Три девицы под окном

Три девицы под окном, alias
"Дети растут - мы хорошеем!", alias
черепах Тортилла вспоминает)
Вчера встретились мы с подругами аспирантских времен, с которыми вместе когда жили в общежитии МСГ, 5 корпус, Парк Победы. Как часто случается, для встречи тех, кто, казалось бы, относительно неподалеку друг от друга обитает, порой нужно, чтобы кто-то третий из далёка-далека наведался. Так и сейчас получилось: соседка моя по комнате прилетела в отпуск из Китая, где они сейчас с мужем живут и работают. Так что собрались мы втроём с ещё одной подругой, к которой я с нового года в её Купчино доехать обещалась. Милый сердцу регистр общения - с радостным писком обняться:
- Ура!
- Ура!
- Ура!
- Отлично выглядишь!
- Сама такая!
А дальше уже всё, что душе угодно: можно щебетать о том, о сём, можно просто молчать, поглядывая друг на друга и на дочерей, резвящихся на площадке - "есть контакт", благо возраст у них близкий.
- Жизнь прекрасна: дети растут - мы хорошеем! - как сказала Наташа, покачивая на руках младшего сына.
Собственно этим - основным - тезисом можно было бы и ограничиться. Но среди нашего щебета о том, что у кого в жизни происходит сейчас - как не жили никогда скучно, так и сейчас не живём, время от времени неизбежно всплывали ещё и мотивы: "А помнишь?.." За этим "А помнишь?.." такие просторы необъятные, что в один рассказ не вместить, но что-то из вчера проговоренного - и непроговоренного - просится в слова. Обрывочными картинками, кадрами из старого-старого фильма.
Итак, начало. Начало нашего Питера.
Стоп-кадр...
У меня в начале было знакомство с будущим научным руководителем. Приехала в Университет, в лаборатории инженерной лингвистики никого, села под дверью на стульчик, книжку читаю. Скромность, сдержанность и строгая академичность 80-го уровня. Только волосы дыбом во все стороны, но это уже детали. Подумаешь, волосы. Завитые в мелкие волны, от того и дыбом. Подумаешь, густого фиолетового цвета. С нежно-сиреневыми прядями. Строгая академичность 80-го уровня. А что со знаком минус, так это уже детали. По модулю - всё равно 80. Приходит шеф.
- Здравствуйте, я хочу у вас учится!
- Да? - смотрит на меня, на книжку. - А что Вы читаете?
Показываю. Ясперс "Стриндберг и Ван Гог". Психиатрия вообще-то, а не лингвистика. Но это детали.
- Ну, давайте побеседуем.
Побеседовали. "Какая у Вас тема, что Вы читали..." и т.д.
- Ну, подавайте документы, будем сдавать экзамены.
Экзамены потом, естественно, сдала, всё прекрасно.
Стоп-кадр...
Просто сидеть в Публичке и готовиться к экзаменам - скучно. Ищу работу. Лиговка. Офисы, офисы. В одном из них собеседование. Логистика. Ничего не понимаю, но изъявляю готовность вникнуть.
- Да, всё отлично, приходите в понедельник, можно приступать к работе! А то у нас одни мужчины в коллективе, приходите!
Иду по коридору к выходу. Охранник советует заглянуть ещё в редакцию одной газеты: "Там им тоже кто-то нужен".
Заглядываю.
- Да всё отлично, оставайтесь прямо сейчас. Вот ваш стол будет.
Здесь остановим, а то очень долго рассказывать придётся - много интересного и весёлого, как-нибудь в следующий раз.
Стоп-кадр...
Место в общежитии. Не знаю, как сейчас, но тогда за место в общаге бои были те ещё. Пару ночей сплю в редакции на сдвинутых столах. Воюем - нас уже целый отряд образовался - с отделом по работе с общежитиями. В очередной штурм дама из отдела предлагает нам направления не в наше общежитие, а на коммерческие места в чужом - дорого. А кё фэр-то? Соглашаемся.
- Только вы сами себе направления напечатайте, у меня секретарь уволилась. Включайте компьютер, печатайте, ну, кто?
Я сажусь за компьютер. Она диктует, я бодро щёлкаю клавиатурой.
- О, какая у Вас скорость печати... Не пойдёте к нам секретарём? Я дам вам всем по ордеру в МСГ (туда, куда мы и пытаемся прорваться), а Вы - к нам на работу.
Я согласилась. Но потом всё-таки всё обернулась так, что секретарская работы меня миновала. А ордеры получили. Ура!
Стоп-кадр...
Ура?!?! А вот и нет. Получить ордер и поселиться - это, как говорится "две большие разницы". Несколько дней комендант нас гоняет по этажам "посмотреть комнаты". Там, куда она нас посылает везде полный комплект. А то и переизбыток. В общем, взятки ей надо было, но... Наконец, я заглядываю в комнату, где живут не три, и не четыре человека, а всего двое. На редкость противные девицы (одна из которых нынче - та самая подруга, что из Китая прилетела, практически родной человек). Им никакая соседка не нужна. А мне где-то жить позарез как нужно. Говорю, что сниму комнату, что мне регистрация только нужна. Ага. Въезжаю. Ура!
Стоп-кадр...
Ура?!?!?! Ура, пока не пообщаешься с кастеляншей. Страшна, как королева нищих из каких-нибудь французских историко-приключенческих романов. И имя вполне французско-королевское - Марго.
- Матрацев нет, подушек нет, одеял нет, белья нет!
Ей тоже взятки надо.
Несколько дней сплю на фанерной кровати, подложив под голову сумку. Девицы-соседки - вредные. С газовой плиты, на которую утром ставишь ковшик воду на чай вскипятить, с недовольным писком спрыгивают мыши. По стенам ходят тараканы. Об стены и и об двери комнаты бьются спины и головы горячих сомалийских парней, которых другие горячие сомалийские парни в пылу драки швыряют куда ни попадя:
- Ты зачем Пьера обидел?! Я тебе говорю, теперь ты будешь не живой!!!
И далее продолжение на французском и бамбара. А как они мясо огромным топором на кухне рубят! Сами огромные, чёрные...
Когда тёмным вечером на подходе к корпусу мне лениво переходит дорогу крыса - ещё приостановилась, взглянула презрительно - я решаю, что, как только получу паспорт - пока его на руках нет, делается регистрация - уеду к чертям. Ну её, эту науку. Периодически рыдаю на плече Антона - друга, с которым познакомились на экзаменах, а потом сражались в одном отряде за место в общаге. Он в комнате один. И жилище его ещё больше располагает к горестным рыданиям: аварийная комната, после пожара. Чёрные закопчёные стены, чёрные обгоревшие оконные рамы. Но ему действительно только регистрация нужна была, он вскоре комнату снял... А пока сидим, пьём чай, я хлюпаю носом...
Стоп-кадр...
Процесс регистрации затянулся. А когда выдали мне паспорт, уезжать я уже передумала. Одна из подруг, побойчее зверски рявкнула на Марго, я получила вожделенный матрац и одеяло. Да и всё прочее вокруг стало скорее смешить, чем печалить. И понеслось...
Среди ночи мы с соседкой Сонькой, в одних ночных рубашках, напевая «Там вдали за рекой зажигались огни», крадёмся во владения Квазимодо — нашего плотника-электрика. Всем бы хорош — высок, статен, добр внутри - но на лицо ужасен. Дело даже не в сломанном в нескольких местах носе, а в перманентном алкогольном румянце. Так вот, стащили мы одну из панцирных сеток, сваленных в кучу возле его каморки. Со второго этажа на шестой волокли, в надежде, что мою жутко жёсткую кровать так помягче сделаем. Не-а. Ну и ладно, мне потом самая лучшая и мягкая кровать досталась. Надо только выучиться ждать. Надо быть спокойным и упрямым... А панцирная сетка поверх фанеры — жуткая гадость, не повторяйте этот трюк. Никогда.
Стоп-кадр...
Да, а с «на редкость вредными девицами» мы в итоге подружились. А потом мы остались в комнате вдвоём. Третья барышня всё же осуществила то, что у меня — слава богу - так осталось только намерением: уехала из Питера. А мы прописали к себе «мёртвую душу» - человека, которому регистрация нужна, а место нет, чтобы жить вдвоём. Больше пространства. Впрочем вдвоём мы редка жили - все знали, что у нас третья кровать, положенная по нормам, пустует. И все бездомные оседали — на долгое или краткое время у нас. «Кто знает, как мокра вода, как страшен холод лютый...» В том числе и Антон, на плече которого я рыдала когда-то. Он поругался с квартирной хозяйкой и, некоторое время жил у нас.
Стоп-кадр...
Прихожу с работы. Устала, как сорок тысяч лошадей устать не могут. У меня бывали дни, когда я лекций читала и практические занятия вела по шесть пар подряд. 12 академических часов говорения, песни и пляски за кафедрой и у доски. В общем, с трудом я с работы доползала порой. Антон тоже вернулся.
- Я тут пельменей купил, сваришь?
Врать не хорошо, но 12 часов... И потом неправды я не сказала. А лишь изобразив радостную готовность пойти на наш ужасную кухню, ангельским голоском изрекла:
- Хорошо! А их в горячую или в холодную воду кидать?
- Так, понятно, я сам.
И потом я ещё некоторое время пряталась под личиной кулинарной безграмотности. Хотя в итоге, всё же была раскрыта.
Стоп-кадр...
Да, кстати, если я вламывала постольку, куда, спрашивается, деньги девались? Часть работы, была, конечно, малооплачиваемая, на кафедре, но большинство занятий — коммерческая почасовка. И платили тогда, по сравнению с нынешними временами, в соотношении оплата за час — общий уровень цен, лучше. Книги, книги, книги. Билеты в театры, театры, театры, концерты, концерты, концерты. Плюс ещё под боком концерты. Когда брат мой в Питер переехал. Сперва туда же, к нам в общагу. Благо, Сонька, соседка моя не против была. Подделывали ему даты на временном пропуске.
Стоп-кадр...
- Так, я получила зарплату, мне нужны новые сапоги и то замечательное платье, которое...
- А мне — новый комбик/гармошка/гитара/жёсткий диск, а то на старом вся музыка уже не помещается (нужное подчеркнуть), добавишь немного, а? - that's my brother.
- Сколько?
- …..
- А-а-а... Э... А как же моё платье?
- О, женщина, вот когда буду Грэмми получать (ага-ага...), я тебе на церемонию вручения куплю такое платье, какое только пожелаешь (угу-угу...)
- Нет, ну...
- Да, ну...
- Эх!...
Стоп-кадр...
Брат меня потом, кстати, из общежития увёз.
- Так, собери самые необходимые вещи, остальное потом перевезём — ты переезжаешь.
- Куда?
- Потом расскажу.
Собрала. Немного одежды, косметичка, пара книг.
- У тебя Цветаева и Мандельштам среди «самого необходимого»? - спрашивает Сонька, которая эту сцену наблюдает.
- Да, а что?
- Это прекрасно! Ты хоть чаще в гости приходи!
Приходила, приходила.
Стоп-кадр...
Ох, сколько я всего ещё не рассказала! Но нельзя объять необъятного. Или можно, но форму надо брать покрупнее. Может, и правильно меня — не лета, друзья к суровой прозе клонят?
А может, одно другому не мешает?
Поживём- увидим.


Рецензии