И Поппер...

   "...представляю себе философию совершенно иначе, полагая, что все люди являются философами, хотя некоторые в большей степени, чем другие. Я, конечно, согласен с тем, что существует особая и замкнутая группа академических философов, однако не разделяю восхищение Вайсманна их деятельностью и взглядами. Напротив, я думаю, что многое говорит в пользу тех людей (в моих глазах они также являются особым типом философов), которые не доверяют академической философии."

    К. Поппер.

   
   Мераб Мамардашвили говорит о том же самом - в каждом из нас есть философия, но она только не выявлена нами - мы не знаем своей собственной философии, мы следуем ей бездумно, хотя уже в этом предложении заключено глубочайшее противоречие, которое постигает всех нас - ведь философия и есть думание, как же можно быть философом или иметь философию, НЕ ДУМАЯ?
   Но может ли человек в абсолютном смысле слова НЕ ДУМАТЬ? - задайте себе этот вопрос. И что, в конце концов, есть наша мысль? В каком виде она предстаёт - разве в нашей голове звучат слова, а если даже и звучат, то являются ли именно они мыслью? Или же в нас проносятся картинки и мы вдруг в "мгновение ока", как выражается Хайдеггер ПОНИМАЕМ нечто? Но неужели наши картинки и есть мысль? Или мысль это то, что выбросило в нас, перед нашими глазами, в мгновение ока настигнув нас, - вот эти самые образы? Задав себе такие вопросы, вы быть может ближе подойдёте к постижению того, что есть мысль и сможете уже не столь удивляться тому, что можно думать НЕ ДУМАЯ.   Если мысль - Бытие, то она свершается где-то в нас глубоко как вспышка в этой темноте, а словесный ряд и образы лишь окаймляют её, воспринимаемую нами, форму - предваряют и сопровождают впоследствии. Таким образом, каждый человек как Вот- Бытие мыслит, ибо он не может не быть Вот-Бытием, не может не быть человеком в известном смысле, но в тоже самое время, не любой человек, мы говорим - мыслит. Почему? Потому что все эти, описанные процессы, совершающееся в нас, отчуждены от нас самих - словно бы находятся за высокими стенами и нам не доступны. Это, воистину, кто-то в нас, но не мы сами - воистину неизвестный незнакомец, притаившийся глубоко внутри, настолько глубоко, что иногда и прожив жизнь, мы его не обнаруживаем. Но его бы надо было обнаружить, надо было бы узнать - что у вас за философия, узнать как вы мыслите. Любые развитые люди, гении, давно уже обнаруживают в себе этих незнакомцев, но не для того, чтобы изгнать, а для того, чтобы радостно принять в дом)))
   Так вы ещё тоже не знакомы с самими собой? Не мыслите, в полном значении этого слова?


Рецензии