Свобода

                "И познаете истину, и истина сделает вас свободными".
                От Иоанна, 8:32
                * "Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное".
                1-е Коринфянам, 15:44


                Мы ищем тень, спасаясь от жары, -
                так создан мир и, со времён Адама
                в нас "да" и "нет" космической игры –
                фатально нескончаемая драма…

                Смешалось всё: где правда, а где ложь?
                Не вырваться из замкнутого круга,               
                пока когда-нибудь ты не поймёшь,
                что - время отличать врага от друга.

                тьма застит Свет. Иного не дано?
                Хотел ли Бог, создав людей из глины,
                чтоб в рабстве жить им было суждено
                под плети зла свои подставив спины

                и души... Но, пора уже прозреть, -
                взяв Меч и Факел крепкими руками
                пойти за Спартаком, сражаясь, умереть* -
                свободным, а не скованным цепями!





Post Scriptum.


В русском языке слово «свобода» имеет несколько значений, а в английском  есть только — liberty и freedom.

По Миллю* «свобода» как liberty, и «свобода» как freedom совсем разные вещи. Liberty — понятие, из которого, собственно и возник термин «либерализм» - суть «свобода от», а именно: социально-политических, религиозных, сословных и иных традиций «связывающих» индивидуума. Её то Милль и считает самой главной, важной и единственной. Мерой всех вещей является торговля и торговец, он — смысл бытия и полюс жизни. Если мы не будем мешать ему делать, что он вздумает, то однажды попадём «в счастливейший из миров». Таким образом сей персонаж, чьи ноги растут в том числе из протестантской этики («богатые люди – Богу угодны, они первые кандидаты в Рай»), движимый эгоизмом и алчностью «ныне и присно» должен быть взят в качестве универсального эталона. В общем, итогом реализации идей Милля имеем следующее: нет больше религиозных и нравственных норм, нет сословных обязательств, нет контроля государства и общества над хозяйственной деятельностью, а - в перспективе (видимо, после некоторых «революционных преобразований» вроде создания ФРС США, как великого «мыльного пузыря» финансового капитализма) не останется ни государств, ни обществ… — Ну, разве не гений? От себя немного дополним «отца либерализма»: …а формировать «мировую повестку» управляя денежными потоками и массами будет элита из числа так наз. «кочевников»: теперь уже только одна инстанция — "невидимая рука рынка" —  станет контролировать этот глубоко «экзистенциальный процесс».

Любопытно, что при этом Милль критиковал пороки буржуазного строя, «в глубине души» надеясь на то, что капиталистические компании сменят рабочие кооперативы и функции государства будут реформированы для защиты интересов его наименее защищённых слоёв, а профсоюзы получат широкие политические и социальные права, включая право на забастовку.

Да не тут то было…

Главный же вопрос, однако, остался: а для чего, собственно, нужна такая liberty - свобода? «От чего» она, теперь понятно, но «для чего»? Ясность, пафос и последовательность либеральной философии Милля «категорически» останавливается перед этим пределом:  «свобода для» безумно пугает его тем, что отсылает к глубинам метафизики, к основам человеческого духа с которыми не так легко «справиться» без веры в Бога, а не Мамону.

Джон Локк** разделял свободу на два вида: воля совести (свобода слова,  собраний,  печати, индивидуальные свободы) и воля экономическая (свободный человек волен на равных участвовать в экономических отношениях, иметь частную собственность и владеть плодами своего труда). В отличии от Милля он воспринимал свободу как нечто дарованное «со времён Адама» высшими силами, Богом. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого и мы должны нести полную ответственность за свои действия. Некоторые идеи христианства могут благотворно влиять на людские умы, избавляя их от распущенности и безрассудства. Религия и Бог, как считал Локк, способны воспитать в индивиде истинного человека, человека благородного, с внутренним стержнем. Однако при этом он также критиковал церковь за стремление некоторых её представителей ханжескими рассуждениями о «благе ближнего» прикрывать свою неуёмную жажду власти и богатства.

В своей книге «Открытое общество и его враги» Карл Поппер довёл до «логического завершения» идеи своих предшественников, обозначив основной постулат либерализма: для «свободной» личности не должно существовать никаких запретов, табу, поскольку она, будучи частью этого «открытого» общества сама для себя должна определять, что можно, а что нельзя. Другие же типы общества, например, социалистическое или фашистское, объявляются недемократическими, авторитарными, т. е., «закрытыми», которые и следовало со временем «открыть». Один из почитателей Карла Поппера - финансовый «гений» Джордж Сорос, несмотря на преклонный возраст, как известно до сих пор занимается этим «благородным делом» с помощью своего «института» с одноимённым названием и прочих, весьма многочисленных НКО.

Новейшая теория трансгуманизма готова поставить точку во всей этой истории, перешагнув через человека как такового. Чтобы понять в чём состоит наша «последняя свобода» достаточно для начала прочесть книгу Эрика Дэвиса «Техногнозис» и посмотреть фильм Роберта Родригеса «Алита – боевой ангел»: девушка-андроид способна любить, плакать, смеяться, гневаться и не испытывая боли сражаться, даже потеряв почти полностью своё тело..., а где-то там, наверху, висит искусственная планета и те «высшие существа», что здесь обитают, создают законы по которым должны жить все остальные. У людей и полулюдей из «нижнего мира» по большому счёту имеется лишь одно право, – на восстание, «которое есть доблесть раба»…

Русский философ Николай Бердяев в работах которого тема свободы является основной, различает три её вида: первичную иррациональную свободу, т. е. произвольность, рациональную, т. е. исполнение морального долга, и, наконец, свободу, проникнутую любовью к Богу, человеку и всему сущему. Иррациональная свобода коренится в «ничто», из которого Бог сотворил мир, но это «ничто» не есть пустота, а первичный принцип (хаос), предшествующий Богу и миру.  Преображение личности возможно только путем восхождения к третьему виду свободы, в мистической православной традиции исихазма он называется «путь сердца».***


               

*Джон Милль. О свободе.
**Джон Локк. Два трактата о правлении.
*** «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». От Иоанна, 8:32




авторство эссе "Свобода от - liberty или свобода для, freedom":  http://stihi.ru/2022/06/23/917


Рецензии
Есть время отличать врага от друга...
-------------------

Понятно - свет без тьмы не существует...
Зло без добра не может в мире жить
В Ком нет Любви, там ЗЛО стегает спины
ЛЮБОВЬ в Душе нас заставляет жить...

Валерьян Ленц   31.12.2023 13:34     Заявить о нарушении
На это произведение написано 335 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.