Лягушка-жерлянка Дзё-Ха-Кию из фуга-но макото

Теперь можно посмотреть с каких–нибудь сторон принцип из категории  фуга–но макото – Дзё–Ха–Кию.

Мне легче его понимать, потому что я знаю, что пришло это из сцепленных строф "ренга". А может в ренга пришло из принципа? Хотя, более вероятно первое, потому что эстетические категории разрабатывались, осмыслялись и пачковались позже, чем поэтический народ Японии стал играть в ренга.

В ренга: дзё – предисловие, ха – развитие, кию – итог, завершение, окончание. То есть сама структура ренги как бы повторяет и жизнь человека и жизнь любого существа:  рождение, развитие, уход.

Во всем прочем, то есть в любых других направлениях искусства – это может быть выражено немного другими, разными словами , но смысл останется тот же – последовательность этапов. Заложенных даже самим продолжением жизни.  Как примеры: "Инициация, развитие, кульминация", или "Введение, разрушение, внезапность".
 
Макото – это истина.
То есть сама эта категория отвечает за правдивость и настоящность. Основа всего. Если смотреть на цветок – то сердцевина. Возле которой собираются в маленькие вселенные и другие дышащие категории.

Дзё–ха–кию – отвечает за ритм, за поток. 

Данный принцип поясняет, что все действия должны начинаться с медленного "дзё". Дзё создает атмосферу, пространство, начало. В сравнении с цветком – посадка семени в землю. Зачатие ребенка. Наверное, по времени года – это весна. Я могу потом переубедиться, но сейчас, когда рассуждаю, то думаю, что это весна.  Если это море, то это то место, где в самой его середине находится необитаемый остров. Если у моря есть середина. Но обязательно – необитаемый.

После этого развертывается и ускоряется ха.  Цветение. Лето. Волна морская к берегу. Не доходя до берега. Пусть цунами. Цунами любви.

И заканчиваться всему на свете должно кию – быстро и энергично. С последующим наступлением покоя. Волна разбилась о берег, сумерки, стоящая женщина подхватила камешек и греет его в ладошах. Осень – цветы вянут, цикады вырываются на волю из своих скорлупок, чтобы последовать все тому же потоку.
Наступает покой и умиротворение – зима. Камню в ладошах – тепло, женщине на берегу зимнего моря – продрогло и мерцательно. Состояние такое, но она его в себе понимает. 

Дзё–ха–кию – это все, что составляет целое, если смотреть на него немножко более открытым взглядом, чем видишь в настоящий момент. Понравился пример с рекой. Правда, увидела немного своего.
Я  стою на подвесном мосту и вижу, как река утекает вдаль, сначала под сопку, потом за сопку. Сейчас вижу только поток. Но знаю, что есть исток, небольшой ручеек, потом полноводная река, дальше на перекатах она грохочет водопадами и останавливается где–то спокойным прудом, в который прыгает та самая лягушка. Помните?! И все повторяется в том маленьком мирке заново, с той новой лягушкой. Ничего не происходит без нас и мы не происходим без ничего.

А может река закончится морем, что тоже большой пруд?
 
Самая долгая и приятная часть – ха, кию – самая короткая.

Этот принцип используется во многих видах искусства (пишут и говорят).

Знаю – как структуру. Вижу – как следование. Ощущаю – как следствие.

В плане применить к хайку, это скорее организация, как такового, процесса,  а не поэтический прием или идеал. Медитация, созерцание и стих как взрыв, после которого идет послечувствие, ёдзё.  Еще Хаяно Хадзин учил писать стихи быстро, как взмах клинка.

Настроиться, вслушаться и – возродиться маленькой цикадой в хайку. Или росой в хризантеме. Или лягушкой–жерлянкой в овраге, уж очень и она и я звонкие...


Рецензии
вопрос не в тему:
чем пруд отличается от озера?

Курума Такуми   03.08.2016 10:08     Заявить о нарушении
эммм, экзамен?
У нас с фабрики пульпа поступает в хвосты, там отслаивается и потом поступает в отстойные прудки, и с реагентикой снова поступает в процесс, не вся конечно, но все описывать не буду
прудки)
а озеро есть озеро, его не человек делал
хотя, золотые выработки (карьеры) советского времени сейчас затопило водой и сие называется Голубые озера. Купаться там страшно, карьер есть карьер.
Так что глубокий старый престарый прудок может стать и современным озером

могу садиться?)

Иса Лариса   03.08.2016 15:40   Заявить о нарушении
)))))
"А может река закончится морем, что тоже большой пруд?" (с) Иса
море создал человек? :)
сами решайте, присаживаться или садиться :)

Курума Такуми   03.08.2016 16:12   Заявить о нарушении
сразу не заметил, перечитав задумался (почти как на ЯПе:)))
"на перевалах она грохочет водопадами" перевалы и река имхо это что-то противоположное.
непринципиально как "туманные дожди" но всё-таки.

Курума Такуми   03.08.2016 21:53   Заявить о нарушении
перекаты конечно же)
когда писала все это, отвлекали)
исправлю)
спасибо за внимательное чтение

Иса Лариса   03.08.2016 23:10   Заявить о нарушении
а что с морем, что тоже большой пруд?

Курума Такуми   04.08.2016 07:43   Заявить о нарушении
чёто сегодня нервы как струна)
спасибо за вопрос)
пусть море будет большим прудом?
есть же искусственные моря
мне когда то младший рассказывал))

это заметки на полях, Ичи
как думаете, для хайку этот принцип работает?
или нет все же?
я вот его на икебану не могу спроецировать
как подготовительный процесс, как сама организация процесса

Иса Лариса   04.08.2016 10:15   Заявить о нарушении
нет, на это я пойти не могу! Мне надо посоветоваться с шефом. (с)
пусть море остаётся морем а не большим прудом.

хотите подкину одну идейку?

Бокетто (яп.)— акт бессмысленного и продолжительного смотрения в даль

перечитал ещё раз.
посмотрите - кажется что тут не согласовано предложение:

Наступает покой и умиротворение – зима. Камню в ладошах – тепло, женщине на берегу зимнего моря – холодно, мерцательно и продрогло.

женщине холодно и мерцательно. а кто или что продрогло?

Дзё-Ха-Кию для хайку?
Я думаю, что нет. Моё мнение что это не принцип хайку.

Курума Такуми   04.08.2016 23:54   Заявить о нарушении