Пески
Девочка примостилась на телеге среди вещей, прижимая к себе щенка. Девочка неотрывно смотрела на котёнка, сидящего на крыльце уже охваченного пламенем дома.
Его нельзя было забрать, подвода уже ехала со двора и мир, в котором девочка жила, горел.
Это было последним воспоминанием о родном доме, воспоминанием немолодой финки о 1939 годе, когда к ним на хутор пришли и велели в два часа(в два часа!) освободить его. Быстро побросав, что мог увезти, на подводу, хозяин поджег дом.
------
Мы ехали на автобусе из Зеленогорска до остановки Пески, в сторону Финской границы. Погода , хоть и была обещана солнечной, настораживала тяжелыми тучами, закрывавшими небо,местные в автобус заходили в осенних куртках, дети в шапках и капюшонах. На шорты и футболку моего мужа косились,и я уже начала предполагать скорую простуду у него и у себя. Наконец, автобус остановился, высадив нас , по первому впечатлению - посреди трассы, вокруг которой расстилались леса с тонкими по-северному соснами.
Мы вышли втроем - мама, муж и я - огляделись, и тут стало понятно, что цивилизация в виде автобусной остановки с людьми находится на противоположной стороне.
Нас встречали. Нина Яковлевна повела нас, как мне тогда показалось, тайными тропами ( на обратном пути я увидела ту же дорогу хоженой-перехоженой), по пути указывая на чернику в лесу, землянику на краю канавки, ежика. Но первое, что нас окатило, ошарашило , лишь ступили в деревья , - это запах, немыслимый аромат северной хвои, смешанной с частицами моря.
Запах.. этот запах входит в грудь , в желудок и в душу, им начинаешь жить, и такого не встретить на югах.
Наконец мы пришли.
Дом Нины Яковлевны отличался необычностью по всем фронтам: необычность сада, необычность "начинки" дома.
Сад - это плод творчества сына хозяйки, Кости, хорошо известного на сайтах садоводов.
Сад хвойный, все деревья и кустарники необычной формы. Нина рассказала нам, что ее сын как-то раз озарился идеей: что будет, если привить " ведьмину метлу" ( шаровидное образование из веток, похожее на гнездо, все его видели, но название для меня оказалось незнакомым, чаще всего встречается на хвойных деревьях, но может быть на любых) с одного дерева на другое ? Уже спустя годы Константин узнал , что он не первый, в Европе этим занимаются давно, тем не менее, в России это было инновацией.
Весь сад Константина состоит из этих чуднЫх деревьев и кустов, каждое не устремляется пикой ввысь, а заканчивается "шляпкой", "плоскогорьем", чувствуя себя комфортно в окружении причудливых коряг, альпийских горок с небольшим количеством гармонирующих цветов, мхов, старой скамейки, вписывающейся в это мистическое пространство.
Я обратила внимание на оригинальные колокольчики, развешенные декоративно на кустах и деревьях, нестандартного вида и формы : "Это поделки тоже Ваших рук?" "Это не поделки,
это металлические конусы для сбора смолы с сосен из Новгородской области, куда мы ездим за грибами." В доме была свадьба, и необычные "колокольчики" украсили в тот день сад, да так и прижились.
Конечно, мы спросили, были ли сюжеты об этом саде на ТВ, и в ответ получили забавную историю о том, что как-то раз, приехав на свой участок в незапланированное время, хозяева обнаружили сьемочную группу, перемахнувшую через символический заборчик и снимающую сад. Все закончилось вполне мирно, правда, после отьезда группы Константин недосчитался нескольких образцов своих саженцев, прихваченных "в карман" особо ретивыми поклонниками садоводческого таланта.
Дом внутри - царство мамы Константина Нины Яковлевны. Человек с редким талантом, способная из любого мусора сотворить божественную красоту: из ржавых гвоздей, выброшенных на помойку предметов, из битого стекла автобусной остановки - прекрасная мозаика на столе, созданном из выброшенной основы, шкаф - из рамы для огромного зеркала, найденной на помойке, изящная инсталляция на полстены - из разбитой посуды, сахарниц, чашек, блюдец, обычные прозаические банки и бутылки, обклеенные автомобильным битым стеклом, блистают чарующим светом.
Светильники из досок, выброшенных на берег морем. Часы из тех же досок и старой швейной машинки. Идеи рождаются ежеминутно и ежедневно претворяются в жизнь.
Все два этажа и крыльцо несут яркий отпечаток личности хозяйки, кажется, не осталось места для воплощения новых идей, но творческий поток не остановишь.
То, что не нашло гармоничного места в стенах дома,- к слову, небольшого по нынешним меркам, - находит гостеприимство в сарайчике, куда всех гостей отводят, как в музей, только бесплатно - расплачивались мы нашим искренним изумлением , непониманием ( " из чего это?...не может быть..!") и , наконец, восторгом.
Завершением чудесного дня был поход к морю.
Раньше участок был предпоследним, и от залива его отделял лишь душистый луг с мягкими травами и алыми ягодками в траве
Теперь же надо идти крюком, огибая стройку и новые богатые коттеджи, владетели которых тоже некоторым образом стараются проявить фантазию: средневековый замок, белокаменный московский кремль, точная копия Покрова-на-Нерли - лишь немногое из того, что можно увидеть.
Но, к сожалению, и выходы к заливу амбициозные фантазеры посчитали частью своих владений, поэтому мы долго выходили к одному из двух оставшихся узеньких проходов к валунам и волнам, прежде не знавших ограничения со стороны берега.
Долго уходить не хотелось от ярких суровых волн, раскаленных на солнце валунов, теплого нынче ветра, но даже при том требующего у гостей наличия капюшона, который можно трепать , напоминая о том, где они - на севере, на бывшей финской земле.
Но надо было успеть на автобус, который увозит прочь, такой же, как все автобусы увозящие нас прочь - от любимых, от городов, от мест...навсегда ли?..
Вместе с хозяйкой была дружно приготовлена картошка, пожарено мясо, сделан салат, хозяйка выставила селедочку и грибы своего приготовления, - на стол из мозаики в саду, также своего изготовления, мозаики, выполненой из битой бытовой керамики ( его младший брат скромничал в спальне, будучи еще более блистательным , недаром - из обкатанного морем бутылочного стекла).
Сказка подходила к концу, таяла с каждым шагом, приближавшим нас по поселковой дороге, мимо канавки с ягодами по лесной тропинке - к бескрайней трассе, обрамленой худыми северными соснами на много миль.
Conclusio
Девочка , увезенная с родного хутора, жила и росла в Финляндии, а на месте ее хутора был пустырь - цветущий луг с земляникой, с 39-го по 90-е годы - только травы, звери и насекомые хозяйничали на месте девочкиного дома, с которого так внезапно, вдруг, в два часа пришлось сняться и уехать в другую жизнь.
И лишь в конце 90х в поселке "Пески", там, где паслись местные коровы, на месте, где когда-то был хутор, от которого остался лишь заросший фундамент и яблони, посаженные хозяевами еще в 1930 году, снова появились люди.
И участок на месте, где находился непосредственно дом, достался семье волшебников, ведунов от Бога и от природы.
До сих пор сохранена на участке каменная ступень, поросшая многолетними мхами - порог дома прежних хозяев финнов. На нее хотели поместить фигурку котенка, выполненную из шамота ( вид глины), но так как шамот плохо переносит внешние условия, перенесли котенка в дом, - и, Господи, как это хорошо!..
Теперь семья Нины Яковлевны тесно дружит с семьей той бывшей девочки-финки, превратившейся в респектабельную пожилую даму. Наш облик меняется, но самые яркие воспоминания навсегда с нами.
Признаюсь, я несколько дней после услышанной истории мучилась мыслью, - жив ли тот котенок, там, в том куске прошлого, оставшись в воспоминании девочки один, в охваченном пламенем куске плоти пространства, корчащегося от боли и несправедливости, которая , увы, всегда и во все времена сгоняет со своих дворов, ломает судьбы ?.. Что мы можем сделать, как противостоять этой всеразрушающей силе , для которой нет ничего запретного ?
Ответ пришел сейчас, когда я пишу эти слова : сила любви, проявленная в творчестве.
Взять - закончившее жить, выброшенное, сломанное, давно списанное со счетов, и оживить.
Наполнить любовью, жизнью, живой водой.
Разбитую лампу превратить в картину, и она будет светить.
Швейную машинку - в часы, которые будут показывать новое время, не позволяя забыть о старом, том, что прошло.
Пока жива память, всегда жива надежда, что прошлое не повторится.
Хутор, переживший непростую и трагическую судьбу, нашел любовь и внимание в добрых и творческих руках.
Свидетельство о публикации №116080503138
Первый: "Как противостоять этой всеразрушающей силе , для которой нет ничего запретного ? ... сил(ой) любви, проявленн(ой) в творчестве."
И второй: "Пока жива память, всегда жива надежда, что прошлое не повторится."
Таленька 01.11.2017 18:27 Заявить о нарушении