Читаю и отплёвываюсь...

По отношению к очень многим нашим писателям нужно сказать, что с русским языком они обращаются варварски и знают его плохо. Молодые писатели ничего, кроме газет, не читают и, оглушённые сухим треском языка статей газетных, совершенно не слушают звуковых капризов языка живой речи. Максим Горький. // Язык – инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки. Можно бы ещё заметить, что посредственность как на одном, так и на другом инструменте нетерпима. Пётр Вяземский. // Какая гадость чиновничий язык! Исходя из того положения… с одной стороны… с другой же стороны – и всё это без всякой надобности. «Тем не менее» и «по мере того» чиновники сочинили. Я читаю и отплёвываюсь. Особенно паршиво пишет молодёжь. Неясно, холодно и неизящно: пишет, сукин сын, точно холодный в гробу лежит. Антон Чехов. // Стилевое разнообразие – от великого мастерства настоящих писателей оживить слово. Современный язык, безусловно, усреднён. Десятки книг написаны нивелированным языком, будто одной рукой. А какой искусственный язык в наших исторических романах. Юрий Казаков. // Столь скверно сочинены и написаны таким скверным языком, что никакой добрый желудок их не может переварить. Хуан Вальдес. // Языковая основа изначально бедна и, значит, никакой высокой поэзии там и быть не может. Юрий Кузнецов. // Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Александр Пушкин. // …так и кажется, будто он писал тупым карандашом на обёрточной бумаге. Сомерсет Моэм. // Молодые литераторы плохо усваивают простейшую истину: язык – это материал, из которого делают стихи, рассказы, романы. Из плохого материала хорошую вещь не сделаешь. Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. Не умея держать в руке топор, дерева не отешешь, не зная хорошо языка, красиво и всем понятно не напишешь. Максим Горький. // Нет, языком грубым и необразованным писать нельзя. Это доказали все, решавшиеся на такую попытку. Владимир Даль. // Язык есть машина, и не следует допускать, чтобы пружины его скрипели. Антуан Ривароль. // «Он хороший писатель, но у него плохой язык». Такая же бессмыслица как: «Он хороший композитор, но лишён слуха». Юрий Нагибин. // Надо учиться литературной технике, языку, расширять свой лексикон, уметь облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму. Язык – это оружие литератора, как ружьё – солдата. Чем лучше оружие, тем сильнее воин. Максим Горький. // Понимать предложение – значит понимать язык. Понимать язык – значит владеть некой техникой. Людвиг Витгенштейн. // Если не владеешь тем языком, на котором пишешь, никакая литература настоящая невозможна. «Владея» – значит, не только зная, а совершенно сливаясь с языком. Иначе нет яркости, нет силы, языка нет! Александр Солженицын. // Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. Если у автора нет слога, он никогда не будет писателем. Если же есть слог, свой язык, как писатель он не безнадёжен. Тогда можно рассуждать о других сторонах его писаний. Антон Чехов. // Слог и язык свой – первые необходимые орудия всякого писателя. Николай Гоголь. // Наш инструмент – это язык, а наш материал – сама жизнь. Хосе Йерро. // Самая большая беда литературы – безъязыкость, худосочность, стёртость. Никакими страстями, ловкостью пера язык не заменить, это кровь литературы. Сколь патриотической или нравственной ни рядись книга, без глубинного русского языка ей таковой не быть. Патриотизм писателя прежде всего во владении родным словом. Валентин Распутин. // Человек с бедным неразвитым языком – это ментальный инвалид. Барбара Лённквист.


Рецензии