Забриски Пойнт 1970 Антониони - по горячим следам

"Одно единственное событие может разбудить в нас совершенно неизвестного нам человека."
Антуан де Сент-Экзюпери.

"Мы созданы для Бога. Те, кого мы любим в этой жизни, потому и пробудили в нас любовь, что мы увидели в них отблеск Его красоты,доброты и мудрости..."
Клайв Степлс Льюис "Любовь"


1970 год, Америка, штат Калифорния.
Молодёжь.
          Университет, студенческое собрание, Союз студентов негров, белые студенты-революционеры, оживлённая дискуссия о методах борьбы.
          Белая студентка предлагает объявить бойкот в Университете на вербовку в армию.
          Союз студентов негров призывает:   «прийти на вербовочный пункт с бутылкой, наполнить её  бензином, заткнуть пробкой и пошёл…», «говорить с белыми на их языке - взять в руки оружие», предлагают закрыть Университет и организовать для этого забастовку.
          Белые студенты предлагают объяснить, почему те, кто хотят учиться, не могут посещать лекции.
          Чёрные студенты настаивают на закрытии Университета при совместной забастовке с белыми. Те белые, кто хотят учиться, мешают чёрным добиться своих требований. Учась в Университете, чёрные студенты жалуются, что им не дают учиться, что «полицейские свиньи» присутствуют в здании Университета. Чёрные пугают белых тем, что в дальнейшем, полицейских посадят рядом за парты - «Страна скатывается к фашизму».
          Марк, главный герой, «устаёт» от разговоров и покидает собрание студентов. Белые студенты выражают недовольство его индивидуализмом. Они ориентируются на Ленина и Кастро (и даже анархистов), которые создавали на собраниях революционную партию, без которой нет революции (а без революции нет революционеров).
Чёрные студенты утверждают, что революционером становишься, когда тебе голову расшибают в кровь, ногой вышибают дверь в доме, не дают ходить в школу, жить, работать.
         Белые студенты соглашаются на забастовку с оружием в руках, так как за ними придётся следить, и это "поможет всех держать в напряжении" и "взорвать социальную психологию".
          Дария, главная героиня. Подрабатывает секретаршей в офисе, когда нужны деньги. (деньги, скорее всего, нужны на "травку" - Дария покуривает).
Марк подвозит товарища к пикету в Университет. Приходит к нему в участок после разгона демонстрантов.  Приносит залог. Затем студенты закупают оружие «чтобы защитить своих женщин» (Марк), «для охраны жилища» (подсказывает продавец).
          Марк приезжает поддержать чёрных студентов, засевших в здании. Полиция «выкуривает» всех дымовой шашкой (?), одного на выходе, по подозрению наличия оружия, пристреливают. Марк приготовился выстрелить в полицейского, выстрелил или нет - не понятно. Присел на корточки достать револьвер, руки в кадре были не видны. Не было видно и того, что он прицеливается. Полицейский падает, раненный. С места стычки Марк уезжает на аэродром и улетает на частном самолёте в пустыню.
Он голоден. Голоден настолько, что просит в бистро бургер в кредит (под доверие). Ему отказывают не потому что не верят, а потому, что "тогда придётся верить всем". Марк в этот день ничего не ел (до самой своей смерти).*
 
Старшее поколение.
В офисе идёт просмотр рекламного ролика об отдыхе в пустыне. Проектом предусмотрены все удобства. Свежий воздух пустыни, вдали от шумного города, гарантирует качественный отдых.  После просмотра в машине обсуждаются последние новости: количество миллиардеров на штат, количество убитых во Вьетнаме солдат, количество студентов, взятых в полицию после забастовки.
Начальник Дарии собирается в пустыню на совещание. Туда же должна приехать Дарья. Она отправилась в "Феникс" сама, на машине приятеля.

Марк и Дария. История любви в пустыне.
Дария знает, куда ей надо ехать, но заруливает в общину, где занимаются медитацией. Ей это интересно. Самолёт Марка настигает машину Дарии. Марк сажает самолёт на землю, Дария подъезжает к нему. Марк едет, куда глаза глядят, признаётся Дарии при встрече, что попал в историю. Просит подвезти. Они путешествуют вместе на машине.  Далее события приобретают классическую форму. Молодые люди полюбили друг друга. Марк хочет, чтобы Дария повсюду следовала за ним. Но предупреждает, что это опасно, так как он под подозрением в убийстве. Дария успокаивает его тем, что раз она поверила ему, то и другим можно будет доказать невиновность. Дария предлагает быть поосторожнее, ехать с ней в машине. Марк надеется перехитрить полицейских на аэродроме. И каждый следует своим путём: Марк летит на аэродром,  Дария продолжает путь на совещание к «Фениксу»  – место для встреч и отдыха в пустыне.  По дороге она узнаёт по радио о расстреле возлюбленного полицией.

Апофеоз.
         Красивая картинка мира взрывается и разлетается на обрывки и куски когда-то целых и нужных предметов. Напряжение чувств, прорыв чувств. И безутешная влюблённая улыбается, увидев несколько раз взрыв «Феникса», как будто это она успешно справилась с задачей.

Впечатление от просмотра.
          Правдивая история современных Ромео и Джульетты в вышеописанных условиях (точность условий документальная). В развитии чувств - всё по Шекспиру. Внешность актёров по типу схожа с внешностью Ромео и Джульетты в одноимённом фильме Ф. Дзефирелли (1968). Пустыня – территория любви. Очень красивая история с печальным классическим, драматическим концом. Режиссёр, как всегда, на высоте – не давит предвзятым отношением ни к кому (все в одной лодке), понимает и правдиво передаёт процессы (как бы это не нравилось заказчикам из Америки), делится со зрителем подмеченной красотой (не создавая ей, при этом, рекламу). Терпит непонимание (лет на сорок), терпит финансовый провал (как режиссёр Джованни в «Даме без камелий», 1953). Ждёт своего окончательного заслуженного триумфа уже «оттуда». Мастер!

Судьбы участников фильма.
          Антониони  в 1972 году знакомится с девушкой восемнадцати лет. В 1986 году после инсульта они поженились и жили счастливо до самой смерти маэстро.
          Марк и Дария жили некоторое время вместе в общине в пустыне. Снимались немного в фильмах.
          Дария вышла замуж за известного актёра, родила ребёнка, работает психологом ( воздействие танцев).
          Марк ушёл из жизни в 1976 году. Криминальная история, тюрьма, смерть актёра.
________________________________________
* история Марка с бутербродом, похоже, напоминает историю Бенито Муссолини с бутербродом (упомянут в одной из биографий случай, когда голодный Бенито в Англии избил женщин и отобрал у них бутерброд).

26.07.2016 (00.00)


Рецензии