Поэзия и Проза, Преодоление разграничений

Тема данных литературных практик: Поэзия и Проза.

Вопрос: а верно ли следующее утверждение: «Попытки обнаружить в прозе ритмы стиховые или близкие к стиховым обречены на неудачу. Разумеется, проза, как и все другие искусства, обладает своим ритмом, но он столь же далек от стихового, как, скажем, от музыкального, архитектурного или живописного. Ритм прозы основан на соотношениях словесно-образных масс и поэтому скорее всего может быть охарактеризован как композиционный, проявляющийся в пределах большого контекста» (Е.Г.Эткинд) или всё таки «…в искусстве одновременно работают две тенденции — к разграничению языков (языка поэзии и языка прозы, языков отдельных жанров и т. п.) и к преодолению этих разграничений.»?

Зигмунд Черный, например, предлагает следующую последовательность перехода от простоты структуры к ее усложненности: «1) Утилитарная проза (научная, административная, военная, юридическая, торгово-промышленная, газетная и т. д.) — 2) бытовая проза — 3) литературная проза — 4) стихи в прозе — 5) ритмическая проза — 6) vers libre — 7) вольные строфы — 8) вольный стих — 9) классический стих строгой урегулированности»

Задача данных литературных практик – преодолеть разграничения между литературной прозой и  классическим стихом строгой урегулированности, понять насколько такое возможно.

И не будем забывать о том, что «Всякое описание одного какого-либо структурного плана неизбежно связано с утратой семантического богатства текста. Поэтому следует отличать подобные описания как чисто эвристический этап в истории изучения текста, порожденный совершенно законным стремлением сначала выработать методы точного решения простых задач, а затем уже приступать к более сложным структурным описаниям, от такого сведения художественного текста к однозначным системам, которое претендует на конечное истолкование произведения искусства.»

Задание: попробовать написать сонет, который мог бы читаться и как прозаическая миниатюра, все строки в котором в 11-ть гласных.



Пример

К тому из нас кто не уснёт, прижмётся горячий выдох солнца. На закате любой обман даёт фальшивым нотам возможность править лунные сонаты до крика чаек. Берег не протрётся до дыр, в которых будет зреть кудлатый густой туман, а будто пошатнется, запутываясь в тонкие канаты с притопленным баркасом у причала и тусклым фонарем над домом. Ветер живет землей, непомнящей начала самой себя, раскачивая сети, давно пропахшие соленым светом морских глубин и тьмой небесной дали.


К тому из нас кто не уснёт, прижмётся
горячий выдох солнца. На закате
любой обман даёт фальшивым нотам
возможность править лунные сонаты

до крика чаек. Берег не протрётся
до дыр, в которых будет зреть кудлатый
густой туман, а будто пошатнется,
запутываясь в тонкие канаты

с притопленным баркасом у причала
и тусклым фонарем над домом. Ветер
живет землей, непомнящей начала
самой себя, раскачивая сети,
давно пропахшие соленым светом
морских глубин и тьмой небесной дали.



ИТАК пробуем начать разрушение стереотипов

:) Итак Гиршман или страница Психо?

                .                «…в прозе нет и не может быть ритмической сегментации на стихотворные строки.»               
                «..разложение прозы на стопы имеет смысл только в том случае, если признать 
                несходство, а пол¬ное тождество, стиховой и прозаической структуры и
                расчленить последнюю на закономерно повторяющиеся отрезки-стихи. Этого,          
                однако, ни один из сторонников «стопных теорий» сделать не сможет, а значит, и все
                теоретическое построение оказывается необоснованным и разрушается.»
               
                М.М. Гиршман



***  Стоял бы молча и не отрываясь  (автор: В.Д.)

Стоял бы молча и не отрываясь, смотрел на церковь, на ржаное поле, на пыльную дорогу. Час не боле и тьма застонет где-то за сараем  в густой крапиве. Я не слышу боли всех тех, кто вне меня, тех, кто за краем дневного света жив мечтой о рае, но грешен от истоков…  Я - осколок стекла в оконной раме. Дом оставлен, а блудный сын стал ветром. Куст рябины качается, бросая тень на ставни, приставленные к стенам;  долго  чинно скрипит калитка, а стальной журавлик спит без гнезда над крышей в звездной стыни.

---
Стоял бы молча и не отрываясь
Смотрел на церковь, на ржаное поле,
На пыльную дорогу. Час не боле
И тьма застонет где-то за сараем

В густой крапиве. Я не слышу боли
Всех тех, кто вне меня, тех, кто за краем
Дневного света жив мечтой о рае
Но грешен от истоков…    Я осколок

Стекла в оконной раме. Дом оставлен
А блудный сын стал ветром. Куст рябины
Качается, бросая тень на ставни

Приставленные к стенам.  Долго  чинно
Скрипит калитка. а стальной журавлик
Спит без гнезда над крышей в звездной стыни.



:) Пешковский или страница Психо?



.                «Ритм тонического стиха основан на урегулировании числа безударных слогов в такте
                и лишь как подсобным средством пользуется урегулированием числа самих тактов в
                фонетических предложениях. Ритм художественной прозы, напротив, основан на
                урегулировании числа тактов в фонетических предложениях и, может быть, пользуется
                как подсобным средством частичным урегулированием числа безударных слогов в такте,
                но, во всяком случае, без доведения этого урегулирования до каких-либо определенных
                схем»
                А. М. Пешковский

*** О домах дореволюционной постройки (автор: А.А.)

Кто жил в домах дореволюционной постройки  должен помнить тяжесть света, свисающего с окон; тяжесть веток, чьи тени как китайские драконы живут небесным дзен, качаясь сонно над комариным роем, перепетым дискантом Robertino; запах лета, зависнувший на кухне с оголенной проводкой; самодельный творог в марле, повешенный на гнутый гвоздь, забитый в торец буфета; в трехлитровой таре стослойный чайный гриб, давно забытый и почерневший;  дыры-изуиты, покрывшие клеенчатую скатерть…

-----
Кто жил в домах дореволюционной
постройки  должен помнить тяжесть света,
свисающего с окон; тяжесть веток,
чьи тени как китайские драконы

живут небесным дзен, качаясь сонно
над комариным роем, перепетым
дискантом Robertino; запах лета,
зависнувший на кухне с оголенной

проводкой; самодельный творог в марле,
повешенный на гнутый гвоздь, забитый
в торец буфета; в трехлитровой таре
стослойный чайный гриб, давно забытый
и почерневший;  дыры-изуиты,
покрывшие клеенчатую скатерть.



 .                «Язык поэзии всегда архаичнее языка прозы, их развитие не равномерно,
                уравновешивается в границах взаимодействия, иногда случайного и трудно
                определимого, но никогда не стирающего сознания разности»   
                А.Н. Веселовский


*** из трактата о невесомости (автор: Елена Евгеньева http://www.stihi.ru/2016/07/31/8772 )

Рябины стали тяжелей – в июле металл земли расплавился. Домами ползёт и вьётся дух варенья. Мамин смешливый голос. Я и сам заюлен – спешу, лечу. Разбрасывают искры страницы старых дневников с татами. Единоборство – самый верный дискурс о том, кем никогда уже не станем. Быть может, пчёлы знают что-то больше, чем просто целовать цветы и груши. И я вам не скажу, хотя и должен сказать о том, что Карфаген разрушен, что ветер дует вольный, волглый, волжский. Вам остаётся только плыть и слушать.

----
Рябины стали тяжелей – в июле
металл земли расплавился. Домами
ползёт и вьётся дух варенья. Мамин
смешливый голос. Я и сам заюлен –
спешу, лечу. Разбрасывают искры
страницы старых дневников с татами.

Единоборство – самый верный дискурс
о том, кем никогда уже не станем.

Быть может, пчёлы знают что-то больше,
чем просто целовать цветы и груши.
И я вам не скажу, хотя и должен
сказать о том, что Карфаген разрушен,
что ветер дует вольный, волглый, волжский.
Вам остаётся только плыть и слушать.




.                «Никаких аналогов по возможности — вот завет «чистой» прозы. Появление
                аналога есть всегда признак разрушения прозы, перехода ее в поэтическую речь,
                в «стихотворение в прозе». Как отдельные слова, так и фразы не должны быть подобны
                по метродинамической структуре. Самые динамические центры речи должны попадать
                в разных фразах на различные места, чтобы ухо в этих кульминациях динамики не
                уловило периодизма».
                Л. Сабанеев


*** Перекресток (автор: В.Д.)

Прошедшее без запаха, без цвета, без вкуса, – слово, без привязки к Слову, придумавшему это утро. Лето (невестино в жару, в ненастье – вдовье) развязывает узелки не новых забот о птицах, равнодушных к свету ночного солнца, к колыбели ветра в густых ветвях плакучих ив; к подкове, ржавеющей над дверью в дом; к печали, растущей в сердце смоляным наростом с кусочками коры и мошкой; к дали, открывшей синий рот.. Пропеть не просто о том, что было песней. Перекресток несет свой крест к забытому началу.

---

Прошедшее без запаха, без цвета,
без вкуса, – слово, без привязки к Слову,
придумавшему это утро. Лето
(невестино в жару, в ненастье – вдовье)

развязывает узелки не новых
забот о птицах, равнодушных к свету
ночного солнца; к колыбели ветра
в густых ветвях плакучих ив; к подкове,

ржавеющей над дверью в дом; к печали,
растущей в сердце смоляным наростом
с кусочками коры и мошкой; к дали,
открывшей синий рот.. Пропеть не просто
о том, что было песней. Перекресток
несет свой крест к забытому началу.

.                «Любой исследователь литературного текста, сталкиваясь с проблемой написания…               
                начинает с выяснения его ритмической природы, т.е. определяет, что перед ним – проза
                или стихи… стих и проза – это два принципиально различных способа организации
                речевого материала, два разных языка литературы»   
                Ю.Б. Орлицкий

*** Отпуск (автор: Элен Смит  http://www.stihi.ru/avtor/goodkova )

Простая жизнь неспешна. Свежий воздух. С утра в грибы, а в вечер праздник - баня! Духмяный веник по спине, как розги, и чай с мелиссой. Выпьешь семь стаканов, а звёздной ночью ищешь ковш и Вегу, луна растёт как на дрожжах. - Занятно! Удобства во дворе - достало бегать во мраке - жутко страшно. Ароматны ночные травы в росах "от июля". Сверчки выводят трели, где-то совы внезапно ухнут. Одинокий улей пугает гулом. Неуёмны пчёлы. Должны же они спать когда-то в сотах? Так невзначай вдруг кончился мой отпуск...

----
Простая жизнь неспешна. Свежий воздух.
С утра в грибы, а в вечер праздник- баня!
Духмяный веник по спине, как розги,
и чай с мелиссой. Выпьешь семь стаканов,

а звёздной ночью ищешь ковш и Вегу,
луна растёт как на дрожжах - занятно!
Удобства во дворе - достало бегать
во мраке - жутко страшно...Ароматны

ночные травы в росах "от июля".
Сверчки выводят трели, где-то совы
внезапно ухнут. Одинокий улей
пугает гулом. Неуёмны пчёлы...

должны же спать они когда-то в сотах...
так невзначай вдруг кончился мой отпуск.





.                «Поэзия и проза представляют собой глубоко своеобразные сферы искусства слова,
                различающиеся и по форме, и по содержанию, и по своему месту в истории литературы».
                «В прозе господствуют существенно иные способы и формы словесной образности, чем
                в поэзии.»
                В. Кожинов



из трактата о невесомости. пульс (автор: Елена Евгеньева http://www.stihi.ru/2016/08/01/2458 )

.                легионеры, которым полагались 2 фунта зерна в день,
.                размалывали зерно на горячем камне у походного костра,
.                затем варили пульс (с)

Дома с безмачтового дельтаплана - живыми кажутся (их будто сдали внаём на лето). Палисад залатан крапивой и репьём. Открытый шкалик - колодцы с неживой водой. Гречиха (она ведь там должна быть, хоть не видно) тропу к сараю стёрла как сумела. И больше не стучит ни нитевидный, ни каша из зерна*. Так в чем же дело? Забиты и разбиты окна. Ржавый почтовый ящик собирает листья. Обычно в август падают державы и дельтапланы звёзд. У плоских истин один резон. Но есть ли в правде жалость? Рябина в холода не прячет кисти...

-----
Дома с безмачтового дельтаплана -
живыми кажутся (их будто сдали
внаём на лето). Палисад залатан
крапивой и репьём. Открытый шкалик -
колодцы с неживой водой. Гречиха
(она ведь там должна быть, хоть не видно)
тропу к сараю стёрла как сумела.

И больше не стучит ни нитевидный,
ни каша из зерна*. Так в чем же дело?

Забиты и разбиты окна. Ржавый
почтовый ящик собирает листья.
Обычно в август падают державы
и дельтапланы звёзд. У плоских истин
один резон. Но есть ли в правде жалость?
Рябина в холода не прячет кисти...




.                «Художественная проза возникла на фоне определенной поэтической системы как ее
                отрицание»
                Ю.Лотман


*** из трактата о невесомости. штопор  (автор: Елена Евгеньева http://www.stihi.ru/avtor/miuslis )

...................... Штопору предшествует потеря скорости и сваливание (с)

Краюха хлеба. Ешь и не ропщи-ка. Захочешь зрелищ – вырви паутину с квадратным корнем. Осень-паучиха погонит к югу выводок утиный. И вывод прост, и ввод не преднамерен. Погоны по аллеям сбросят клёны, каштаны, вязы. Слёзы канареек пьянят похлеще и страшней палёной бодяги. Слушай - слово-то какое – бродяга букву разменял на штопор. Крошатся звёзды. Ножки хлипких коек дрожмя дрожат. И неразумно штопать носки и душу, красный кокон соек, вчерашний день и клюквенные топи...
---
Краюха хлеба. Ешь и не ропщи-ка.
Захочешь зрелищ – вырви паутину
с квадратным корнем. Осень-паучиха
погонит к югу выводок утиный.

И вывод прост, и ввод не преднамерен.
Погоны по аллеям сбросят клёны,
каштаны, вязы. Слёзы канареек
пьянят похлеще и страшней палёной
бодяги. Слушай - слово-то какое –
бродяга букву разменял на штопор.

Крошатся звёзды. Ножки хлипких коек
дрожмя дрожат. И неразумно штопать
носки и душу, красный кокон соек,
вчерашний день и клюквенные топи...

***
Каштаны, вязы...
Захочешь зрелищ – вырви
носки и душу

Крошатся звёзды
бодяги. Слушай – слово
Краюха хлеба

Погонит к югу вывод
с квадратным корнем
Погоны по аллеям
пьянят похлеще



.                «Поэзия всегда желала отмежеваться от прозы. …начиная каждую строчку с большой буквы,
                …ясно слышимым ритмом, рифмой, аллитерацией, и стилистически, создавая особый               
                «поэтический» язык, и композиционно, достигая особой краткости, и эйдологически в
                выборе образов».
                Н. Гумилев



*** Мир (автор: В.Д.)
.                Моему Нику

Я по нему кружусь, ища приюта для дня без дна, придавленного глыбой, похожей на сандалию Иуды Искариота, на останки рыбы, переплывавшей океан минуты сто тысяч раз по тонкому изгибу бегущих волн. Кто изучил маршруты от шума к тишине, от «был» до «выбыл» в подробностях  всех переадресаций, всех штемпельных подсказок  на конвертах, в которых скрыт на время запах смерти?.. Кто не забудет аромат акаций, цветущих под окном, шмелей концерты над белой сценой, зеленый шум оваций…

------

Я по нему кружусь, ища приюта
для дня без дна, придавленного глыбой,
похожей на сандалию Иуды
Искариота, на останки рыбы,

переплывавшей океан минуты
сто тысяч раз по тонкому изгибу
бегущих волн. Кто изучил маршруты
от шума к тишине, от «был» до «выбыл»

в подробностях  всех переадресаций ,
всех штемпельных подсказок  на конвертах,
в которых скрыт на время запах смерти?..
Кто не забудет аромат акаций
цветущих под окном, шмелей концерты
над белой сценой, зеленый шум оваций…



.                «… передача прозой разрушит стих, ибо отпадет момент речевой динамизации: стиховой
                ряд, хотя и не потеряет своих границ, не будет более стиховым; в развертывании материала
                не обнаружится стиховой меры <...> что повлечет за собою и отпадение сукцессивной природы
                стихового слова...». или «динамизация речевого материала проводит резкую грань между
                стиховым словом и словом прозаическим» 
                Ю.Н. Тынянов



*** из трактата о невесомости. люцерна (автор: Елена Евгеньева http://www.stihi.ru/avtor/miuslis )

.                Золотистая ржанка внешне напоминает птиц из отряда аистообразных, но по воде она
                ходит редко (с)

Сухое сено! Надо бы телегу пригнать быстрей вон той ползущей тучи. И вилы не забыть. Пасётся пегий, стрижёт ушами, фыркает: «Где кучер?» А мне не оторваться от причала – у края ржи на якорь встала стая чугунных ржанок. Поверху качаясь, плывёт зерно. Не это ли усталость? Всё ближе ливень. Путается повод. Спешить, остаться? Рвёт брезент люцерна, пырей и мятлик. Больно жалит овод. И в довершенье этого концерта сильнее жала жгут глаза напротив. Две первых капли падают как оброть.

-----
Сухое сено! Надо бы телегу
пригнать быстрей вон той ползущей тучи.
И вилы не забыть. Пасётся пегий,
стрижёт ушами, фыркает: «Где кучер?»

А мне не оторваться от причала –
у края ржи на якорь встала стая
чугунных ржанок. Поверху качаясь,
плывёт зерно. Не это ли усталость?

Всё ближе ливень. Путается повод.
Спешить, остаться? Рвёт брезент люцерна,
пырей и мятлик. Больно жалит овод.

И в довершенье этого концерта
сильнее жала жгут глаза напротив
Две первых капли падают как оброть.

***
Две первых капли -
плывёт зерно. Не это
сильнее жала

Спешить, остаться?
Всё ближе ливень. Пута
чугунных ржанок

У края ржи на якорь -
сухое сено.
А мне не оторваться –
глаза напротив



.                «Распадение словесного искусства на поэтическую и прозаическую формы совершается
                по той причине, что в поэзии приходит в действие механизм межплановой (« вертикальной» )
                рекуррентности, тогда как в прозе активизируется тенденция к созданию внутриплановой
                (« горизонтальной» ) рекуррентности» 
                И.П. Смирнов

*** о неузнанном голосе (автор: А.А.)

не узнаю твой голос. подчиненный таинственным китайским механизмам он оставляет след внутри предметов буддийских культов. в деревянной рыбе он прячется от каменной погони тибета, раздраженного июльским рассветом, а под чашей рин он плачет о конопляной мухобойке хоссу, убившей мотыльков перелетавших из смерти в жизнь за ритмами истоков небесных рек. о том же скажет ветер, танцующий на глиняных ладонях дыхания гончарных дев, на белых дарах дадаров, на кувшинках вздохов.

-----

Не узнаю твой голос, подчиненный
Таинственным китайским механизмам,
Он оставляет след внутри предметов
Буддийских культов ,в деревянной рыбе.

Он прячется от каменной погони
Тибета, раздраженного июльским
Рассветом, а под чашей рин он плачет
О конопляной мухобойке хоссу,

Убившей мотыльков, перелетавших
Из смерти в жизнь за ритмами истоков
Небесных рек. О том же скажет ветер,
Танцующий на глиняных ладонях
Дыхания гончарных дев, на белых
Дарах дадаров, на кувшинках вздохов.



.                «Тонкая игра на противоположных принципах установки в пределах оппозиции «стих –
                проза» содержит чрезвычайно богатые, порой неожиданные как для пишущего, так и для
                воспринимающего изобразительно-выразительные возможности». «… в прозе смысловая
                разбивка преобладает над формально-звуковой, а в поэзии - наоборот.»               
                Н.Федоров

*** автор: Вадим Цангарис  http://www.stihi.ru/avtor/fargart   

две тени упакованы. в дорогу - по километрам чёрно-белых съёмок. в котомке за плечами пайка сдобы. иду вперёд, увязнувший по локоть в коротких днях улучшенного кроя, где никаких видений нараспашку, где прошлое становится неважным, где стол пустой накрыт вечерним зноем. колючий тост замрёт над праздной песней о поездах, тоннелях и софитах. скрипучая глухая сибаритка куплеты перепетые отвесит. на краткости подсаживаю кроткость. от поля что осталось, кроме сотки.

---

Две тени упакованы. В дорогу -
по километрам чёрно-белых съёмок.
В котомке за плечами пайка сдобы.
Иду вперёд, увязнувший по локоть

в коротких днях улучшенного кроя,
где никаких видений нараспашку,
где прошлое становится неважным,
где стол пустой накрыт вечерним зноем.

Колючий тост замрёт над праздной песней
о поездах, тоннелях и софитах.
Скрипучая глухая сибаритка
куплеты перепетые отвесит.

На краткости подсаживаю кроткость.
От поля что осталось, кроме сотки.







.                «Организация поэтического текста отличается от организации текста прозаического, а тем
                более внелитературного, особым использованием звуковой ткани языка. Рифма - прямые
                повторы в конце или начале стиха - это лишь частный случай такого явления. Практикуются
                и другие приемы звуковой игры: ассонансы и аллитерации (повторы гласных или, наоборот, 
                согласных). Далее, особенностью поэзии является особое использование грамматических
                структур - в простейшем случае одних и тех же конструкций типа риторических вопросов,    
                которыми текст "прошивается" насквозь.»
                С. Зенкин

*** автор: Вера Рей   http://www.stihi.ru/avtor/verarey

В такт песни "Back Тo Black" сползают краски с ресниц в резервуары под глазами. Дорога грусти. Там, в последней яме, расслабятся голосовые связки. Прах молодости, пепел вдохновения нашли приют в покойном поднебесье, а хриплый плач из непропетой песни, безумствует до белого каления.
"Пирог из жизни" – pie, goodbye – откушан. Цена за выбор – апперкот сознанию измученным и непокорным душам, кого всевышний тронул щедрой дланью. Но, «и корабль плывёт». Пока... По лужам играет дождь:
— Спи, Эми, до свидания.

------
В такт песни "Back Тo Black" сползают краски
с ресниц в резервуары под глазами.
Дорога грусти. Там, в последней яме,
расслабятся голосовые связки.

Прах молодости, пепел вдохновенья
нашли приют в покойном поднебесье,
а хриплый плач из непропетой песни
безумствует до белого каленья.

"Пирог из жизни" – pie, goodbye – откушан.
Цена за выбор – апперкот сознанью
измученным и непокорным душам,

кого всевышний тронул щедрой дланью,
Но, «и корабль плывёт». Пока... По лужам
играет дождь:
— Спи, Эми, до свиданья.




.                «В самом механизме текстообразования есть нечто, что препятствует автоматическому
                превращению стихотворной речи в поэзию, точно так же, как обычному говорению стать
                прозой. Это нечто есть противоположность риторических функций, закрепленных за
                стихами и прозой.»
                Ю.В. Шатин

"Полёт шмеля", из сказки о Салтане, закончился. "Любовь к трём апельсинам" —
фрагмент простой истории не с нами — затих, как эхо. Старая картина волшебной женщины, с глазами птицы, висела в детстве над моей кроватью. Мне снились её дивные ресницы и белых два крыла. Могла летать я, как чайка. В этих снах познала силу немыслимых связующих просторов души и неба. Сколько это длилось — века, года, минуты?.. Был красивым наш светлый милый дом, а зло и горе тогда не жили... И была я морем.



*** автор: Вера Рей   http://www.stihi.ru/avtor/verarey


"Полёт шмеля", из сказки о Салтане,
закончился. "Любовь к трём апельсинам" —
фрагмент простой истории не с нами —
затих, как эхо. Старая картина

волшебной женщины, с глазами птицы,
висела в детстве над моей кроватью.
Мне снились её дивные ресницы
и белых два крыла. Могла летать я,

как чайка. В этих снах познала силу
немыслимых связующих просторов
души и неба. Сколько это длилось —
века, года, минуты?.. Был красивым
наш светлый милый дом, а зло и горе
тогда не жили... И была я морем.




                «… поэзия и проза противоположным образом относятся к мифу. <...> Прозаик под
                покровом художественного вымысла транслирует уже существующий миф, выдавая
                систему значимостей за систему факта. Поэт даже в случае обращения к традиционной
                мифологической схеме преодолевает имеющуюся конструкцию, превращает факт мифа
                в систему значимостей, образующих персональный миф данного поэта.»
                Ю.В. Шатин


*** Из трактата о невесомости. текила (автор: Елена Евгеньева http://www.stihi.ru/avtor/miuslis )

....Среди случайных процессов выделяют импульсные случайные процессы (с)

Журнальный столик. Тёплая текила. На безымянном стёрся лак.
Едва ли она его когда-нибудь любила. Скорее их взаправду так назвали – Иван-да-Марья. Горькая настойка –вчерашний день за стёклами балкона.
Кружок лимона, соль. Не стоит ойкать – садится птица-ночь на подоконник и лузгает орехи звёзд – в Халиско они другие, чем в полях под Энском. И жирная луна что одалиска не прячет плечи. Что им, деревенским, горячий воздух номера на сотом, когда на пальцах шрамы от осота.

---
Журнальный столик. Тёплая текила.
На безымянном стёрся лак. Едва ли
Она его когда-нибудь любила.
Скорее их взаправду так назвали

Иван-да-Марья. Горькая настойка –
Вчерашний день за стёклами балкона.
Кружок лимона, соль. Не стоит ойкать –
Садится птица-ночь на подоконник

И лузгает орехи звёзд – в Халиско
Они другие, чем в полях под Энском.
И жирная луна что одалиска

не прячет плечи. Что им, деревенским,
горячий воздух номера на сотом,
когда на пальцах шрамы от осота.





                « В стихе ритмическая закономерность выступает как единый исходный принцип
                развертывания речи, который изначально задан и вновь и вновь возвращается в каждой
                следующей вариации. В прозе же ритмическое единство — итог, результат речевого 
                развертывания, а предпосылки и исходные установки этого итога не получают
                отчетливого речевого выражения. В прозе —  единство, кристаллизующееся из
                многообразия. В стихе, напротив, — многообразие, развивающееся из ясно
                провозглашенного и непосредственно выраженного единства»
                М.М. Гиршман



*** автор: Денисова Ольга    http://www.stihi.ru/avtor/olgadenii


Ты подарил мне летний дождь, коробку конфет, букет пионов, белоснежный  лист ватмана и вздох. Теперь попробуй найти во мне себя по безмятежной игре теней в разломах стен,  по нежной мелодии любви, по-детски робкой тревоге ожидания, по тропкам, ведущим к морю и от моря, прежде чем я усну одна. Провинциальный, прибрежный город нужен только лету, чарующему чистотой рассветов и легкостью закатов. Как под кальку- мечты и чувства. Я рисую ветер, запутавшийся в тонких, гибких ветках.

---
Ты подарил мне летний дождь, коробку
конфет, букет пионов, белоснежный 
лист ватмана и вздох. Теперь попробуй
найти во мне себя по безмятежной
игре теней в разломах стен,  по нежной
мелодии любви, по-детски робкой
тревоге ожидания, по тропкам,
ведущим к морю и от моря, прежде

чем я усну одна. Провинциальный,
прибрежный город нужен только лету,
чарующему чистотой рассветов
и легкостью закатов. Как под кальку
мечты и чувства. Я рисую ветер,
запутавшийся в тонких, гибких ветках.








_____________________
свои варианты текстов просьба оставлять в рецензиях


Рецензии
Я освоил другой язык.
Не наклеивайте на меня ярлык
прозаика с во рту кляпом.
Девственный хитон похотью не запятнан.
Не кладите могильные розы
на письменной стол отвергнутой прозы.
Поэзия прозу положила на обе лопатки.
Аромат её возвышенный, чокнутый, сладкий..

Иоанн Богомил

Иосиф Перов   07.04.2022 15:47     Заявить о нарушении
именно - с во рту кляпом. Такова рифма.

Иосиф Перов   07.04.2022 17:10   Заявить о нарушении
рифма на основе инверсии и отхода от правильной речи...
) зато подкрепляет первую строку на сто все

Психоделика Или Три Де Поэзия   07.04.2022 18:11   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.