Прощальная симфония
Не зря гордится князь своим оркестром,
О нём по Вене слава уж гремит,
Ведь капельмейстером там - Гайдн-маэстро,
Не только в Австрии он знаменит.
Дворец в огнях, съезжаются кареты,
Здесь гости-меломаны собрались.
Чем удивят их на концерте этом?
От Гайдна жди какой-нибудь сюрприз!
Симфонию представит в поздний вечер.
Вот дирижёр к оркестру встал спиной, *
На нотных пультах загорелись свечи.
По залу звуки понеслись волной.
Ведут мелодию валторны, скрипки,
И льётся музыка легко, светло.
На лицах - восхищённые улыбки,
И на душе от музыки тепло.
Мажорные тона четвёртой части...**
Вот-вот овации взорвут салон,
В них будут радости, восторга страсти.
Но ... тише музыка, минорней тон.
Князь хмурит брови гневно, недовольно:
Что там придумал композитор? Вдруг...
Свеча погасла, валторнист спокойно ...
Ушёл. Все замерли вокруг.
Затем флейтист, другие музыканты...
И гаснут свечи... Скрипки две поют...
Протест свой выражают оркестранты
За неоплаченный нелёгкий труд.
А Гайдн всё дирижирует "оркестром",
Пока не замолчал и скрипок звук...
Придумал этот план он сам, маэстро,
Привлечь вниманье должен хитрый трюк.
Свечой погасшей, музыкой печальной
Маэстро выразить протест помог.
Назвали ту симфонию "Прощальной" -
В её названье тонкий был намёк...
* В 18 веке дирижёр находился лицом к публике, спиной к оркестру.
** По правилам, симфония состоит из четырёх частей, последняя, 4-я,
должна быть самой живой, быстрой.
Франц Йозеф ГАЙДН (1732-1809 г.г) - великий австрийский композитор,
30 лет был придворным капельмейстером у австро-венгерского князя Николо
Эстергази. По контракту он был в полной зависимости от князя - как
крепостной слуга. Но он был весёлым и остроумным человеком. Даже его
симфонии назывались то "Медведь", "Курица", то "Детская симфония" с участием
детских игрушек.
Симфония №45 - как бы музыкальная "забастовка". После мажорной 4-ой
части вопреки правилам идёт 5-ая часть - медленная, грустная, где один
за другим музыканты гасят свечи, закрывают ноты и уходят со сцены.
По разным версиям, князь не давал им отпуск, не разрешал, чтобы их навещали
семьи, и долго не платил им. Вот Гайдн и решил помочь оркестру и придумал
необычную форму протеста.
Свидетельство о публикации №116080603020
Елена Жукова-Желенина 07.08.2016 18:28 Заявить о нарушении