Душа играет лишь временные роли сына, отца, матери
(.Из истории царя Читракету)
Ш.Б.6.15.1-2. Шрила Шукадева Госвами сказал: «Пока раздавленный горем царь Читракету лежал, как убитый, рядом с безжизненным телом своего сына, великие мудрецы Нарада и Ангира стали наставлять его о природе духовного сознания: «Скажи нам царь, кем приходится тебе это мертвое тело, по которому ты так безмерно скорбишь, и кем для него являешься ты? Конечно, ты ответишь, что это твой сын. Но станешь ли ты утверждать, что связывающие вас кровные узы существовали до его появления, что они существуют и ныне, а также будут существовать в будущем?»
Ш.Б.6.15.3. «О царь, подобно тому, как океанскими волнами соединяются и разбрасываются в разные стороны мельчайшие песчинки, так встречаются и расходятся пути обусловленных душ, воплощенных в материальных телах, благодаря силе всемогущего времени».
КОММЕНТАРИЙ: Тело — это мертвая материя, но внутри тела пребывает душа. К сожалению, невежды, околдованные материальной иллюзией, не видят разницы между собой и своей плотью. Они не понимают, что тело — всего лишь безжизненная материя. По воле времени тела, словно песчинки, сходятся друг с другом, и разлучаются, каждый раз заставляя душу скорбеть об этом. Не понимая этой истины, невозможно стать счастливым. Поэтому Господь начинает Свои наставления в «Бхагавад-гите» такими словами: «Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика, и также после смерти она переходит в другое тело. Разумного человека подобная перемена не смущает»
(Б.г., 2.13). «Я не тело, я — духовное существо, пойманное в ловушку материальной оболочки». Понимание этого простого факта приносит нам подлинное благо, открывая путь к дальнейшему духовному совершенствованию. Если же мы не поднимемся над телесными представлениями, то нашему мучительному материальному существованию не будет конца.
Ш.Б.6.15.5. «О царь, мы, ты, твои жены, советники и министры, а также все движущиеся и неподвижные существа, оказавшиеся сейчас вместе во вселенной — просто в течение
какогото времени играем свои роли. Ничего не зная об этих ролях до рождения, мы забудем о них после смерти. Поэтому наше нынешнее положение временно, хотя и вполне реально».
Ш.Б.6.15.7. «Подобно тому, как одно семя порождает другое, так одно тело (отца), вступая в связь с другим телом (матери), производит на свет третье тело (сына). Элементы, составляющие материальное тело, вечны, и так же вечно живое существо, проявляющее посредством их свое присутствие».
Ш.Б.6.15.24. «Все, что мы видим вокруг: жена, дети и собственность, — подобно сну или вымыслу, лишенному реальности. То возникая, то исчезая, эти зыбкие образы рождаются в уме из-за наших прежних поступков и побуждают нас к новым действиям».
Ш.Б.6.15.26. «Теперь, о царь, тщательно обдумай положение атмы. Постарайся понять, кто ты: тело, ум или душа. Задумайся над тем, откуда ты и куда отправишься, покинув это тело, а также, почему тебя одолевает материальная скорбь. Осознав свое истинное положение, ты избавишься от ненужных привязанностей и убедишься в бренности всего материального, что не имеет отношения к служению Господу Кришне».
Если человек постарается понять, кто он: тело, ум или душа, то если он достаточно разумен, он придет к заключению, что отличен от материального тела и ума. Тело представляет собой сочетание пяти материальных элементов, и подобно кожанному мешку,
наполненному жиром, слизью, желчью, костями, мышцами и т.д. Поэтому человеку нетрудно понять свое отличие от тела. Но ронять, что мы отличны от ума гораздо сложнее, поскольку ум неосязаем благодаря своей тонкой природе. Тогда, как же нам распознать свою отдельность от ума? В действительности, если пронаблюдать за мыслями и поведением ума, то можно понять, что если бы он был единой с нами сущностью, то действовал бы в полном согласии с нашими желаниями, но поскольку ум не слушается нас, постоянно размышляя о чем ему вздумается, без нашего дозволения, это указывает на то, что ум отличен от нас. Так разумный человек может понять, что он — душа, трансцендентная к материальным телу и уму. Осознав это, он избавится от скорби и привязанности к иллюзорным отношениям этого мира.
Ш.Б.6Л6.1-3. «Затем великий мудрец Нарада с помощью своей мистической силы позволил скорбящему семейству царя снова увидеть покойного царевича, обратившись к нему с такими словами: «Будь благословенна, о душа. Посмотри, как страдают твои родители. Своей смертью ты повергла в горе всех родных и близких. Ты скончалась до срока, и отпущенные тебе дни еще не сочтены. Ты можешь вернуться в свое тело и счастливо провести остаток жизни в кругу родных и близких. Стань наследником престола своего отца и владельцем несметных богатств».
Ш.Б.6.16.4. «Повинуясь мистической силе Нарады Муни, душа вернулась в покинутое ею тело и в ответ молвила следующие слова: «Пожиная плоды своей кармической деятельности, я, душа, постоянно меняю тела, появляясь на свет то в облике полубога, то животного, растения, а порой в человеческом теле. Так в каком же рождении эти двое были моими матерью и отцом? Почему я должна считать этих людей своими родителями?»
Ш.Б.6.16.5. «Влекомые потоком материальной жизни, живые существа по воле судьбы испытывают вражду, дружбу, родство, безразличие, презрение или ненависть по отношению к другим. Но, в какие бы отношения они ни вступали между собой, эти отношения временны».
Ш.Б.6.16.6. «Как золото и другие товары, продаваемые и покупаемые, постоянно переходят из рук в руки, так и душа в результате своих корыстных деяний странствует по вселенной, переходя с помощью очередного отца из одного тела в другое».
КОММЕНТАРИЙ: Как уже было сказано, сын Читракету в одной из предыдущих жизней был его врагом и теперь родился у царя только для того, чтобы причинить ему боль. Так и случилось — скорбь по безвременной кончине сына стала для отца источником невыносимых страданий. В «Бхагавад-гите» сказано, что своим появлением на свет живое существо не обязано отцу или матери. Душа не имеет ничего общего со своими мнимыми родителями. Повинуясь законам природы, она входит в семя отца, а с семенем — в лоно будущей матери. Ей не позволено выбирать себе отца. Пракритех крийаманани: законы природы заставляют ее переходить от одних родителей к другим, подобно товару, который перепродают помногу раз. Именно природа устанавливает родственные связи между отцом и сыном, но эти отношения не имеют реальной основы, и потому их называют иллюзорными. Одно и то же существо рождается то в звериной семье, то в человеческой. Иногда его родителями становятся птицы, а иногда — полубоги. Шри Чайтанья Махапрабху говорит: брахманда бхрамите кона бхагаван джива гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа—Жизнь за жизнью, гонимое законами природы, живое существо скитается по вселенной, переходя с одной планеты на другую, из одного нида жизни в следующий. Но если дживе улыбнется удача, то она встретит на своем пути чистого преданного, и эта встреча изменит всю ее жизнь. Тогда джива сможет вернуться домой, к Богу. Поэтому говорится: джанаме джанаме сабе пита мата пайа Кришна гуру нахи миле баджа хари эи — Всякий раз, попадая в очередное тело — тело человека, животного, растения или полубога, — душа обретает новых отца и мать. Это не сложно. Гораздо сложнее обрести истинного духовного учителя и Кришну. Поэтому долг каждого человека — найти и бережно хранить возможность общения с представителем Кришны, истинным духовным учителем. Приняв руководство духовного учителя, духовного отца, каждый может вернуться домой, в обитель Господа.
Ш.Б.6.16.9. «Душа нетленна и вечна, ибо ее бытие безначально и не имеет конца. Оживляя различные виды тел, душа обладает совершенно иной природой, чем тело. Ее тончайшая природа тождественна природе Верховного Господа, но в силу своих ничтожно малых размеров она склонна попадать под влияние иллюзорной энергии и потому получает определенный тип материального тела в зависимости от своих желаний».
Ш.Б.6.16.10. «Сама душа ни к кому не относится с приязнью или ненавистью и ничто не делит на чужое или свое. Она едина и неделима, а значит, действия ее друзей и врагов, благожелателей и завистников никак не влияют на нее. Она лишь безучастно созерцает проявления разнообразных склонностей окружающих людей».
Ш.Б.6.16.12. Шукадева Госвами продолжал: «С этими словами душа, некогда воплотившаяся в образе сына Махараджи Читракету, покинула собравшихся, приведя всех в изумление. Ее наставления помогли им разрушить оковы привязанностей родственных чувств и избавиться от скорби».
По милости Верховной Личности Бога у каждой индивидуальной души изначально есть свой духовный облик, неповторимые качества, род служения и т.д. Душа, как и Верховный Господь, не безлична. Но невежественные люди полагают, что душа не обладает личностными характеристиками, и потому принимает личностный аспект только, когда воплощается в материальном теле. Это неверно. Душа — всегда личность, она вечно остается индивидуальностью. Даже в материальном мире, воплощаяясь в определенном теле, она проявляет свои, пусть даже искаженные, качества и наклонности. В мире материи душа играет различные роли, рождаясь то в одном, то в другом теле, но в духовном мире у нее один неизменный вечный духовный облик, не имеющий ничего общего с бренной материальной оболочкой.
Свидетельство о публикации №116080304575