Поиски барана

ПОИСКИ БАРАНА

(согласно размышлениям Ян Чжу)

Сосед Ян Чжу раз как-то к ночи потерял барана,
Его найти чтобы, он поднял на ноги общину,
Пришёл к Ян Чжу просить помочь, в дверь постучавшись рано,
И изложил ему визита раннего причину,

Просил учеников собрать, чтоб все им помогали.
- «Зачем для поиска барана множество народа»? –
Спросил Ян Чжу. – «Чтобы окрестности все обыскали,
Развилок на дороге много, много поворотов».

В тот день спросил Ян Чжу, когда народ весь возвратился:
- «Ну как, нашли»? – «Пропал, - ответили, - лишь сбили ноги».
- «Но почему пропал»? – спросил мудрец и удивился.
- «После развилок есть ещё развилки и дороги,

Не знали мы, куда ушёл баран и возвратились».
От огорчения Ян Чжу в лице аж изменился.
Умолк надолго, на кого-то будто рассердился,
Ученики, его не понимая, удивились.

- «Вы почему шутить и улыбаться перестали?
Ведь тот баран – дешёвая скотина и не ваша, -
Ученики спросили, что подумать, и не знали.
Учитель промолчал и им всем не ответил даже.

Мэнсунь к Судье Столицы обратился: «Помогите»!
Поведал обо всём, тот с ним к учителю явился,
Спросил: «Кто из трёх братьев прав, а кто не прав, решите,
Из них у одного каждый наставника учился,

Они не странствовали, постигали лишь ученье
О милосердии и долге, вскоре возвратились».
Отец спросил их: «Как прошло всё ваше обученье?
Что милосердие и долг есть, вы чему учились»?

Ответил из них старший, на своих братьев кивая:
- «Долг, милосердье велят себя беречь, затем славу».
Второй сказал: «Они велят, как думаю, по праву,
Стремиться к славе всегда, себя даже убивая».

Сын третий молвил: «Лишь тогда ценны долг с милосердьем,
Когда велят хранить мне жизнь и славу постоянно,
Могу я славу добиваться в жизни ведь с усердьем,
Когда буду заботиться о жизни неустанно».

Учились вместе, имел каждый своё пониманье,
Кто из них прав? - хотели бы услышать мы ответа». 
Ян Чжу им рассказал свою историю на это:
- «Вот я хотел бы к истине привлечь ваше вниманье.

Жил перевозчик у реки, привык к воде, и смело
День каждый в лодке на берег другой он отправлялся,
Как рыба умел плавать, лодкой управлял умело,
И денег столько зарабатывал, что не нуждался.

И вот, набрав еды, к нему приходят все учиться,
Но тонет всех учеников чуть ли не половина,
Идут к нему все плавать ведь, а не уметь топиться,
Учиться не тонуть, а плавать. В чём же здесь причина?!

Одни все знанья постигали, результаты разны.
Что одному огромную лишь пользу приносило
Другим много вреда это ученье причинило,
Как видно, не все знания бывают безопасны».

Судья Столицы вышел молча из дома даоса,
Мэнсунь стал укорять его: «Мне кажется всё странно!
Зачем такие задавал далёкие вопросы
От темы, и учитель отвечал тебе туманно.

Запутался я ещё больше». Тот ему ответил:
- «Ты вырос рядом с ним, но как ты плохо понимаешь
Его, хоть повезло тебе, что в жизни его встретил,
Однако ты его ученья до конца не знаешь.

Баран пропал, так как развилок на дороге много,
Философы теряют жизнь в науке многогранной.
Не значит это, что они не той идут дорогой,
Хоть кажется порой им, что их путь бывает странным.

Не значит это, что учение в корне их различно,
Иль корень не один у них, но, а ветвей так много.
Чтоб быть живым, спасти утраченное в безграничном,
Вернуться нужно к корню, где единая дорога».


Власов Владимир Фёдорович


Рецензии