Бессмертный Сальери
(Из книги "Пазори")
Свидетельство о публикации №116072709398
Не удачное, прежде всего, в силу неудачно-сложившихся обстоятельств вокруг "прометеистического" дела: в сравнительном контексте, это так, как если бы Моцарт переиграл вдруг свою судьбу, будучи в Высших, не к земле сошедших, и вовсе бы не погиб, а, после всех "Сольерических" перипетий, непременно, создал бы нечто, во много раз превзошедшее или даже перечеркнувшее "Реквиум".
Так и в силу теософических суждений, едва ли справедливо будет забыть о том, что Прометей никогда бы по себе не открыл никакой "идеи искры", если бы не был вдохновлен чувством Гюбриса, т.е. чувством благородной Дерзости (ко смыслу дерзания, дерзновения; Гибрис - как пра-паническая, пра-венерина наглость и распутство); без Гюбриса, чувство коего разделялось и Зевсом, никогда бы не было того Прометея, кого мы знаем; это был бы один из варваров Титанов, уродов и ублюдков, во-истину, совершивших наиболее непростительный грех пред лицом Высшего Неба...
Максимилиан Гюбрис 29.07.2016 04:11 Заявить о нарушении
Владимир Микушевич 29.07.2016 22:43 Заявить о нарушении
Каков, однако, ваш этот философский нигилизм! - Гениальность Сальери, Сальери и гений... Гений, на мой взгляд, не может быть, если так выразиться, о двух скрипичных ключах; как равно, не может быть и правды о двух небесах, или лжи о двух чудесах (всегда что-то одно)... Хотелось бы спросить: вы сами-то часто слушаете Сальери? и столь ли часто вы проникаетесь, при этом, чувством экстраординарного мусического преображения?... Я почти-что уверен, и как поэт, и как музыкант-композитор, что если вы и пытаетесь, подчас, измышленно заставить себя поверить в исключительность фразы Сольери, то сама такая надуманность вас же и побуждает после переключиться на что-то другое. Тут дело в недостатке обыгранных музыкальных напряжений: говоря не консерваторским, простым языком, это когда мелодия менее линейно, менее расчётливо и предугаданно движется, когда октавный, к примеру, переход заставляет вас, в определённой степени, изумится непреднамеренностью звучания, неестественно поражающего либо своей глубиной, либо утончённостью; вообще, это - тот самый пункт в теории музыки, колдовской в своём роде, который в большей степени, заставляет задуматься всех т.н. алгебраистов по музыке.
Голосовкера Я не читал, увы... Но полагаюсь в этих вопросах не на толкования, но, скорее, на данные факты из мифологических первоисточников. Даже и один Овидий не даст мне соврать.
Мне странно, что Христианствующий ум весьма однозначно способен порицать акт распятия Иисуса; и, однако, вандалистический акт убиения младенца Диониса не вызывает здесь изначального сострадания к жертве и перво-осуждения его палачей. - Тех самых Титанов, в их общном числе. А, ведь, оттоль, как раз и происходит в истории так, что сакральное тело девственного божества непрестанно разрывается на части, между народами, между религиями: рука - в стороне Христа, нога - Магомета, или как-то иначе... И при этом Христиане не перестают твердить о Богособрании, - ведь, так?... Быть может, атеист, ко всему этакому, и поныне, кармически, выступает в роли некоего "укрывателя", своим отрицанием помогая Невинному Божеству остаться незамеченным и спастись от хищных вандаалов-религионистов...
Максимилиан Гюбрис 30.07.2016 04:20 Заявить о нарушении
Владимир Микушевич 30.07.2016 23:18 Заявить о нарушении
Где, в грусти уст, пел божество";
пардон за этакий а ля Пушкинизм), но он - ревнитель Фабулы. ...Как вы думаете, кому мог завидовать Пушкин? - Ему-то уж самому завидовали точно... Но, теперь, вот, следом - Сальери Микушевича...
"Как Каин для безбожников - контр^а-диалектистов, /-идеалистов ??/
Он предстаёт в среде не веривших в талант артистов."
Не буду уж спорить о вкусах; для меня, таки, гений - это тот, кто, в большей степени, сосроднен со стихией, с элементалом, с тайной возникновения форм, с природой чувства, иль мысли (как то, что, собственно, и есть в корне слова "гений").
А, вот, о жертвоприношении смею упорствовать. Слепой акт мести (в источниках, ведь, нет намёка на идею жертвоприношения тому же богу Мести, или же Гибрис - Матери Пана, или кому бы то ни было ещё) - мы пытаемся адвокатировать, как сакрально-необходимое явление; также, как в случае и со Христом. Но нечто мне извечно подсказывает то, что в Истории этакая Необходимость - всё та же, по сути, химера, извечный враг истинных поэтов и героев (Химера часто пожирает Поэта задолго ещё до того, как он успевает создать то, чему остаться в избранной произвольности, в неоспоримости феномена и его парадокса; Химера пожирает Героя, подчас, задолго до того, как он найдётся постигнуть героическую свою отличительность, единственно, на пути принятия и продолжения всего неумолимого в судьбе произволов); - в Непреходящей Истории (действительной и теософической, вкупе), думается, нет всецелой Необходимости событий, иначе сама такая Необходимость давно бы уже положила Конец той Истории, которая как если бы заведомо прошла, так и не успев начаться. ...Даже раздражительный, подчас, философ Шестов, по-сути, никогда бы не возымел не то что сколько-то психологического, но даже абстрактно-философского права надумывать "не-убийство Сократа" (В прежнем комменте, Я не даром сказал про нигилизм) Наша, ведь, беседа сия из того же рода; как вы думаете?
Максимилиан Гюбрис 31.07.2016 03:38 Заявить о нарушении
Владимир Микушевич 31.07.2016 23:43 Заявить о нарушении
Но, вот, иного образа Чудо: ах, ведь, не было б по нам Карающего Божества! Прошлое столь чудесно рисовалось в перспективе Не Карающего Высшего Смысла! Но потом один шаг, и мы - в залах Велико-Культурной Трагедии: прочимо роскошное фантасмагорически-комедийное действо, зрителей ожидает счастливейший исход, и...никому не лестно, никому не смешно: - всё было только обманом, афиши и волонтёры солгали!...
Да, конечно, вы правы; и Я, и Вы; и Моцарт, - несомненно, первый искуситель идеального почитания таланта, в Сальери и в Пушкине, - и, представляете, он вдруг перво-зачинщик оных зол, он - истинно, намеренный "презритель" (scorner; "thou scorner of the Earth" - помните, у Шелли в его "Ode to Nightingale"?), сознательный мучитель бедного школяра возвышенных муз^ык, и он - не иное, как тот, кто, по собственному одержимому умыслу, пренебрегает каким бы то ни было правом Сальери на...благостность, на не-преступность. - Возможно, на пути представления совершеннейших диалектических фабул, таковое было бы не менее справедливо, чем сам парадокс Справедливости.
Гений - только ли он справедлив? или не иначе, как не менее, чем единственно справедлив?...
Максимилиан Гюбрис 01.08.2016 02:19 Заявить о нарушении
Владимир Микушевич 01.08.2016 22:32 Заявить о нарушении
Обоих демонов он есть в себе арбитр,
Судов обоих, в том, презрительный палач.
Тогда, более тождественно получилась бы партия зависти; ибо, мне кажется (это моё лишь мнение), что Моцарт всё же в меньшей степени завидовал успеху Сальери, чем более только обижался, обижался в моментах: экзальтированное искусство, обделённое местом, чтоб месту этому служить и место сие гармонично и признанно обыгрывать, более обижается по невниманию к себе, нежели как только завидует лаврам, сколько-то разделённым под одной успешной крышей.
Но всё это, конечно же, в нас рождается по тем измышлениям, в которых, до сих пор, Моцарт - не иначе, как жертва; и оттого - извечное соревнование и противопоставление этих образов. Ваша задумка, в определённом свете, замечательная: кульминация тождества, - в том, что есть финальный катарсис, - опять-таки, ведь, мгновение; а в этом мгновении, в гении, обычно, не находится чувства самосохранения: вот, Реквиум: - в действительно-текущее, единственно-фатальное мгновение Реквиума, нет ни сожаления о прочимых деньгах, ни бедствия, и сама физическая измождённость, в степени исступления, надрыва и белой горячки (когда под рукой, в принципе, всё необходимое для того, чтобы пить и дышать) есть только бесподобная экзальтированность предметом искусства, чистого созидания, неимоверное, человеку непосильное вдохновение в высшей степени поэтической самоотдачи. - Если бы это можно было видеть в Сальери, видеть, как это его убивает: видеть то, как разрывается кокон его предвзятых мыслей о признании, о придворном месте, даже о соперничестве, о прежнем своём облике и положении!...
Максимилиан Гюбрис 02.08.2016 04:49 Заявить о нарушении
Владимир Микушевич 02.08.2016 22:09 Заявить о нарушении
Максимилиан Гюбрис 03.08.2016 01:29 Заявить о нарушении
Владимир Микушевич 04.08.2016 23:11 Заявить о нарушении
Кое-что отсюда Я успел ввести в свою Библиотеку афоризмов: http://www.stihi.ru/2010/09/14/4786
А, вот, оригинальные сайты совр. моцартологии: http://dme.mozarteum.at/DME/main/cms.php?tid=111&sec=briefe&l=2 (в разделе Documents, кажется, вполне оригинальное собрание на Немецком, на котором ваш любезный друг Максимилиан - увы, едва ли успешен.) + http://www.mozartways.com/index.php?lang=en - Но сей последний сайт, по-моему, не очень защищён в компьютерном смысле.
Максимилиан Гюбрис 05.08.2016 01:21 Заявить о нарушении