Очарование - стихотворный цикл, 1997

1. ФОНАРЬ

эпиграф
"...Он присмотрелся:
над свечой
Кружился Интеграл.
"Ну что ж, - сказал он
и вздохнул.
-Я этого и ждал".
/Льюис Кэрролл/


Поэтов здесь нет. Здесь бессильна проза.
Фонарь за окном - прямая угроза.
Свет фонаря слишком медленно гаснет
Утром; а вечером - слишком ясен.

Время идёт. Давно уже умер
Монтёр Иванов, романтик и шулер,
Чья игра в "очко" колодой краплёной
По сей день считается непревзойдённой.

Фонарь вечерами - не тот, что утром.
Пытаясь заснуть, считая минуты,
Я вижу сквозь дрёму почти каждый вечер
Стоящее там нелепое нечто

В простом пальто, с большими цветами
В руках. Едущее к маме,
Домой; или, может быть, к мужчине,
По всё той же терзающей нас причине.

Девушка, а может быть, женщина. Вряд ли
Старуха или мамзель из Парижа.
Мелькают тени. Мой мозг податлив,
Я почти что сплю и уже не вижу

Как последний автобус, взмахнув дверями,
Элегантно едет, сверкая, к даме.
В моём сне она превратилась в фею,
И, летая над домом, я почти верю

Что во мне, затерявшийся в скучном тыле,
Всё же есть механизм ращения крыльев.
А она, улыбаясь с Земли, кивает.
И, сражённый счастьем, я понимаю,

Что люблю этот дом. Люблю его стены,
Где смеются, плачут, вскрывают вены,
И сосед говорит о сбежавшей кошке,
Деревянных рублях, варёной картошке,

И вздыхает печально, что тёща с тестем
Проживают с ним и женою вместе.
Я люблю этот город. Но, объективно,
Это, может быть, чересчур интимно,

Поскольку любовь моя безответна.
Я спускаюсь пониже. И незаметно
Для себя я программу переключаю
На канал, где картина совсем иная,

Где мой дом - не дом, а зелёный глобус.
А крылья мои - тот самый автобус,
Который с блеющим резким визгом
Сбивает фею. Взлетают брызги,

И, словно в замедленной киносъёмке,
На землю летят цветы и котомки.
Но мне не жаль. И, удивляясь,
Я вижу причину, лишь приближаясь:

Выцветает лицо, выцветает. Странно.
Слышу: "В праздник нажрался... Пьяный",
И громкий хохот: "Идите с миром",
И вижу профиль, заплывший жиром,

Косящий красным нетвёрдым оком.
Я отхожу от профиля боком.
Бушующим мыслям активно внемля,
Слегка оглушённый, сажусь на землю,

И, первого января, в ненастье,
Сижу там в подштанниках и без счастья.
Лишённый сна, мечты и покоя,
Я лишь обнимаю фонарь рукою.

Поэтов здесь нет. Здесь бессильна проза.
Метель шевелит лежащие розы,
Смеётся и веселится, пируя.
Она кого хочешь разочарует.



2. Я

Когда в этот дом придёт тишина
И я навсегда уйду -
Ты примешь - поскольку ты -часть меня -
Эту весть как беду.
Но я скажу: "Когда-нибудь
я снова увижу твой дом,
И постучусь в твои окна,
Став тёплым летним дождём".

И в самом деле - зачем говорить
Ей о том, чего нет ?
Ведь она не сможет ждать меня
тысячи долгих лет.
А так - она соберёт в ладонь
Воду, текущую с крыш,
Согреет её дыханьем
и скажет "Привет, малыш".

И будет чёрным день для меня,
а ночь сожжёт корабли,
Но я не смогу взять её с собой -
Она - ребёнок Земли,
А я - в небесах, на крышах домов,
Я должен быть вечно в пути,
Я - летний дождь,
Я - просто мираж,
Я - тот, кого не найти.


3. ДЕМОНЫ

Как неожиданно весной
Заснуть с серебряной мечтой,
Лет эдак в пять. Приснится: небо - ясно,
Огни так ярки, а Земля - прекрасна.

Но тут с дождём и громом в колыбель
войдёт твой демон, и закончится апрель.

В романе любящих сердец
Бывает лишь один конец:
Судьба чиста, любовь - благочестива.
Но кто в углу мигает так игриво ?

И подобьёт вдруг хмурый бес,
Чтоб ты под юбку ей залез.

И тут же демон в облачении знакомом
Отдаст конец твой на съеденье насекомым.

Вот - ты желаешь умереть,
Уже 105 - ну сколько ж петь ?
Но демон твой, с косой - ах, вот обидно !
Проходит мимо, усмехаясь очевидно.

Такой удел у демонов с чертями:
Они исчезнут навсегда лишь вместе с вами.



4. АНГЕЛЫ

Любовь пришла в сонный зимний вечер: горели свечи,
И в полутьме плыли чьи-то плечи
и гасли речи.
"Мои мечты - разочарованья, но время лечит,
А также - счастье", - так думал я, Вами быв замечен.

И в звуках танго неслась карета, и всё - как прежде,
Мечта подвластна, как песня лета,
моей надежде,
Играли громче смычки сонеты, и звуков между
Кружились листья, ложась на сброшенные одежды.

Горячий лёд и холодный херес, икра и манго,
В глубоких водах Вы - только рыбка,
а я - приманка,
Мы были слепы, как пчёлы в сотах, под звуки танго,
И камнем с неба к ногам Эрота упал Ваш ангел.

Вот месяц минул. Вы были мною всегда желанны,
Но отношения наши стали
немного странны,
И в те минуты, когда Вы были непостоянны,
Я думал: вот как! в который раз все мечты обманны.

И вы исчезли, как ветер, холодно и бесстрастно,
И только после я понял, сколь
были Вы опасны:
Я захворал, и душой и телом. Как всё ужасно !
Стихи - напрасны,
Любовь - заразна,
Мечты - злосчастны.

И в небе звёздном один, как перст, после буйной сечи
Парит мой ангел, колчан повесив
себе на плечи,
Крылами машет, кричит надрывно, как буйный кречет,
Поёт и плачет,
спуститься хочет
и стрелы мечет.



4. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ БАЛЛАДА

На углу - мужчина,
Какой-никакой.
А она так спешила
С работы домой.

Ей уже 39,
Что давит на грудь,
Иногда волнует
И мешает заснуть.

И если прав был мудрец, говоря,
что возможность
всегда конгруэнтна стремленьям,
То, может быть, правильно
в день января
Эту новую встречу отметить прекрасным
паденьем,
И в раскрытых дверях,
при прощальных тенях,
говорить о любви
с колбасой...

В отдельных квартирах
Люди дышат и спят,
Стирают носки,
Иногда - говорят.

А тут - мужчина,
Какой-никакой.
Вонзился шилом
В привычный покой.

И если прав был мудрец, говоря,
что любовь-
она всем возрастам конгруэнтна,
То, быть может, душа её
в день января
Перестанет быть хоть на мгновение
липко-цементной,
И слегка экскрементной
и эквивалентной нулю...

Ну,а что же мужчина?
Поел и ушел,
И ещё чуть выпил,
Чтоб уйти хорошо.

И история кончилась,
Как - всё равно:
То ли бархатным пивом,
То ли просто вином.

И как прав был великий мудрец, говоря:
от рожденья мы все конгруэнтны,
Параллельны, трапециевидны
и эквивалентны,
И все наши тропинки ведут
в нестареющий Рим.


5. ПЕСНЯ О ТРЁХ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЯХ ВОДЫ

Мы с тобой хотели спеть песню о чём-то своём,
Том, что в душах у нас разожгло однажды пожар.
Но в людях, увы, слишком много пресной воды,
И она пошла вместо слов, превращаясь в пар.

Мы с тобой хотели просто друг друга любить,
И в едином порыве жить, устремляясь ввысь.
Но в людях, увы, слишком много пресной воды,
И она пошла через низ, превращаясь в слизь.

(А когда я хотел рассказать обо всём тебе,
То вода ударила в мозг, словно в борт корабля,
Потекла наружу потоком, кипя и бурля,
И вышла твёрдой - как обухом по голове...)

И тогда мы с тобой тёмной ночью пошли к реке,
Чтоб печаль свою утопить с наступленьем зари.
Но в людях, увы, слишком много пресной воды,
И она не дала утонуть, бултыхаясь внутри.



6. НЕВЕСТА

Сегодня, с зажатым в ладошке тостом,
Ожидая на кухне подхода теста -
Как-то уж очень легко и просто
Меня послала в жопу невеста.

И теперь я живу в этом тёплом месте
В ожиданьи её духовного роста.
Здесь работает почта, и добрые вести
На голову сыплются в виде компоста.

Но дороги обратно, видимо, нету,
И невесту вкушать не мне- а кому-то.
Я торгую здесь солнцем - брутто и нетто
И своими мечтами - нетто и брутто.

А в жопе сидеть считается круто
В последнее время. И этим летом
Я больше не плачу. Смеюсь почему-то,
Сижу в навозе и жду привета.


7. ОКОНЧАНИЕ БАЛА

Кончается вечер. Мадам, пора уходить,
Кареты уж поданы, пудра летит с висков.
Кто там просит вина, чтоб таблетку запить ?
Готовься, кучер. Нахабино так далеко.

Здесь чей-то брак помножается на адюльтер,
Кто-то пьёт или спит, кому-то душно от стен.
Капрал, что за сцены ? оставьте Наташу, мон шер.
Умейте проигрывать. Снимите руку с колен.

В этом особняке царит запустенье давно,
Пять этажей лишь в мечтах, да и первый - не тот.
Пьяный электрик вырубил свечи, темно,
Чтоб не нарваться, пойдём через чёрный ход.

Как бы месье Дубровский не встретился нам
В этот уже столь поздний и сумрачный час.
Примите мои извиненья - пардон, мадам,
Капрал, вы пьяны. Мон шер, она любит не вас.



8. ЦВЕТЫ

Сегодня ко мне не идут.
Даже почтальон,
Не говоря уж о том, чтоб явилась ты.
Выключен ящик,
мирно спит телефон,
Спрятались от рук моих подальше цветы.

Я почему-то жив
лишь липкой зимой,
Выдрав подошвы ботинок из мерзлоты.
Что же за тень легла
над снежной чертой?
Я не гадаю, а знаю точно: цветы.

Я выполняю с утра свой поганый долг,
Лоск и пиджак,
только что нет фаты,
Масса условностей. Клерк ведь почти что Бог,
Во рту - сигарета,
стул,
на столе - цветы.

С праведной злобы дать по уху или в глаз
Словесно,
Конечно,
коллегам. Иметь мечты
Высокие - вечером; завтра же, в ранний час,
Всем улыбнуться, а если нет - цветы.

Потом, в троллейбусе, спрятав мыслей озноб-
Мне не хватает, наверное, простоты-
Мять под пальто незабудки и розы,чтоб
В дверях услышать:
"Входи...
Ах, что за цветы!"

Я встану у входа, предмет облаченья сняв.
Отсюда, из лета,
в мой край не сыскать концов.
Привет тебе, тот, кто здесь бывал до меня,
И так же любил,
спрятав в цветах лицо.



9. ПОСВЯЩЕНИЕ Н.К.

Я бегу: ведь я боюсь не успеть поставить рекорд,
Не успеть к шифровальщику и не узнать у него тот заветный код,
Что откроет черты Вашего лица, которые так чисты,
И скажет, что Ваши желанья и мысли теперь добры и просты.

Я за всю свою жизнь не пил шампанского - так как я не играл.
Без меня проходил ежегодный Большой городской карнавал,
Я рад за себя: хотя бы не стал я на нём тем глупым шутом,
Что вечно за всё в ответе, для всех становясь скотом.

И вот я бегу в ускоренном темпе, не зная, зачем и куда,
Но пока я делаю шаг вперёд - Вы делаете два;
И чтобы стоять - мне надо бежать, уподобясь тому шуту,
А чтобы бежать - надо стать самолётом, хотя бы системы "ТУ".

Меня впереди ждут тигры и змеи; я знаю, но я молчу,
Сказать вам такое - и можно подставить дурную башку палачу.
Но надо спешить, чтоб узреть к третьей смене Ваш замок сквозь тёмный лес,
И выльдить мороженое из сирени Принцессе
страны чудес.



10. СЧАСТЛИВЕЦ

Я счастлив. Если не видеть твоё лицо,
Которое хмуро, как зимний промозглый вечер.
Теперь я думаю, что в конце-то концов
Я похож, пожалуй, на тот подсвечник

Что хотя и позолочён, может быть,
Но сделан подставкой к рождественскому подарку,
Который знает, кому и когда светить,
А также - как: с копотью или ярко.

Я счастлив и этим. Я знаю: осколки зла
Разлетаясь, могут ранить и хуже.
На тропинке к Солнцу вповалку лежат тела
всех, замёрзших в лютой январской стуже,

погребённых под сальной людской молвой,
утонувших в реке "Безразличие к индивидам".
Поэтому я не бьюсь о стену главой,
А беру леденец и жую с безмятежным видом.

Но, глядя вперёд - я оглядываюсь и назад.
Я вспоминаю те наши давние встречи,
Где никто не искал оправданий, не ждал наград,
Сравнения были тоньше, а мысли - легче.

Ты мне говорила в те дни: "Мир молод и чист,
Оковы и цепи давно уж вышли из моды.
Взгляни на растущий на ветке осенний лист.
Его дом - ствол, но он так жаждет свободы.

А кто-то скорее похож на бесцветный миф,
Его молчанье с его нелепостью слилось".
Отныне я так же молод, почти что жив,
И - счастлив. Всё это мне
пригодилось.

Но счастье моё - всего лишь фаза конца
Клоуна, не устающего корчить рожи,
С улыбкой, расплывшейся в половину лица.
Несчастье которого в принципе невозможно,

Поскольку несчастье достигло стадии той
Когда вместо слёз - вызывает лишь взрывы смеха.
Как анекдот, рассказанный пред толпой,
Пользующийся неизменным успехом,

Как веселый взгляд бомжа, без тени тревог
Искупавшегося только что в грязной луже,
Понимающего, что следующий вздох,
В общем-то, невыносим и не нужен.

Но я счастлив. Так как я знаю: настанет час,
И магия чувств распространится на числа,
И время закончится. Не для меня - а для вас,
Ведь я давно живу вне времени и вне смысла.

Вы, люди, не заметите смерти своей,
Живя от безысходности до надежды.
Подозревая, что страсти любой сильней
Знание: несмотря ни на что, как и прежде

Нахлынет осенняя слякоть и летний зной,
И мир, как всегда - не окажется в преисподней.
Весна придёт в своё время; зима - зимой,
И солнце назавтра взойдёт так же, как сегодня.



11. ПОЭТЫ

В свете дня
расцветших окон
ледяные водопады
Выбирают из прохожих тех,
чей век - белее мела,
Кто, ступая одиноко, всё зачем-то ждёт награды,
Чья душа живёт стихами,
Позабыв о бренном теле.

В мир хрустальных откровений
не закрыта им дорога,
Только ангелы смеются,
озаряя их лучами;
Кто-то голову поднимет,
Чтоб опять прославить Бога,
И начнёт ходить с лампадкой и церковными свечами.

Фрейлины в янтарных платьях
на паркете застывают,
Видя княжеских потомков,
благородных кавалеров,
Книксен делают поспешно,
Во дворец их приглашают,
Чтоб всю ночь читать поэмы
Для пажей и камергеров.

А известный полководец,
Автор песен и романов,
Став участником сраженья между телом и душою,
Победит в душе сомненья
И изгонит прочь смутьянов,
И вручит себе медали
За победу над собою.

Кто лишит поэтов права
на случайную ошибку ?
Кто подаст конец верёвки
Оступившимся с вершины ?
Но отсюда каждый вечер,
Пряча мудрую улыбку,
Уезжает добрый боже
В нарисованной машине.



12. РОМАНС ЛЕНИВОГО ФАНТАЗЁРА

На кухне так тревожно
От мыслей безнадёжных:
Великое всё сделано - а мелочь делать лень.
И, съев кусок арбуза,
Себе создам я Музу,
И встречусь с ней я на девятый день.

И ночью, как-то раз, наступит время "Икс",
Просмотрен весь футбол и сериал "Твин Пикс".
И мы решим, что нам пора иметь детей,
И выйдем в хит-парад дворовых новостей.

Но зря я время тратил,
Валяясь на кровати.
Там без меня страна в огне, и пышет жаром власть.
Прикончив банку пива,
Подумаю лениво,
Что карта нынче точно ляжет в масть.

Отдельный кабинет, лиловая печать,
Возможность невзначай всё враз переиграть.
Да даром, что ли, нас наделали отцы ?
Пляшите, Президент, звените, бубенцы.

А в голове фатально
От мыслей криминальных.
Быть может, проще, взяв наган, кого-нибудь убить ?
Большие заголовки,
Три смерти в потасовке.
Для мира что-то нужно совершить.

А в цирке полон зал - в рядах раздастся смех,
А я возьму вина и выпью за успех.
А завтра - праздник вновь, и выпью я опять,
И старый генерал мне скажет "Так держать !"



13. ЭНЕРГИЯ (ПЕСНЯ ОФИСНОГО КЛЕРКА)


Энергия правит нами,
Энергия правит бал,
Руководит словами,
Ведёт по шоссе самосвал,
Подчас заводит в болото
Неясных и едких дел,
Заставляет краснеть кого-то
Или белеть, как мел,

А потом ... потихоньку спадает,
И на бабу уже не хватает.

Энергия правит убийцей
И рукой скрипача,
Новые встречи и лица,
И надо бы выпить, начав,
Затем - отлежаться сутки,
Затем - сходить в магазин.
Растёт в мозгу и желудке
Количество сладких вин.

А потом ... понемножку спадает,
Но на бабу уже не хватает.

Здоровому образу жизни
Всегда говорим мы "Ура !"
Кефирчик, зарядка, клизма,
Медсёстры и доктора.
Мы бегом себя измучим,
Ведь бег-начало всего.
И крылья надежды круче
Возносят после него.

Но потом ... понемножку спадают,
И на бабу, увы, не хватает.


14. ТЕЛЕРЕКЛАМА (ТЕЛЕВИЗОР DAEWOO)

1.
Иногда, одурев от рекламы,
Я бегу на угол всех улиц,
Про себя шепча заклинанье:
"А, чтоб вы там все ... Поперхнулись ..."

И, с немного поехавшей крышей,
Я стою - не могу отдышаться.
И решаю за Вишну и Кришну:
Кем мне в следующей жизни рождаться.

2.
Её муж по утрам бывает
Слегка молчалив и пуст.
Но как только она его включает -
Выходит вся гамма красок и чувств.

Его большая апертурная пушка
Тянет быстрее улечься в постель.
Молчать, разглядывать, слушать
В течение месяцев, дней и недель.

Её мужчина - телевизор Daewoo.
Прекрасный 30-дюймовый Daewoo.

Её муж - огромный кореец,
Но чем дальше, тем их счастье трудней.
Он требовать много не смеет,
Поскольку может быть выключен ей.

Он не курит, не пьёт, не требует ужин,
Не мучает тёщу, любя.
Для просмотра программ ему телик не нужен,
Потому что он может смотреть сам себя.

Её мужчина - телевизор Daewoo.
А у кого-то - кот и секретарша.

Вот так - с грациозностью кошки,
Выгнув спину, идут года.
И он не уйдёт - на такой-то ножке -
К любовнице никогда.

И люди из дома напротив
Любят разглядывать этот кошмар.
Бинокль аккуратно наводят -
И видят нежные груди "Si Si Goldstar" !



15. СТРАШНЫЕ ПЕСНИ ЕДУЩЕГО НА РАБОТУ

1. В троллейбусе

Средний человек мягок и податлив,
Жизнь его течёт изысканным вином.
Достаточно красив, достаточно талантлив,
Достаточно умён, чтоб не выглядеть говном.

Средний класс с утра ломится в троллейбус,
Каждый хочет видеть свой пирог большим.
Я не хуже вас - я тоже надеюсь,
Пока мои мечтанья ты не развеешь в дым.

Всю жизнь для чего-то мы куда-то едем,
Дороги в нас рождают смиренье и покой.
Но если бы не страх, что ты дурней соседа,
То счастье по дорогам давно б текло рекой.

На лицах демократов- макси отчужденья,
В сердцах единороссов - шум подержанных идей.
Ветер и тюрьма для мыслей и сомнений,
Сводки происшествий и остатки новостей.

А любовь иных имеет свою цену,
Высокую настолько, что хрен её купить.
Любовь с себе подобным похожа на измену,
Измену своему нарциссизму - не простить.

Карету мне, карету ! А уж лучше - "Вольво",
Душу свою упрячу в целлофан,
Отойду от дел и буду недоволен
Лишь ростом цен на пиво и злобой мусульман.

Здесь едет человек, мягок и податлив,
Растёт его сын, запивая смерть вином.
Достаточно красив; достаточно талантлив,
Достаточно умён для того, чтоб стать говном.

2. В трамвае

Какая-то баба под трамваем лежит,
Душа давно в небе висит и не брюзжит.

А едущие мимо со страстью обсуждают,
Как веселы сегодня московские трамваи.

Автобусы, троллейбусы и прочее кино.
А баба всё лежит - ведь бабе всё равно -
И ей плевать на то, что раньше остального,
И ранее всего - в Начале - было Слово.

В глазах здоровый блеск сегодня у меня.
Стакан о стакан: сегодня мы - родня.
Наш классовый барьер разрушат разговоры,
И память о том, что в Начале были ссоры.

Но бабин вопль о помощи - просто ничто.
Он неинтересен человеку в пальто.

И для группы товарищей сие явленье
Любопытно лишь как селфи и впечатленье.

А ты уже ничто - ты просто грязь,
Её собирали, а она расползлась.
В обнимку со мной ты просто так идёшь,
Смеёшься, корчишь рожи и песенки поёшь.

Если тебя задеть пером по боку -
По логике вещей, ты не подставишь мне щёку.

В ракетный супер-век, под рваной майкой
Наши души снабжены автоматической оттайкой.



16. НОЧНОЙ РАЗГОВОР

- Кого бы хотел видеть ты ?
- Себя, лишь себя,
Свой сон миражей и кучу тревог и обид.
Ещё - то животное, которое ради меня
Забудет приличья и косность,
злобу и стыд.

- А что это там, в углу ?
- Это крылья твои,
Когда-то давно, мечтал ты на них летать,
Однако наткнулся на формулу "селяви".
Это старая сказка.
Её ни к чему вспоминать.

- А кто это здесь, на карточке ?
- Это те,
С кем сделал ты много дел на границах снов,
С кем, пройдя сквозь границы и мрамор стен,
Понял, что мерзость и ложь -
Веленье веков.

- А что там за тёмные пятна ?
- Это слова,
Сказанные в злобе и не всегда всерьёз.
- Так что ты хотел бы от жизни ?
- Покоя и сна,
Ржавую лейку, грабли и клумбу роз.

- А что же в будущем ? -
- То же, что у других,
Посажено дерево и выращен сын.
Лежит на дороге, в мечтах,
Остановленный миг,
Спрятан под тьмой
Пролетающих мимо машин.



end

(февраль 1995 - ноябрь 1997 года)


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →