Исход. Вторая книга Моисея
символ любого избавления, условия
сближения человека с Богом – очищение
от скверны. Бог, через завет с Авраамом,
ещё больше приближает к себе свой народ.
Завет с Моисеем – закон.
Книга написана в пустыне в 1512 г. до
нашей эры.
Глава 1. Притеснение евреев.
1
Сынов Израиля много стало,
«Так расплодились племена!-
промолвил новый царь устало,-
ну и настали времена.
2
Пришельцам этим нет числа,
боюсь, чтоб в случае войны
кровь их к врагам не занесла.
Так много их, они – вольны».
3
Евреям тяжкие работы
дают, чтоб снизить их расплод.
А они строят вне субботы
Пифон – запасов всех оплот.
4
Но, не смотря на угнетенье,
народ еврейский числом рос.
У фараона – вновь смятенье,
он ищет, как решить вопрос.
5
Наказ дан повивальным бабкам
душить еврейских малышей.
Зла не чинили они лапкам
и бабок выгнали взашей.
Теперь велит служивым царь
топить еврейских сыновей.
Тираном был, как было встарь,
но по жестокости – новей.
Глава 2.
Рождение и спасение
Моисея.
1
Потомок Левия женился
на женщине того же рода
и у супругов сын родился
в дни гнёта своего народа.
2
Дитя три месяца скрывали.
опасность встала у дверей:
с рук матерей детей срывали,
коль мальчик у них был еврей.
3
мать в осмолённую корзину
кладёт, страдая, малыша.
Где клонит ветерок лозину,
корзину ставит, чуть дыша.
4
Дочь фараона в речке мылась,
служанка – добрая бабёнка –
гуляя, скукой истомилась,
нашла корзину и ребёнка.
5
Взяла мальчишку дочь царёва,
нашла кормилицу ему.
Царевна молвит: «Вот мой рёва.
Вскорми, дам денег посему».
Скажу, кормилица - то наша
была ему родной мамашей.
6
Вернул дитя ей небосвод,
вскормила сына даме сей.
Коль мальчик найден был у вод,
его назвали Моисей.
7
Тайная мать его вскормила,
в семье царевны был он милым,
во всем послушен и умён,
блестящим юношей стал он.
А, выйдя в жизнь, увидел мигом,
что был народ его под игом.
Глава 3. Бегство Моисея
из Египта.
1
Потом он, десять лет спустя,
видит, еврея бьют в висок.
Убил надсмотрщика, грустя,
а труп его зарыл в песок.
2
В другой раз, лоб на солнце грея,
и о превратностях судя,
разнял он в драке двух евреев.
Ему – обидчик: «Ты кто, судья?
3
Иль ты уже совсем забыл,
что египтянина убил?»
Обуял Моисея страх,
и быстро скрылся он в кустах.
4
Тут царь узнал о драме той:
«Казнить убийцу по делам».
Бежал он сквозь туман густой,
к колодцу вышел в Мадиам.
5
Священник здешний Рагуил
имел в семье своей семь дочек.
Он больше всех одну хвалил-
цвела Сепфора, как цветочек.
6
Сел Моисей тут, у колодца,
сёстры овец пришли поить.
Он с пастухами стал бороться,
сёстрам воды помог налить.
7
Священник дал пришельцу фору,
тот не имел даже полушки,
но получил в жёны Сепфору
и навострил на пажить ушки.
Родился у них сын Гирсон,
ведь Моисей был чужестранец
Был пастухом овечек он,
в горы водил отары рано.
Глава 4.
Повеление Бога Моисею.
1
Явился Ангел у Хорива
в огне тернового куста.
Там, где плясала пламя грива,
вложил Бог речь в его уста:
2
«Вижу страдания народа,
с Египта слышу его вопли.
Иди, как вождь, в гущу народа
и выведи из этих копий
3
в землю, обещанную предкам,
где мёд течёт и молоко.
Откуда, до Египта, редко
евреи шли так далеко.
4
Тебя пошлю я к фараону…»
Рёк Моисей: «Кто я такой,
чтобы творить деянья оны,
там мне споют за упокой».
5
«Будет во всём моя подмога,
скажи так братьям по крови.
А если спросят имя Бога,
то Иеговой назови.
6
Скажи царю: «Пусти в дорогу.
Надо в дорогу на три дня,
чтоб принести там жертву Богу,
пойдёт народ весь, вся родня».
Глава 5. Божий дар Моисею.
1
«Чтобы народ тебе поверил,
Я три знамения даю.
Тебе всегда открою двери,
что ждёт в пути, не утаю».
2
«Но человек я не речистый,
к тому ж, ещё косноязычен.
Хотя я верой к тебе чистый,
но голос слаб мой и не зычен»
3
Но Бог сказал: «Кто дал уста вам?
Кто делает глухих и зрячих?
Иди к царю с своим уставом
и говори. Не будь горячим.
4
Чтоб была гладкой речь у трона,
красноречива, не пуста,
возьми с собою Аарона,
вложи слова в его уста.
5
А чтоб творились чудеса
для убеждений и торжеств,
вглядися с верой в небеса,
возьми в свою десницу жезл.
Глава 6. Возвращение
Моисея в Египет.
1
Как Моисей, покинув гору,
пригнал домой животных стадо,
то молвил тестю Иофору:
«В Египет мне вернуться надо».
2
«Иди, сын, в путь неблизкий,с миром,
Коль Бог наш стал тебе кумиром».
Взял Моисей жену и деток
и посадил их на осла.
Взял жезл свой, ослам - веток,
и в путь, куда их Бог послал.
3
Когда пришёл к Хорив–горе,
дал отдохнуть сынам с матроной.
Уже к полуденной поре
к нему прислал Бог Аарона.
4
Пришли, собрали там всё племя
и сделал Моисей знаменья.
Слушал народ, речам их внемля,
о Боге изменилось мненье.
5
Минуло восемьдесят вёсен,
когда был призван Богом он.
«О Боже. я же не словесен,
не станет слушать фараон».
6
Ему ответил Иегова:
«Ты будешь ухом моим, оком,
богом царю. Оставь свой говор,
ведь будет брат твоим пророком.
Глава 7
Фараон не слушает Моисея и
Аарона. Усиление гнёта.
1
Они сказали фараону:
«Велел Всевышний передать,
чтоб отпустил народ ты оный,
жертву Ему надо воздать.
2
«Кто этот Бог? Его не знаю,
Израиль я не отпущу.
Людей от дел не отвлекайте,
работы праздным поищу.
3
Легка им ноша для плеча.
Соломой больше не снабжать
для производства кирпича
и нормой большею прижать».
4
Евреи шли по нивам живо
царской землёй за ратью рать.
Вместо соломы стали жниво
для кирпичей тех собирать.
Но оставалась прежней норма
и кирпичи такой же формы.
5
Били надсмотрщики евреев
за недодачу норм самана.
Над царством фараона веял
дух угнетенья и обмана.
6
У подневольных силы тают,
не по плечу такой ярём.
В дворец приходят ходатаи,
чтобы решить вопрос с царём.
Подали много жалоб разных,
но не услышал царь их стон.
А упрекал: «Евреи – праздны!»
и выгнал ходатаев вон.
Когда от фараона вышли,
тут ждали братья с ними встреч.
Им упрекнули, что Всевышний
вложил в царёву руку меч.
9
И Моисей сказал со вздохом:
«Зачем же Бог послал меня?
Перед народом стал я лохом.
Нет людям жизни от царя».
10
Бог делал воду в реках кровью,
на весь Египет жаб навёл.
Царь, прикрываясь суесловьем,
об их исходе речь повёл.
11
И брат молился с Моисеем
до онемения в телах
и Бог миллионы жаб рассеял,
но царь неверен был в делах.
12
Послал Творец на тыщи верст
тучи бесчисленные мошки.
Волхвы сказали: «Божий перст,
бессильны мы, уносим ножки».
13
Не помогли и песьи мухи,
хоть фараон опять взмолился.
Но им владели злые духи,
к тому же он таким родился.
14
Не допекли нарывы, язвы,
огонь, град, саранча и тьма.
Способен царь на милость разве,
коль он – жестокость лишь сама.
15
Сразил всех первенцев Всевышний –
от человечьих – до скотов.
Рыдать все египтяне вышли,
пролив слёз море, сто потов.
16
И отпустил царь всех евреев
в пустыню для служенья Богу,
надежду в тайне он лелеял
на их обратную дорогу.
17
Евреям дали египтяне
одежды, серебро и злато
по воле Божьей, не по-пьяни,
по Божьей каре, не по блату.
18
Шли ополчения евреев
к себе домой из рабских пут.
Столб пламени пред ними реял,
указывая ночью путь.
19
Шли знойным днём, ночью холодной,
слыша песчаной бури вой.
Шло шестьсот тысяч их голодных,
хлебнувших горестей с лихвой.
Глава 8.
Пешком по морю.
1
«Поставьте стан теперь у моря, -
сказал вождю их Иегова, -
войска царя прибудут вскоре,
чтоб возвратить вас в рабство снова.
2
Шестьсот отборных колесниц
и войско под его началом -
спешит погоня от границ.
В пустыне эхо не скучало.
3
Настигнут беглых египтяне,
их лик звериный будет лют.
А Моисей молчанку тянет
и возопил еврейский люд:
4
«Лучше б ходить всю жизнь в рабах,
чем здесь, в пустыне, лечь в гробах!»
«Бог не отдаст вас изуверу.
Не вы ль Израиля сыны?
Так не теряйте в Бога веру
и будете все спасены!» –
5
Так Моисей сказал народу.
А Бог – ему: «Жезл подними.
Руку простри в морскую воду,
надвое море разними.
6
Пройдёте морем, как по суше,
войдёт и вражье войско вскоре
и все египетские души
останутся в пучине моря».
7
Тут ангел, бывший перед станом,
стал позади, в месте другом.
Из облаков столб неустанно
стоял тьмой ночи пред врагом.
Ослабив нить луков тугих,
сияя светом для других.
8
А Бог гнал море на восток,
евреям вымел он дорогу:
стал в две стены водный поток,
шли беглецы к его порогу.
9
Враги уже в средине моря
и плен евреев царю снится.
Всё в Божьей силе, Божьем взоре –
и без колёс все колесницы!
10
А беглецы – уже на бреге!
И по веленью Иеговы
над воинством в безумном беге
сомкнулись воды моря снова…
11
Рабы смотрели в море тупо.
Качали равнодушно воды,
тьму всплывших на поверхность трупов
бывших гонителей свободы.
Глава 9.
Благодарственная песнь
евреев Иегове.
1
«Я песню Господу пою
за то, что спас Он жизнь мою.
В Его руке свет и моря,
крепость и слава Он моя.
2
Ты, Иегова Саваоф
единый в мире вечный Бог.
Тебе свобода дорога,
сразил десницей ты врага,
пошёл он в глубину, как камень,
в твоих руках и хлад и пламень.
3
Кто поклоняется мечу,
твой дух задует, как свечу.
Мы, твой народ, живём отныне
в жилище лишь твоей святыни.
4
Сестра родная Моисея,
с умом пророка, Мариам,
когда Господь врагов рассеял,
ему сжигала фимиам.
5
Собрав всех женщин–беглецов,
воспела Бога под тимпан.
Теперь в земле своих отцов
раб бывший с Господом, как пан.
Глава 10.
В пустыне Син. Манна и перепела.
1
Три дня шли по пустыне Сур,
в пути не встретилась вода.
Усталым был их глаз прищур,
в ушах гудели провода.
2
Песок - горяч, жара – не в меру,
хотелось нестерпимо пить.
Ура! Вода в местечке Меру.
Только горька. Стали вопить.
3
Тут Моисей, по знаку Бога,
взял ветвь сухую за палаткой
и подержал в воде немного
и та водица стала сладкой.
4
Когда пришли они в Елим,
к колодцам чистым в тени пальм,
то был Господь, ими хвалим,
и в сон глубокий лагерь впал.
5
Их стан теперь в пустыне Син,
между Елимом и Синаем.
«Во рту нет даже и росин,
на вас роптать, мы начинаем, -
6
вопят Израиля сыны, -
лучше сидели б у котлов
и ели хлеб и мясо вволю.
Там нас кормили, как котов,
7
а вы нам предложили волю,
но завели в эту пустыню,
где голодаем мы и стынем».
«Вот, ропщут люди твои снова, -
8
молвил вождю их Иегова, -
пошлю вам вволю завтра хлеба.
Не собирайте только впрок,
а то вам выйдет это в бок.
9
Чтоб выполняли мой совет,
вы не забыли наш завет?
А вечером дам людям мясо,
считаю, что всем станет ясно,
10
что Иегова Я – ваш Бог,
чтоб верить каждый в меня мог».
И только тьма коснулась лиц,
слетелась тьма перепелиц:
11
покрыли весь еврейский стан,
словно слетелись из всех стран.
То Божья пища и краса,
а утром там была роса.
12
Собрало солнце все росинки,
оставив мелкие крупинки,
будто укрыл пустыню снег.
Крупу собрали без помех
по гомору* в день – три кило,
кто хранил дольше – зацвело.
Им лучше манки хлеба нет,
кормились ею сорок лет.
Глава 11.
Масса и Мерива. Вода
из скалы.
1
От Сина ход до Рефидима
в поисках воды ускоряли.
Пока все были невредимы,
но Моисея укоряли:
2
«Зачем с Египта вывел нас,
чтоб жаждой уморить в песках?
Явись-ка Богу на «Парнас»,
скажи: « Рабы твои в тисках».
3
И по веленью Иеговы
пробил скалу он, как платок,
пали неверия оковы,
в лучах сверкал воды поток.
4
А место – жажды утоления-
из недр скалистого Хорива,
за искушенье, ускорение
назвали Масса и Мерива.
5
Беда вновь показала лик.
К свободе не легка дорога:
напал на стан их Амалик,
не знавший Иегову Бога.
6
Возможно, что из–за искуса,
врага в ложбине видя сей,
послал сразиться Иисуса,
угодный Богу, Моисей.
7
А Моисей и Аарон
и с ними также некий Ор,
чтоб видеть бой со всех сторон,
взошли на холм вблизи от гор.
8
Чтоб дети Божьи одолели,
держал вождь посох над собой.
Слабели руки, спазмы в теле,
столь бы не выдержал любой.
9
Как опускались его руки,
враги выигрывали бой.
Тогда и помогли то други
ему держать жезл над собой.
10
Держал вверх жезл он до заката
и был повергнут враг мечом.
Так не случилось их захвата –
Бог поддержал своим плечом.
11
То было Господу служенье
во имя выполненных миссий.
А место, где было сожженье,
назвали Иегова Нисси.*
12
Летели в мир о Боге вести.
Был Моисей у Божьих гор.
И в стан явились дети с тестем,
с Сепфорой - дочкой Иофор.
13
И каждый радовался встрече,
Бога за всё благодаря.
И обо всём текли их речи,
пока не занялась заря.
Глава 12.
Совет Иофора Моисею
назначать судей.
1
Знал Моисей Божьи уставы,
судил в общинах все дела:
все ждали участи устало,
не знали отдыха тела.
2
Вникал в разборки он и в споры,
в общинный и семейный быт:
кто–то просил лошадкам шоры,
иной - подковы для копыт.
3
И молвил Моисею тесть:
«Себя ты мучишь и людей,
а среди них ведь доки есть,
у них – хоть отбавляй идей.
4
Назначь начальников над людом:
от группы до больших отрядов.
Пусть судит всякий своих всюду,
как и должно – пред твоим взглядом.
5
И внял зять доброму совету,
осуществил идею эту.
Всё приготовив честь по чести,
домой он провожает тестя.
6
На третий месяц, по исходу,
пришли в синайские пески.
И, не взирая на погоду,
кровь не стучала в их виски.
Глава 13.
Десять заповедей.
Заповедал Бог: «Мои дети,
коль слушать будете мой глас
и соблюдать заветы эти,
святыми сделаю Я вас.
2
На третий день гора дымилась,
громы и молнии над ней.
Сошёл Господь в огне на милость
и стан еврейский стал родней.
3
Был голос в облачности клубной,
народ на сретенье предстал.
Звук нарастал над станом трубный
и каждый в стане трепетал:
4
«Любой разумный человек,
знай, что нечистый правит миром,
ложных божков не знай вовек,
не сотвори себе кумиров.
5
Божки все – идеалы лжи,
ты - жертва цепких их сетей.
Не кланяйся им, не служи,
оберегай от них детей.
6
Люди - мои малые дети –
страдают за вину отцов,
за грешные поступки эти
наказываю подлецов:
7
их род до третьего колена
за богохульство и измену.
За веру, чья душа томилась,
творю с усердием Я милость
даже до тысячи родов
в домах посёлков, городов.
Чтоб жизнь твоя была прекрасной,
свою любовь Богу неси.
Но имени Его напрасно,
греховно не произноси.
9
Твори дела шесть дней в неделю,
о близких проявляй заботу.
Седьмой – для отдыха, безделья,
Я освятил для вас субботу.
10
Не избегай своей родни,
стремись их сердцем понимать.
Чтобы продлились твои дни,
век почитай отца и мать.
11
Жизнь – драгоценный Божий дар.
Слов Господа не забывай.
Не ставь бессмертье под удар,
живой души не убивай.
12
И по заветам Бога действуй,
душой и телом наслаждайся,
но только не прелюбодействуй,
греховным страхом охлаждайся.
13
Когда тебя нечистый манит,
мимо чужих богатств пройди,
не шарь рукой в чужом кармане,
чужое счастье не кради.
14
Когда же в спорах иль в суде
скажут: свидетельство положь,
будь бережен к чужой судьбе –
быть приговором может ложь.
15
Когда у ближнего жена
красива, как углы в избе,
и к ней душа обнажена,
то не желай её себе.
16
Законы Бога – суть морали,
душ и сердец союз и лад.
Грех, по взрастающей спирали,
сведет отступников всех в ад».
17
И Моисей ступил во мрак,
а Иегова молвил так:
«Лицо к рабам моим яви,
и Заповеди объяви.
18
Пусть слово Бога к ним хранится
в сердцах, на титульной странице.
Мои творенья – не иконы,
а люди и для них законы».
19
А тучи молнии рождали
и над горой катился гром.
Люди и скалы все дрожали,
Хорив ревел, как космодром.
20
С деревьев листья улетали
и ветер уносил их вдаль.
В испуге люди трепетали,
когда Закон Бог передал.
21
«Впредь, приносите скот мне в жертву
всегда пуская под ножи.
Ну, а теперь ты в стан свой шествуй
и обо всём им расскажи».
Глава 15.
Законы Бога.
1
Если купил раба – еврея,
шесть лет ему работать с жаром.
В седьмом наступит его время,
пусть выйдет он на волю даром.
2
Так чти, патрон, закон иной,
чтобы решать чужую долю:
коль раб пришёл к тебе с женой,
то выйдет с нею и на волю.
3
Но коль жену дал господин
и родила она детей,
то раб выходит лишь один
и не грызёт себе локтей.
4
Коль раб к семье привязан глухо
и к господину человечно,
патрон проколет ему ухо,
он раб патрону будет вечно.
5
Кто дочь свою продаст в рабыни,
то тут уж, шо ты ны робы,
она невольница отныне,
не выйдет, как и все рабы
6
Коль пренебрёг рабой патрон-
дева не выдержала кастинг,
не обручился с нею он,
продать другому он не властен.
7
А коль её обручит сыну,
то право дочери на ней.
Но если муж будет, как псина,
деву присмотрит поважней,
8
то та раба, по праву, взыщет-
будет второй женой, моложе:
её не могут лишить пищи,
прав на супружеское ложе.
9
Коль господин сему не служит,
выкуп из рабства ей не нужен.
Кто преднамеренно убьёт,
тот от другой руки умрёт.
10
Убил случайно, не по мести,
тому для бегства дам Я место.
Кто на отца поднимет руку
и после смерти примет муку.
11
А кто похитит человека,
чтобы продать его в неволю,
умрёт, до окончанья века,
родня оплачет его долю.
12
Кто нанесёт другим увечья,
поступит пусть по-человечьи:
оплатит злое увлеченье,
даст денежек для излеченья.
13
Кто бьёт беременную бабу,
того Я так же обвиню.
Если её ударил слабо,
заплатит мужу он пеню.
14
Ну, а какой, в натуре, куш
назначит пострадавший муж.
Кто превратит другого в тушу,
отдаст за это свою душу.
15
Кто зренье повредит глубоко,
отдаст за это своё око.
А кто виной кровавых губ,
тот пусть отдаст свой зуб за зуб.
16
Нельзя прощать разбой ни грана:
за руку – руку, за рану – рана.
А кто раба ударит в глаз,
даст ему волю в этот раз.
17
Коль забодает кого вол,
это скотины грубый фол.
Побить его! не точить лясы,
не есть скотины этой мясо.
18
Не виноват его хозяин,
даже когда он и раззява.
Но если знал и не стерёг,
капут ему, будь он хоть йог.
19
А забодает вол раба,
побить каменьями вола.
А тридцать сиклей серебра-
его патрону – для кола.
20
А если кто украл вола,
продать иль, может, для стола,
тогда, воришка, будь здоров,
отдашь за то аж пять волов.
21
Тот, кто скотом потравит поле,
заплатит лучшее и боле.
Ещё есть правило нетленно:
коль кто девицу обольстит,
22
пусть даст назначенное вено,
возьмёт женой и суд простит.
Но коль отец не согласится
иметь в зятьях сие «добро»,
23
пусть смоет кровь на её ситце,
сколь тянет вено, серебро.
Бог дал закон ещё о том,
что для всего есть свой порожек:
24
казнить за секс с любым скотом,
не оставлять в живых ворожеек.
Тем нет прощенья, как врагам,
кто ложным жертвует «богам».
25
В течение любых годов
не притеснять сирот и вдов.
Страшись гнев праведный навлечь,
Мой будет беспощаден меч!
26
И будет в доме твоём вой,
жена твоя станет вдовой.
В займы бедняге давай просто,
не налагай на него роста.
27
Коль голова твоя умна,
неси начатки от гумна.
Не ешь растерзанного сам,
бросай то на съеденье псам.
28
И не бросай ненужных слов,
начальство, судей не злословь.
Вертись вокруг своей оси,
начальника не поноси.
29
Не следуй с большинством на зло,
чтобы тебе потом везло.
Дары в карман, как мзду, не прячь-
ты станешь к истине не зряч.
30
Чтоб всё дала тебе природа,
ты чти покой седьмого года.
Чтоб урожая было вволю,
дай отдохнуть твоему полю.
О праздниках.
1
Когда распустит почки ива,
отныне и на каждый год,
в теченье месяца авива,*
евреи, празднуйте исход.
2
Готовьте хлеб для пищи пресный,
семь дней – ваш праздник интересный.
И знайте, что под Божьим оком
проходит праздник опресноков.
Скотов начатки и плодов –
дар Иегове от родов.
Глава 16.
Бог обещает израильтянам
помощь.
В путь Моисей ведёт их снова,
вот наставленья Иеговы:
«Чтоб избежать беды любой,
пошлю Я ангела с тобой,
2
чтобы в пути он вас хранил,
никто ему чтоб не хамил.
Не упадёт с голов их волос,
коль будут слушать его голос.
3
Завет блюди мой и в другом,
врагам твоим буду врагом.
Спешите же в отцовский край,
там предкам обещал Я рай.
4
Завет исполню, вас люблю,
всех аммореев истреблю,
Не поклоняйся их «богам»
Благословлю ваш хлеб и воду,
5
не подпущу напастей к роду,
умножу дней твоих число,
детей чтоб в род твой принесло.
В земле от моря и до моря
и от пустыни до реки
не будут знать во веки горя
детишки, жёны, старики.
Глава 17.
Книга Завета.
1
В славе Господней был Синай.
У Моисея слух был чуток:
Завет израильским сынам
у Бога слушал сорок суток.
2
И все Господние слова,
Его Законы и Заветы
евреев древних голова
довёл народу и Совету.
3
Чтоб тяжкого не ведал ига,
веленья Бога соблюдал,
вождь написал навечно в Книги
Заветы, что Всевышний дал.
Глава 18.
Скиния и ковчег Завета.
1
Под ним – гор вечных изразец,
а над Синаем небо синее.
Там Моисею образец
Бог показал, чтоб сделать скинию.*
2
Сорок серебряных подножий
поставь под брусьевый каркас.
А крышу – из бараньей кожи,
цвет – синий, красный – в самый раз.
3
Тканью из шерсти и виссона *
все стены, потолка овал,
для торжества и для фасона
оббей десятком покрывал.
4
И будет в скинии два зала
на рубеже цветных завес:
В одном, где жертву сталь пронзала б,
в другом – ковчег из злата весь.
5
В зале святилища ставь стол
для предложения хлебов.
За ним светильника престол,
здесь Богу явите любовь.
6
Чтоб не срывало кровли ветром
и не проник в скинию вор,
то в пятьдесят на двадцать метров
сделай пред скиниею двор.
7
Пусть будет вся обшита зона
тканью кручёного виссона.
Чтоб не позарились медведи.
пусть колья все будут из меди.
Глава 19.
Ковчег завета.
1
сделайте ящик из ситтима *
длиной чуть больше двух локтей.*
Он для духовного интима,
а не для шуточных затей.
Из злата – кольца, с ситтима – шест.
На крыше, знай, два херувима.
Здесь явишь мне поклон и жест,
там призову Я твоё имя.
3
Покрой его ты чистым златом,
под крышку Откровенье дам.
Святым здесь будет каждый атом.
здесь говорить придётся нам.
4
Светильник скинии лелей,
пред ним ковчега святой трон.
В лампады из маслин елей
пусть заправляет Аарон.
В вечерний сумрак, в звездопад,
попы зажгут все шесть ламп.
Посвящение Аарона и его
сыновей.
1
В эти священные одежды
ты Аарона облеки
и сыновей – его надежды –
Богу в священники влеки.
2
Помажь их главы этим миро,*
в дела святые посвяти,
пусть не творят себе кумира,
не сходят с Божьего пути.
3
Скажи, что слышишь, им дословно
и опояшь их поясами.
Для очищенья мясо овна
у скинии съедят пусть сами.
4
И окропи их кровью овна,
на руки положи им тук,*
чтоб их сердца стучали ровно,
других не заглушая стук.
5
Стойте у временного храма,
с почтеньем слушайте мой глас.
Я буду средь детей Авраама
в грядущем так же, как сейчас».
6
Ещё сказал Бог Моисею:
«Людям скажи, придя отселяя,
про исчисление народа
и связей наших улучшенье
7
Которым двадцать лет от рода,
несут пол сикля* приношенья
для выкупа своей души,
а ты тот дар принять спеши.
8
Хоть ты богач, хоть ты бедняк,
пол сикля Богу должен всяк.
Всё серебро от их старанья
направь на скинию собранья».
9
Уж сорок суток пробежало.
Бог Моисею две скрижали
дал откровенья своего,
написанных перстом его.
Глава 21.
Отступники.
1
Сказал Бог: «Поспеши сойти,
там, в стане у тебя, скандал:
стан уклонился от пути,
который Я заповедал.
2
Отлив из золота тельца,
бьют все поклоны без конца
и жертву принесли ему.
Гнев мой пылает потому.
3
Свои творенья я люблю,
но за грехи всех истреблю».
Пал Моисей перед Всевышним:
«Молю, исправим то, что вышло.
4
Я прекращу всю в стане лажу,
перед тобою грех заглажу».
Сменил Господь свой гнев на милость.
помня, что племя осрамилось.
Глава 22.
Наказание отступников.
1
Часы в дороге пробежали,
в стан Моисей принес скрижали:*
по гладким плитам письмена-
Законы на все времена.
2
Когда приблизился он к стану,
вокруг тельца увидел пляски,
сказал: «Я вас сейчас достану!»
Сорвал на идоле все связки,
что на столе его держали,
бросил из рук своих скрижали,
схватил тельца, чтоб сжечь в огне,
3
потом сказал: «Иди ко мне,
кто служит Божьему Закону,
не чтит за Господа икону».
С ним встало Левии колено,
им слово Госспода нетленно.
И Моисей сказал бодро:
4
«Мечи цепляйте на бедро.
Пройдите в два конца по стану
и убивайте неустанно
своего друга, свата, брата…»
5
Была великая утрата –
пало три тысячи народа,
в печаль оделась вся природа.
«Спрячьте мечи свои и луки,
вы посвятили Богу руки».-
6
Так Моисей убийцам рёк.-
За то, что богом стал царёк,
молясь ему, вершили грех,
стан раскололи, как орех.,
Ты, Господи, народ прости,
он – Аврамовой кости».
7
Ответил Бог: «Грешна поклажа.
Тех с книги памяти изглажу.
Народ, куда сказал, веди,
вам будет ангел впереди.
9
Пусть Моисей в землю ведёт,
где молоко и мёд течет.
Но сам Я с вами не пойду,
чтоб не навёл на вас беду.
Впредь надо думать головами,
потом решу, что делать с вами».
10
Так дней немного убежало.
Опять он вытесал скрижали.
Сказал, поднявшись на Синай:
«Жди, мой народ и не стенай».
11
Клубились облака – киты,
в руках держал он две плиты.
Вдруг всё вокруг закрыла туча,
в ней, рядом с ним – кто–то могучий.
12
Склонил главу он пред Отцом:
«Хочу я зреть твоё лицо».
Ответил Бог: «Не надо зреть.
Ты можешь сразу умереть».
Моисей голос слышать мог
и записал вновь декалог.
13
Там, на Синае, эту встречу
Бог заключил такою речью:
«Кроме того, что внёс в скрижали:
чтоб славу Богу умножали.
14
На все вопросы есть ответ,
блюдите строго наш завет.
Пусть всё еврейское сословье
чтит, как Закон, десятисловье».*
15
Когда спустился он с Синая,
думал, что жизнь будет иная.
Не знал счастливый Моисей
о себе картины всей:
16
шли от лица его лучи,
когда Завет он получил.
Видит народ и Аарон
лицо в лучах со всех сторон.
Лицо закрывши покрывалом,
поведал о большом и малом.
Когда входил он к Богу в залу,
с лица снимал всё покрывало.
18
Шёл Моисей, лицо сияло.
Оно надежду всем вселяло.
Когда вступил за стана линию,
то людям рассказал про скинию
19
Велел нести на храм добро:
медь, золото и серебро,
шерсть и драгкамни, и виссон.
И пряли шерсть, забыв про сон.
20
Всех ход работы веселил,
а мастерил Веселеил.
Готов и жертвенник и стол,
ковчег и для него престол
21
и для священников одежды,
только тогда сомкнули вежды.
Сон мастеров в сети ловил.
Всё Моисей благословил.
22
Тут Бог сюда свой взор простёр,
наполнил славою шатёр.
Над ним днём облако витало,
огонь – пока не рассветало
в пути в любое время года
все сорок лет того исхода.
Свидетельство о публикации №116073006203