Глоток свободы
«Некоторые преподаватели используют свое служебное положение в личных целях, так сказать, приобретают дешевую популярность. Я говорю о классных руководителях , которые часто защищают и выгораживают своих учеников.»- сказала директор, зорко оглядев аудиторию.
«Ревнует» - подумала я.
В ответ послышалось недовольное жужжание обиженных учителей. Только химичка с готовностью кивала головой в такт каждому директорскому слову.
Совещание при директоре уже давно должно было подойти к концу, но все никак не заканчивалось.
Директор постучала ключами от кабинета о графин с водой: «Прошу подумать об этом, товарищи!» При этом взгляд у нее был неопределенно-пронизывающий.
«Ты не знаешь, кого она имеет в виду?»- заволновался Одуванчик, хотя он и не был классным руководителем.
-«А ты возьми и спроси»- приосанился проснувшийся Цезаревич.
Я, Цезаревич и Одуванчик сидели за последней партой, как довоенные второгодники и критиковали всех, но молча. - «И пойду! А что? Пойдем вместе и спросим после совещания! Пойдешь?
Застигнутый врасплох, Цезаревич беспокойно задвигал ногами: «И пойду! А что! Надоело все! Дайте глоток свободы!-
-"Еще чего - сонным голосом пробормотала я -сначала ответь, какова логика формирования единой множественной классификации дидактических методов?" -
-"А что, будут спрашивать?" - снова заволновался Одуванчик.
Нет, это совещание не кончится никогда. Сначала Вера Сергеевна из начальной школы с аномально пышным бюстом плачущим голосом «двигала крышу» о преимуществах технологий уровневой дифференциации. Было скучно. От нечего делать я рассматривала стены с портретами русских писателей . Во втором ряду две англичанки незаметно гримасничали, очевидно считая, что используют азбуку глухонемых. Сделав бессмысленное лицо, старшая уткнулась в свой ежедневник, трясясь от смеха. Оторвавшись от созерцания кончика собственного носа, военрук, Вениамин Юрьевич зверски-беззвучно зевнул. Прямо передо мной, сбились в кучу преподаватели казахского языка и вели оживленную переписку о чьей-то свадьбе, о гостях, в количестве 300 человек и о подарках каждому гостю, согласно древнему обычаю. Скорбный список гласил:
Серьги золотые – 15 пар
Пальто из ламы – 18 штук
Бархатные жилеты -25 штук
Комплекты постельного белья -38 штук
Чайные сервизы – 20 штук
Полотенца -55 штук
Дальнейшее скрывал мощный стриженый затылок учительницы биологии, Тамары Васильевны, которая, согласно диплому была маркшейдером горно-обогатительного комбината.
Тем временем, Вера Сергеевна закончила свое выступление унылым патетическим призывом к использованию проектной методики и села на свое место. Следом за ней вышла географичка Лидочка и понесла нечто еще более страшное про мотивацию и трансформацию.
Большинство делало вид, что записывает.Химичка вызвалась рисовать на доске алгоритм выведения классификации признаков инновационной модели обучения.
«У кого есть вопросы?» - спросила директор. Все молчали, только Евгения Дмитриевна, которая преподавала физику, поинтересовалась многообразием новых технологий воплощения педагогических идей. Ее пристального, немигающего взгляда побаивались даже старшеклассники. На уроках у нее всегда была тишина. Между тем, классы ей доставались самые трудные. Считалось, что она воспитывает детей по системе Макаренко. Мы симпатизировали друг другу. И лишь иногда, по понедельникам, когда наши классы стояли рядом на линейке, я улавливала исходящее от нее легкое амбре слишком известного происхождения.
«Актуализация – поиск – обсуждение – социализация – рефлексия» - гордо провозгласила Лидочка. Декадентский бант в ее прическе дрожал от переизбытка чувств.
Цезаревич с Одуванчиком мечтательно зажмурились – Лидочка была точной копией Лопухиной с портрета Боровиковского.
Но тут снова поднялась директор и начала говорить круглыми, как бильярдные шары, фразами. Вообще-то, я любила ее слушать. А ее манера держаться казалась мне недосягаемой. «Сегодня в школе произошел вопиющий случай- сказала она - Во время урока технологии в 8-в классе в стуле учителя оказалось 20 иголок. »
Возникла болезненная пауза. Все посмотрели на Аллу Ивановну, которая сидела за первой партой и сморкалась в клетчатый платок. «Вот иллюстрация к вашим взаимоотношениям с учащимися. Что происходит?! Только чудом удалось избежать несчастного случая! Мы, конечно, во всем разберемся! И ,конечно, Алла Ивановна теперь собирается увольняться! Посреди учебного года! Должна сказать, что я ее понимаю!
А кто-нибудь задумался о последствиях?!»
«Я так и знал – мрачно прошелестел Одуванчик –я же говорил, что она не доработает до пенсии.» Мы с Цезаревичем промолчали. С некоторыми людьми спорить бесполезно.
Алле Ивановне было 59 лет.
Но почему именно Алла Ивановна? Алла Ивановна, которая вечно нянчилась с одиннадцатиклассниками и всех , без исключения, учеников называла «деточками»,
а если и ставила двойки в журнал, то лишь карандашом. Чем дольше я живу, тем меньше понимаю что либо в этой жизни.
Я уже говорила, что я не очень хороший, неправильный учитель. Когда мне задают вопрос на уроке, я не могу остановиться. Меня несет и несет. А дети очень хорошо об этом знают. Особенно те, кто не готов к уроку. Стоит только спросить, как и почему Наполеон уходил из России по разоренной смоленской дороге, как звали старшую жену Чингисхана, кто автор слов: «Никогда, никогда, никогда англичанин не будет рабом»,
и правда ли, что царь Иван Грозный осудил французскую Варфоломеевскую ночь, как начинается лекция без границ до самого звонка. Я стараюсь себя сдерживать, но не очень в этом преуспела.
Однажды, к своему удивлению, я заметила, что дети все знают и понимают. И еще – они на моей стороне. Наша завуч, Валентина Андреевна, вдруг стала приходить ко мне на уроки. Образовалось две недели» строгого режима», то есть в течение двух недель ее присутствие на каждом моем уроке сделалось обязательным. Причина осталась мне неизвестной. Возможно, она заметила, что ее муж немного неравнодушен ко мне и вызвался починить у меня в классе электропроводку, или еще что-нибудь.
Две недели я проводила «правильные» уроки, не приходя в сознание. И вдруг я почувствовала, что за эти две недели образовалась стихийная, своеобразная Великая Хартия Вольностей.
Не было учеников более внимательных, более грамотных, более дисциплинированных, трудолюбивых и активных, чем мои. Заговорщически улыбаясь, они беспрерывно тянули руки, давали блестящие аргументированные ответы и рассуждали о великих материях.
Клянусь, я никогда не говорила им ни слова и не жаловалась!
Что же это такое ? Это же непедагогично!
Проверка завершилась успешно, но еще долго я думала о том, как странно устроена жизнь, как хрупко их доверие, как много зависит от нас, взрослых. А ведь мы не идеальны и многие из нас несчастливы.
Это уже называется приобрести дешевую популярность?
Или еще нет?
«Все свободны. Совещание закончено.» - сказала директор своим всегда и везде слышным, хорошо поставленным голосом.
Первой поднялась информатичка Светлана Николаевна, и я в который раз, глядя на нее, подумала, что ее наряды способны вызвать когда-нибудь глобальный кризис системы образования.
Мы тоже встали. Цезаревич, как всегда, наступил мне на ногу. Затем, немного подумав, они с Одуванчиком молча разошлись по своим кабинетам.
Глоток свободы сделал круг и захлебнулся.
Свидетельство о публикации №116080405638
Лариса Чайка Белоцерковец 13.08.2020 11:32 Заявить о нарушении