, Господи, невесомые шаги.
А все мои слова — трехтонные одноразовые якоря;
я бросаю их на немыслимую глубину,
чтобы уже никогда не поднять на поверхность...
Это стихотворение, как собственно и полагается верлибру, является «сиюминутным» запечатлением эмоций, мыслей. В данном случае они оказались мне совершенно не близки.
9 место - № 7
Небо в голове
Сумасшедшее небо, в котором летают
мыслептицы, то нежно, то хищно
В одиночку, попарно, сбиваются в стаи
и кричат, только звука не слышно.
Вдруг врезаются в серую тень самолёта,
запылавшие перья роняют.
Разлетаются в стороны, ищут кого-то
Но не факт, что отыщут меня и...
может, это не птицы, а глупые пули
мозговую дробят оболочку
и дырявят, и делят судьбу ли, тропу ли
на неровные мятые строчки.
Увы, но это стихотворение мне кажется совершенно неудачным. Начиная с «мыслептиц» и заканчивая «мозговой оболочкой». Слишком незрелый текст. Посыл невнятен, образы шаблонны. К чему тут вообще «глупые пули»?
10 место - № 9
Я знаю, как летать
В соседний городок уедешь ты по делу,
И сокрушит меня сомнение моё.
Я следом за тобой, как птица бы летела,
На уровне сорок, ворон и воробьёв.
На той же высоте, проверенной Икаром,
Расширить горизонт пытаясь на лету,
Бесшумно так лететь, не крякать и не каркать,
Чтоб быть на высоте и верить в высоту.
Я знаю, как летать, я выйду на балкон и…
К сугробам облаков меня подхватит вихрь,
И буду за тобой следить или шпионить.
(Намеренья мои, как хочешь, назови).
Невидима для всех, легка как одуванчик,
И где бы ни была в безбрежных небесах,
Сумею разглядеть не хуже прочих зрячих
В соседнем городке все цифры на часах.
Как зёрнышки склюю секунды и минуты,
И ты поймёшь, что день потерян навсегда.
А крылышки мои легки, как парашюты,
А пёрышки мои прозрачны, как слюда.
Все замыслы мои насквозь видны любому,
Всем, принятым в косяк, всем, изгнанным из стай.
Но, где бы ни был ты: вне дома или дома,
Живи, будь счастлив и… часов не наблюдай.
Тут сложно что-либо комментировать. Все эти «безбрежные небеса», «одуванчики», «крылышки», «пёрышки» говорят сами за себя. Самым лучшим комментарием будет строка из самого стихотворения «Все замыслы мои насквозь видны любому».
© Пётр Лодыгин,
http://www.stihi.ru/avtor/loh2
Свидетельство о публикации №116081103152
Ольга Хворост 11.08.2016 20:24 Заявить о нарушении