Круговорот добра
О, если бы круговорот добра
Стал главной ценностью на этом свете!
Что надо сделать, чтоб пришла пора,
Когда любовь взойдёт на круги эти?
Чем душу нам лечить, коль в ней дыра?
Как разорвать соблазнов грешных сети?
Не из простых задачки, только Бог
Такую тему выбрать мне помог.
* * *
Жил старец на Святой Горе Афонской –
Монах-подвижник, многих просвещал
Простонародным словом или сказкой –
Не мне судить. Но то, что он сказал,
Всегда с оптимистической развязкой,
И каждый его слово понимал.
Паисий-Святогорец – тот монах,
Есть книги о его святых речах.
Хотя, он книг сам сроду не писал,
Его слова в монастыре монашки
Писали, слушая, и он о том узнал,
Чтоб не было в них никакой промашки,
Записанные речи прочитал,
Подправил то, что сделали трудяжки,
На греческом труд издан был, и вот
Из чаши старца мудрость пьёт народ.
Людей, конечно, нравственно голодных
Хочу внимание я обратить
На суть простую его книг народных.
Мне через эту реку трудно плыть,
Попробую из мыслей благородных,
Из Слов святых мысль главную добыть.
Вы строго не судите опыт мой,
Я грешен, как и всякий раб земной.
* * *
Благий Господь нам Землю сотворил,
Мир наш устроил так многообразно,
Куда б ты взгляд свой ни поворотил –
В природе всё так целесообразно!
Бог создал рай и первых поселил
В нём ангелов, и вовсе не напрасно
Проверить, видимо, хотел Господь
Чиста насколько ангельская плоть.
Но обуяла гордость часть из них,
Гордыня вздыбилась до тех размеров,
Когда считать их ликами святых
Нельзя уж из-за дерзостных примеров.
Изгнал Бог райских ангелов дурных,
Точней – теперь бесовских кавалеров.
С тех давних пор всяк падший ангел – бес,
Доныне этот термин не исчез.
Взамен отпадших ангелов тогда
Бог создал совершенное творенье,
Его изящество и чистота
Всех в небе приводили в изумленье.
Всё было в нем – и ум, и красота,
И вложено всё Божье вдохновенье,
И это был наш предок – человек –
Вот так его Господь наш имярек.
Как всем известно, грешным стал и он,
Виною Ева – плод подвёл запретный,
Змей-искуситель из иных племён
Помог раскрыть тогда секрет заветный.
Адаму с Евой рай был запрещён –
Таков был сделан Богом шаг ответный.
И человек плодился и грешил,
Но Бог с небес за тварями следил.
Для них не стало ангельских утех,
Одно Господь оставил достоянье
Для человека, падшего во грех, –
Возможность очищаться в покаяньи,
Тем самым вызвав зависть бесов всех,
Всех падших, пребывающих в страданьи:
«Ты за один проступок мучишь нас,
Людским грехам нет счета, ты их спас!»
«Я каяться и вам не запрещал!..»
Всего два слова: «Господи, помилуй!» –
И дьявол снова ангелом бы стал,
Навек расставшись с дьявольскою силой.
Но эгоизм бесовский возрастал,
Упрямство полнилось настырной волей,
Не могут бесы Богу уступить,
Гордыню покаянием смирить.
Неиствует огонь в их существе,
Свирепствует сознание от мысли,
Что человека в грешном естестве
Господь прощает, в райских кущах числит...
И бесы, изощряясь в мастерстве,
Решили портить души, что Бог чистит:
«Места в раю все скоро позаймут
Разбойник, вор, прелюбодей и плут».
О, если б человек мог ощутить,
Как зависть развивается во злобе
У бывших ангелов, и как платить
Им тяжко покаяньем в тихом слове!
Он днём и ночью стал бы слёзы лить
На этой беспросветнейшей основе:
Ведь страшно видеть, как твой ангел пал,
Как дьявол под себя его подмял.
* * *
И вот Паисий-старец, наш монах,
Решил за падших робко заступиться,
Колена преклонив, пал ниц, в мозгах
И в сердце с болью, стал молиться:
«Помилуй, Господи, сведи их грех во прах,
Ты можешь всё, Ты – Бог, позволь случиться,
Чтоб их великой славы бывший клад
Нашёлся вновь и стал бы в Вышних лад...
Всей злобой мира, всем его коварством
Тот стан гонимый нынче овладел,
Порочит мир своим бесовским братством,
В проделках богомерзких преуспел...
Расстались бы все люди с Божьим Царством,
Кабы, Заступник – Ты, к нам охладел…
Так ниспошли несчастным благодать,
И вразуми вновь ангелами стать!»
В прошеньи долго ниц монах лежал,
Искал слова, достойные вниманья...
К нему вдруг пёс смердящий подбежал,
(К молитве никакого почитанья), –
Язык дразнящий с пеной показал…
Паисий понял – тщетны все старанья:
Бог с покаянием ведь всех принять готов
В свои объятья без заступных слов.
«Ты всё своё, старик, – покайтесь! Сам Бог дал
Возможность пасть нам, ангельским созданьям!
Зачем придумал чёрствый мадригал:
Вот вам добро, вот – грех, вот – покаянье?
Притом добро – лишь то, что Он сказал,
Все прочее – соблазн для поруганья...» –
«Добро – не зло, закон для всех один,
Он для добра лишь – Бог и Господин».
Мечтают бесы, мир приобретая,
Что рано или поздно срок придет,
Когда цивилизация земная
В грехах больших и малых вся падёт,
Тогда, свои создания спасая,
Бог всех без покаянья в рай возьмёт.
По дьявольским понятьям – справедливо,
Что бесы снова в рай войдут красиво.
Так и Иуда, зная, что Христос
Придёт спасти из ада после смерти,
Он раньше срока душу в ад понёс,
Опередить приход решил... Поверьте:
Когда позор к смоковнице принёс
С петлей своей в бесовской круговерти –
Она согнулась, грешник чтоб дышал,
Тот в ад хотел и – ноги сам поджал...
***
Но есть круговорот добра, он есть!
Хоть много раз нас бесы соблазняют,
А их соблазнов мерзких трудно счесть,
Так как Добра они не понимают,
Нас, грешных, Бог хранит, пока мы здесь,
И ангелы от бесов защищают.
Но вот круговорот добра — для тех,
Кто победил раскаянием грех.
Декабрь 2003
Свидетельство о публикации №116081004659
С благодарностью и уважением, Григорий.
Григорий Лазаревич Акопян 23.08.2016 03:30 Заявить о нарушении
Михаил Шариков 23.08.2016 21:34 Заявить о нарушении