2016 - 7 конкурс. Итоги. Александр Етоев

1 место – стихотворение № 10

Сестра

Кричи в меня,
кричи в меня, кричи, 
зови к себе под мерный посвист смерти, 
пусть обезличенный военный чин 
меня схоронит в простеньком конверте -
стучись в меня,
стучись в меня, стучи,
я - дверца в жизнь, закрытая на пулю, 
в болотцах и овражниках ключи
ты отыщи, хотя бы и вслепую,
дыши в меня, 
дыши в меня, дыши,   
ползи змеёй, в координатах ада 
от лязга умирающих машин 
тащи меня, сестра, 
до медсанбата.

И, слеплен из молитв и старых ран,
не всё я вспомню, но, когда приеду,
шепну похожей на тебя: "Сестра..."
Она не взглянет и подаст монету. 

Комментарий
Почему первое? Не скажу, чтобы либеральная общественность не нервничала.

2 место – стихотворение № 5 

рисуешь...  

просыпаешься, открываешь глаза - темно,
соображаешь, сомневаешься, чешешь репу,
берёшь краски, распахиваешь окно
 и рисуешь небо,
голубое-голубое, огромное, без границ,
смотришь и думаешь - какое ж оно пустое,
берёшь краски и в небе рисуешь птиц -
примерно штук сто, и
 беспокоишься - вдруг замёрзнут, погибнут вдруг,
пытаешься их согреть - не удаётся,
берёшь жёлтую краску, рисуешь круг -
чтобы было солнце,
теперь - порядок, собираешься наконец,
спешишь, шапку - на голову, ботинки - на ноги,
открываешь дверь... а там ничего нет!
и ты рисуешь дорогу. 

Комментарий
Как написано? Хреновато-корявовато. «Пустое» - «штук сто, и». Но главное здесь - «о чем». Ход действий правильный. Нарисовал небо, видишь – пустое. Рисуешь птиц, нарисовал - стало их жалко: а вдруг замерзнут? Тогда рисуешь солнце, чтобы их грело. Работа закончена, думаешь пойти прогуляться, свечку в божьем храме поставить, пивка попить. Открываешь дверь... а там ничего! И ты рисуешь дорогу. Гениально, как все простое. Просто, как все гениальное. 

3 место – стихотворение № 2

Человеку

За капризным мартом пришел апрель,
Бог разводит синюю акварель.
Начался отсчет сорока недель -
Прорастает семя.
Через коридор из семи дверей
Дождевую каплю принес Борей,
В этой капле - воды из двух морей
Продолжают время.
Ты - моя река, я - твоя река.
Из такого разного далека
Протянулись ниточки ДНК: 
Наполняясь ими,
Изнутри ласкают меня моря...
Сопричастный, в сетке календаря
Сосчитай недели до декабря
И придумай имя.
Мы замедлим свой беспокойный бег.
Из сиянья лун, из слиянья рек
Здесь, под сердцем, начался человек,
Чтобы в мир вглядеться:
Написать роман, полететь к звезде..
Счастье в этом чуде и простоте - 
Подержи ладони на животе - 
Там, где бьется сердце...
============================================ 
Комментарий
Вот, кстати, пример, когда в стихотворении  общее не отрывается от конкретного - любовь телесная, детопроизводящая, от любви небесной. Женщина с младенцем под сердцем говорит о любви любимому человеку и о плоде обоюдной любви. Говорит хорошо, мне нравится.

4 место – стихотворение № 9 

Я знаю, как летать

В соседний городок уедешь ты по делу, 
И сокрушит меня сомнение моё.
Я следом за тобой, как птица бы летела,
На уровне сорок, ворон и воробьёв. 
На той же высоте, проверенной Икаром, 
Расширить горизонт пытаясь на лету,
Бесшумно так лететь, не крякать и не каркать,
Чтоб быть на высоте и верить в высоту.

Я знаю, как летать, я выйду на балкон и…
К сугробам облаков меня подхватит вихрь,
И буду за тобой следить или шпионить.
(Намеренья мои, как хочешь, назови).
Невидима для всех, легка как одуванчик,
И где бы ни была в безбрежных небесах,
Сумею разглядеть не хуже прочих зрячих
В соседнем городке все цифры на часах.

Как зёрнышки склюю секунды и минуты, 
И ты поймёшь, что день потерян навсегда.
А крылышки мои легки, как парашюты,
А пёрышки мои прозрачны, как слюда.
Все замыслы мои насквозь видны любому, 
Всем, принятым в косяк, всем, изгнанным из стай.
Но, где бы ни был ты: вне дома или дома, 
Живи, будь счастлив и… часов не наблюдай.

Комментарий
Вижу почерк ревнивицы: это, когда муж уезжает в командировку, у нее единственное желание – подсмотреть за ним с высоты, превратившись в птицу. Психологически верное стихотворение, поэтому и немалый балл.

5 место – стихотворение № 6 

супер наив 

Я найду тебя в иконе из трав,
в клейком шепоте молоденьких кленов, сквозящих на солнце.
Так и хочется спросить у вечернего мира: ты еще здесь?
Но в ответ пахучая тишина
танцует босиком на теплом песке,
с голубой лентой ветра в прозрачных волосах.
Или это младшая сестра тишины?
С веснушчатым тонким лицом
нащелкивает песенку кузнечиков,
дразнит слух занозистым звуком далекой пилы,
вздрагивает звяком собачьей цепи...
Так я сейчас в каком мире? В лучшем из невозможных?
И правый берег сознания
исподволь исчезает в электрическом тумане;
я слышу тихое мур-мур мира —
песенку беременной кошки
(изящно растеклась  по подоконнику),
прислушиваюсь к невечному, зыбкому, сиюминутному.
Так младенец в утробе
различает размазанные, будто джем, звуки музыки извне
и невпопад вздрагивает ножками,
миниатюрными кулачками.

Все эти легкие чувства — шестые, седьмые, восьмые —
твои, Господи, невесомые шаги.
А все мои слова — трехтонные одноразовые якоря;
я бросаю их на немыслимую глубину,
чтобы уже никогда не поднять на поверхность...

Комментарий
Верлибры я не люблю, потому что их тяжело читать. С другой стороны, рифмованные стихи, когда читаешь их много, устойчиво клонят в сон, это как на трассе «Скандинавия» (СПб-Финка) большегрузы бьются почасту, потому что трасса гладкая, ровная и водители засыпают за рулем. Но так как этот белый стих в оцениваемой подборке единственный, и в нем младшая сестра тишины с веснушчатым тонким лицом нащелкивает песенку кузнечиков, дразнит слух занозистым звуком далекой пилы,
вздрагивает звяком собачьей цепи, что есть, по-моему, хорошо, то я даю ему место не первое, но довольно высокое. Хотя «трехтонные одноразовые якоря» меня напугали.   

6 место – стихотворение № 8 

МузЫка

 I

Всё это город – бесконечный,
 Как реки, мутный,
Как воды, загнанный, кромешный,
 Сиюминутный.

Всё это город – неизменный,
 Сырой, – тем паче,
Вода, зачерпнутая жменей,
 Течёт сквозь пальцы...

 II

Сгибаясь на прожжённой жести,
 Скользя по пене,
Созвездья, собранные вместе,
 Не знают тени.

И оползает свет, отброшен
 Назад с оглядкой,
Куда-то к центру от обочин
 И мути гладкой,

И небо тлеет, заедино
 Коптя с откоса,
Как масло в лампе Аладдина...
 «Сезам, откройся!..»

 III

Мотив, сулящий непогоду
 Своей печалью...
Такой и кончится, но с ходу
 Скользнет к началу.

Он рассыпается охотно,
 Считая долгом,
Съедая звуки безотчетно
 Единым вдохом.

Ещё не игранный по нотам,
 Шуршит лавиной,
Смешением, водоворотом
 Штрихов и линий,

Сбегает далее, сгоняя
 Свои длинноты, –
Вперёд, вперёд, не сохраняя
 Последней ноты...

Мотив... Мотивчик заурядный –
 Воздушный, медный,
Пустой, расхристанный, всеядный,
 Всенепременный...

Он весь дрожит, но тем и светел,
 Что тщится плакать...
Он только дождь... Он только ветер...
 Он только слякоть...

 IV

Иглы простуженной хрипенье
 На чёрном круге:
Щелчки, шипящие поленья,
 Шуршанье вьюги.

По сбитой кромке пики, крести,
 Дымок ночлега,
Огни, топтание на месте,
 Скрип, запах снега.

Поля с притертыми углами,
 Ручей в овражке,
И кони прядают ушами
 В одной упряжке.

Хрипит игла, летит по следу,
 Сбиваясь к ночи.
Дорога тянется – и нету
 Её короче.

Наперерез пылит, не зная
 Преград, и прямо,
Опять по кругу, пожиная
 Золу и пламя.

И голос – где-то рядом, может,
 На том овале,
В просвете, где ударил молот
 По наковальне...

Прервись, запамятуй, не дай же
 Коснуться ада...
Помилуй мя... Не надо дальше...
 Уже не надо...

Комментарий
Что тут можно сказать… Работа проделана большая, произведение крупное, четырехчастное, душа вложена, есть в нем и шуршанье вьюги, и запах снега, и смешения, и длинноты с водоворотами, скрещенья рук со скрещеньем ног, к сожалению, нету, но оно уже у кого-то было. Ставлю твердую шестерку.

7 место – стихотворение № 4 

 по шёлковым и джинсовым путям

            Мне кажется, я узнаю себя 
            В том мальчике, читающем стихи 
                    Борис Гребенщиков 
 
по шёлковым и джинсовым путям 
наматываю километры счастья - 
то дерево заплачет где-то там, 
то облако откроет небо настежь. 
за горизонтом параллельных снов 
на расcтояньи вытянутых пальцев - 
гефильте-фиш значительный улов 
последних ожидает постояльцев. 
за домиком раскинулись сады 
салатные и огороды ягод, 
и вдохновенный запах ерунды 
витает над невыплаканной влагой. 
иду, бегу туда - за сотней бед. 
рассвет вонзает нож в хребет закату, 
и льётся масло дня на парапет 
под праздничную лунную сонату. 
мне кажется, узнаю там себя 
в нелепом старике или в ребёнке 
и буду ждать, смиренно теребя 
края одежды, где-нибудь в сторонке. 
============================================  
Комментарий
Начало как-то не очень. «По шелковым и джинсовым путям наматываю километры счастья». Шелковый путь – это вроде из Китая в Европу в Средневековье. А джинсовый откуда куда? «Параллельные сны» - не понял. Фаршированная рыба вдруг выплывает. «Вдохновенный запах ерунды» - хорошо, ерунда всегда вдохновляет. Дальше также более-менее ничего. А Гребенщиков мне не нравится – песни мутные, не пойми о чем.  

8 место – стихотворение № 3

Теория постоянства

Постоянство – не порок, если мыслить не о пьянстве.
Всякий ладит свой мирок, экономя на пространстве
устаревшего вчера в пользу нового сегодня.
Лепят веру мастера из доверия Господня,
дуют ветры перемен, задувая мусор в щели,
график слома спин и стен проработан до недели.
Флаги едут в гости к нам каждый раз другого цвета,
распрямляется Вьетнам в каждом рубчике вельвета,
усмехается Китай из любого монитора.
Сколько басню ни читай, всё равно спешишь под гору
с возом новеньких горшков, а внизу – всё те же грабли,
постоянство дураков год за годом всё масштабней.

Но один противовес не даёт уткнуться носом
в утомительный ликбез возникающих вопросов,
одинаково весом, будь то присно, будь то ныне:
– Наконец-то ты плисол. 
  Лаздевайся, 
  узын стынет. 

Комментарий
Вот действительно где не знаю, какую оценку ставить. Стишок вроде как сатирический. Но плохой. Китайщина в конце не прикалывает. Строчка «график слома спин и стен» - вообще не произносима. Поставлю восьмерочку, поскольку последние места уже заняты.

9 место – стихотворение № 1

собачий вальс

когда уходит караван
и следом лай уносит ветер
на сене мягко и тепло
забрался сам другим не светит
потом выносят каравай
и пьют всем миром за удачу
кому медаль кому диплом
играет вальс но он собачий

а подрасти в конце пути
и в рай попасть кому-то надо
виляет хвост но не тобой
гуляй как все и жди награды
семь вёрст не крюк как ни крути
повяжут так а не иначе
за ваш приют каприз любой
но холод там и он собачий

никто не думает будить
и где зарыто не отыщет
для собирающих досье
да будет день и будет пища
любой исправный эрудит
навесит всех не отпуская
но если кто на этом съел
то это жизнь она людская

ещё не всё запрещено
и после вальса блюз и диско
в окошке свет в кармане медь
и что важней душа ли миска
пускай до старости щенок
по-человечески заплачет
но если выпало не сметь
то это смерть она собачья

Комментарий
Предпоследнее место - потому что юношеская тоска, размытость, отвлеченность, намеки какие-то не пойми на что. А вот этого я вообще не понял:

любой исправный эрудит
навесит всех не отпуская
но если кто на этом съел
то это жизнь она людская

О чем это? Может, если запятые расставить, я бы и понял, но без запятых не могу.

10 место – стихотворение № 7 

Небо в голове 
 
Сумасшедшее небо, в котором летают
мыслептицы, то нежно, то хищно
В одиночку, попарно, сбиваются в стаи
и кричат, только звука не слышно.

Вдруг врезаются в серую тень самолёта,
запылавшие перья роняют.
Разлетаются в стороны, ищут кого-то
Но не факт, что отыщут меня и...

может, это не птицы, а глупые пули
мозговую дробят оболочку
и дырявят, и делят судьбу ли, тропу ли
на неровные мятые строчки.

Комментарий
Очень гладко, с одной колдобиной («Но не факт»), с мыслептицами, что не оригинально.
© Александр Етоев,
http://fantlab.ru/autor1135


Рецензии
Спасибо, Александр за обзор. Сжато и корректно.
Сам я не силен в поэзии и критике, поэтому просто
воспользуюсь лентой рецензий, чтобы поделиться с теми, кому будет интересно читательское мнение не гуманитария.

Читая новое нетривиальное стихотворение, да ещё конкурсное, я каждый раз невольно задаюсь вопросом: "а смог бы сам автор наизусть его прочитать, да ещё выразительно?" Боюсь, утвердительных ответов будет немного. Потому что многие тексты труднопроизносимы и еще труднее запоминаемы. Изобилие нелогичных образов-"мыслептиц" сбивает (добавляя баллы).
А ведь стихи, как песни (если копнуть их родословную), должны пропеваться. Для того и рифмуются и ритмуются строфы. И знаки препинания тоже очень помогают. А их всё чаще намеренно "забывают".

Извините, наболело.
С уважением,

Андрей Анатольевич Калинин   10.08.2016 18:19     Заявить о нарушении
Андрей Анатольевич, конечно, любому автору интересно читательской мнение.
Кому неинтересно, тот пишет в стол...
На "Золотом Пегасе" есть народное голосование, где Вы можете расположить конкурсные стихи по местам так, как Вам это видится с Вашей точки зрения. Сейчас, когда публикуются обзоры, оно закрыто.
Но в следующем месяце Вы можете не только высказаться, как, например, сейчас, но и повлиять своим голосом на расстановку сил).
С уважением,

Рита Круглякова   10.08.2016 19:21   Заявить о нарушении
Милый Андрей Анатольевич, изъятые из стихотворения, т.е. непроставленные знаки препинания придумали не теперешние поэты, а те, которые писали 100 лет назад. Не новинка это.

Нина Лёзер   10.08.2016 19:41   Заявить о нарушении
вас понял Нина:
даёшь язык черновиков
долойзазорымеждуслов
козырнодадебилово
прикольнодомогилова
казнитьнельзяпомиловать

Андрей Анатольевич Калинин   11.08.2016 17:10   Заявить о нарушении
«А ведь стихи, как песни (если копнуть их родословную), должны пропеваться.»
(А.А.К.)

Андрей Анатольевич, «стихи» никому ничего «не должны».
Поэзия – это добывание значимой информации из подсознания.
Иначе: поэзия – это подсознательный процесс квантовой обработки информации.
Все остальное – детский лепт и школьные воспоминания.
Извините за прямоту.
А «обозреватели» – нагло халтурят.
Если интересно, у меня на стр. один из первых обзоров «ЗП»

С уважением,
V.L.

Victor Linsky   15.08.2016 16:30   Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор, за личное мнение. И за прямоту.
Ибо поэзия (лирическая) - "бред души", не всегда понятный окружающим. Остальные определения, как говорится, "от лукавого. Таково моё личное мнение.
Я имел в виду в своей рецке, что изначально существовало устное народное творчество: сказания и песни, которые "перевирались" из уст в уста до тех пор пока не появилась письменность. Позднее поэзия лишилась конкретики событий и стала как бы сама в себе, уходя из мира внешнего во внутренний. Превратилась в то самое, с чего я начал этот пост.
Кажется, я кратко и ясно выразился, что по мнению Козьмы Пруткова, прекрасно.
Но Вы имеете право на своё мнение. И это тоже прекрасно.
С уважением,

Андрей Анатольевич Калинин   15.08.2016 17:44   Заявить о нарушении
Андрей Анатольевич, Ваше утверждение: "я не силен в поэзии и критике, поэтому просто..." - автоматически выводит Вас из круга предметного обсуждения сущности поэзии.
Вы можете представить себе гипотетическое утверждение: "я не силен в кройке и шитье, поэтому просто..." дам указания модельерам, как им кроить и шить одежду?
Или: "я не силен в математике и небесной механике, поэтому просто..." поделюсь мыслями с конструкторами ракет, как им "приземлить" лунный модуль? И - далее - подробные выкладки: что должны делать профессионалы в той или иной области жизнедеятельности для достижения результата.
Смешно? Смешно.
Однако в области поэзии подобное почему-то считается само собой разумеющимся.
Хотя по своей сложности поэтическое творчество на порядок превышает элементарные логические построения классической науки.

Слушать профессионала Вам зазорно: Вы и так все знаете. Еще со средней школы. На уровне смехотворного мышления Козьмы П.
И не обольщайтесь, если Вас поддержит 99.99999% читателей и\или обозревателей Стихиры. Уровень понимания поэзии тех же судей финала "ЗП" - ниже всякой критики.
Зато много апломба и литературоведческого бреда.
Вопрос стоит так: заключена ли в поэтическом сообщении толика информации, или же нет? Все остальное вторично.
Информация - это сугубо естественнонаучное понятие, четко выводимое из квантовомеханической парадигмы действительности.

Положите на изучение вопроса год-два и не жалуйтесь, что много.
А лучше - десять.
С уважением,
V.L.

Victor Linsky   30.08.2016 17:10   Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Виктор за обстоятельное нравоучение.
Еще Пушкин (а может Гоголь?) заметил, что чем выше уровень лирики, тем уже круг её почитателей, не помню дословно... И неважно кто самее: Айвазовский или Пикассо, ведь они несравнимы, как Крылов и Бродский.
Прощайте!
С уважением,

Андрей Анатольевич Калинин   30.08.2016 20:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.