Мы, философы...

   "Моя философия — вырвать человека из кажимости и будь что будет! И никакого страха перед возможностью гибели жизни" - пишет Ницше. Вырвать из одной жизни - открыть доступ к другой.
   Поставим рядом высказывание другого философа, Серена Кьеркегора - " Двери счастья отворяются, к сожалению, не внутрь, - тогда их можно было бы растворить бурным напором, - а изнутри, и потому ничего не поделаешь." Итак, то, что открывается - открывается всегда изнутри, это человеческая свобода - взломать снаружи невозможно, процесс распахивания и освобождения всегда самостен в конечном итоге, но Ницше пишет на удивление, как раз об обратном, о взломать - вырвать. Оба философа пишут об одном и том же, но в совершенно разной направленности. И это только один пример того, насколько нам глубоко нужно погрузиться в основание человеческой жизни, чтобы увидеть из какого же единого источника может быть истинным и то, и то высказывание. Подобными опытами мы почти никогда не занимаемся и мысли великих рядом друг с другом не ставим. А зря... Не поверхностная, глубинная сравнительная философия, приближающая на максимально близкое расстояние разные голоса, дающая им звучать либо в унисон, либо в полный контраст - плодотворнейшее занятие будущего. Но пока, редко, и так, кое-где, у нас получается только первый этап этой философии - унисон, противоречия же, столкновения, да ещё на таком уровне нас пугают. Мы иногда сравниваем ещё самих философов, как бы вскользь, невзначай - но никогда их прямые, обнажённые как клинки, мысли. Тут и вправду, может пробить электрический заряд. Громовержцы мечут молнии друг в друга, порой даже не подозревая о сущестоввании своего оппонента. Помимо плодотворности, это ещё и удивительно забавное занятие, возможность лишний раз посмеяться и отдохнуть - ну как лично для меня))) А также - хорошая прививка против всяческих догм и косности.
   Но вернёмся к нашим "баранам"))) на сегодняшний момент. Один пишет "вырвать", "никакого страха" и даже "ценой жизни" и в любой фразе прочитывается как раз и напор, и мощь, второй, как известно, только "страхом и трепетом" всю жизнь и занимался - стоит перед тайной и резюмирует - ничего не поделаешь - стучу снаружи, никто не открывает - ну так я пошёл...
   Здесь, помимо психологического контраста типажей, хорошо видно, что сама психология полностью базируется на основной понимательной способности мира, но никак не наоборот. Последовательность здесь такова - способ отношения к миру, к Бытию - затем "что" философских систем, трудов, высказываний, содержательная составляющая - затем психологические нюансы, оттенки и вариации. Первое относится к тому КАК люди становились в этой жизни и прежде всего просто людьми, а потом уже только философами, к их душе в том числе, её склонностям и возможностям, но рассматриваемой метафизически, а вовсе не в привычных контекстах психологии. Но довольно, закончим весь это описательный экскурс, и погрузимся в противоположно направленные потоки мышления философов. Мы уже знаем, что там где один, - разворачивается и уходит, махнув рукой, второй бросается с радостным воплем на врага. Но ведь бесспорно, что видят они нечто одно и тоже! Ницше видит "человека в плену", плен он обозначает словом кажимость и считает для человека его же собственным благом - вырваться - выйти из плена. А себя Ницше видит некоторой такой экстремальной повивальной бабкой, навроде Сократа, только в несколько раз экстремальней - на противоположной чаше весов даже цена жизни не перевешивает... Кьеркегор тоже хочет человеку счастья и видит, что двери к нему ведут изнутри, что там внутри должно произойти самовскрытие, самоткрытие, акт освобождения, просветления, пробуждения, не важно как это назвать, и видит, что всё по большей части закрыто - и вздыхает "ничего не поделаешь". Оба философа начинают с глубинного видения, причём непосредственно воспринятого, вовсе не кабинетного, из книг - с непосредственного созерцания одной ПРОБЛЕМЫ. И потому, несмотря на антагонистические способы её решения, вполне "повторяют" друг друга в определённом смысле, а в разгаданном смысле, ещё и прекрасно дополняют.
   Могут ли распахнуться двери внутрь или наружу - второй вопрос,но сначала в эти двери нужно постучать, иначе и открывать будет некому, нечему. И вот Ницше и стучит, только очень громко. Кьеркегор же прикладывает ухо, пытаясь понять "как оно" - достучалось или нет? Если мы представим эти действия единым образом - как ОДНО действие и ОДНОГО человека, то мы получим  целокупность ответа на вопрос, на данную проблему. Что нужно делать с закрытым, запертым внутри себя человеком? Стучать, стучать и ещё раз стучать... И громко, и тихо, и днём, и ночью - не давая ему там уснуть вечным сном, не считаясь с тем, что быть может он там за дверью - выстраивает в это время свою маленькую жизнь, предполагая её вполне радостной. Но пока этот "товарищ" глухой или слепой - на оба глаза и на оба уха не решит открыть сам - ничего не изменится и не произойдёт - так что ничего не поделаешь, вторым актом у нас остаётся только ждать. Правы оба - и Ницше, и Серен Кьеркегор. Ницше начинает, Кьеркегор продолжает - сложить их вместе - будет Бог - в прямом и переносном смысле слова - Бог и его страдания по человеку.
   Итак, добро пожаловать в "фабрику" формирования целых душ - Богов, в "фабрику" сравнительной философии!!!
   


Рецензии