Джон Голсуорси и его сага
Родившись в очень обеспеченной семье английской буржуазии "форсайтовского" достатка, он мог спокойно делать то, к чему лежала его душа. И это была - ЛИТЕРАТУРА. Джон вначале окончил Оксфордский университет, специализируясь по мореходному праву, однако юридической практикой заниматься не стал, предпочтя ей писательский труд. Еще выступая в роли смотрителя за семейным бизнесом в сфере морских перевозок, он опубликовал свои рассказы о путешествиях.
Считается, что писать он начал под влиянием Джона Рескина, сочувствуя его идее романтического протеста против буржуазной морали. Голсуорси все больше и больше проникался мыслью, что движущей силой искусства может быть отнюдь не скептицизм, а любовь и приветствие жизни во всех ее проявлениях.
Период первых литературных опытов и неудач завершился в 1904 году серьезным романом "Острова фарисеев", который открыл целую серию его социально-бытовых эпопей. Но он не стал узко сословным писателем. Юношеская увлеченность произведениями Теккерея, Диккенса и Мелвила дала благодатные ростки в будущем. Сочувствие к униженным и обездоленным заставляло его соприкасаться, по его же словам, "с миром теней, движущихся в узких переулках и живущих как Бог послал". Такая нравственная позиция позволила Голсуорси гораздо шире смотреть на реальность и правдиво отражать ее во всем разнообразии. Человеческие судьбы и их типажи стали предметом его постоянных и порой мучительных поисков.
Своими вдохновителями и учителями молодой Голсуорси называл русского писателя И.С.Тургенева и французского прозаика Ги де Мопассана. "Я в большом долгу перед Тургеневым, - писал Голсуорси. - У него и у Мопассана я проходил духовное ученичество, которое проходит каждый молодой писатель у того или иного старого мастера, влекомый к нему каким-то внутренним сродством". Именно от Тургенева огромный интерес Джона Голсуорси к славянскому миру, и в первую очередь, к русскому. Так, в новелле "Санта Лючия", изображая русскую дворянскую семью Ростаковых, английский писатель являет буквально чудеса в понимании национальной психологии народа.
Поражает и схожесть композиционных построений. У Голсуорси так же, как и у Тургенева, романы всегда появлялись в обрамлении рассказов и повестей. Так, начало его главного произведения было положено написанием новеллы "Спасение Форсайта", в которой Голсуорси заявил себя мастером психологически тонкой и лаконичной прозы. Как и у великого русского прозаика, опоэтизирована тема любви. Это станет ведущим мотивом всего творчества Джона Голсуорси.
И вот перед читателями его знаменитая "Сага о Форсайтах": Собственник, 1906, Последнее лето Форсайта, 1918; В петле, 1920; Пробуждение, 1920; Сдается в наем, 1921. В 1967 году на телеэкран вышла лучшая, на мой взгляд, экранизация этих частей. Творческим триумфом режиссеров Дэвида Гайлза и Джеймса Селлана Джонса было, прежде всего, возвращение к жизни страниц этого поистине бессмертного романа. И, конечно, в центре большей и самой впечатляющей части повествования - история взаимоотношений Сомса Форсайта и Ирен, великолепно воссозданная выдающимися артистами Эриком Портером и Найри Портер.
Ирен, что Афродита, вознеслась
Скрыв Немезиды грозное признанье.
Так мужу редкой вещью отдалась,
Зажав в губах в бессильи покаянье.
Но время для возмездья настает.
Страсть, вспыхнувшая молнией к Босини,
Явила очищенья яркий взлет -
Любви огромной веру и всесилье!
Ее потерю трудно пережить...
И дать отпор коммерческой надежде.
Но Смерть явила яростную прыть,
Доказывая: жить нельзя, как прежде!
Уйти от Сомса... просто в "никуда"?
Наверно, для богини путь отрадный:
Не погребет та мутная вода,
А чистая - лишь смоет рока пятна!(ЕГ)
Биограф писателя Кэтрин Дюпре, как и многие другие критики, склонна была видеть в данном отражение реальной любовной истории писателя. Единственной избранницей Голсуорси стала Ада Голсуорси, в период их знакомства - жена его двоюродного брата Артура Ада была несчастлива в браке, и чувство сострадания у писателя вскоре переросло в более нежное. Любовь оказалась взаимной, но мучительной на долгие девять лет, поскольку узы брака в Англии того времени считались неприкосновенными. Лишь после кончины Джона Голсуорси-старшего Ада отважилась на развод и соединилась с возлюбленным С тех пор они не расставались. Союз этот оказался и творческим. Ада обладала незаурядной музыкальной одаренностью. По признанию Голсуорси, лучше всего ему работалось под аккомпанемент ее игры на рояле. Не случайно в его произведениях так много сюжетов, связанных с музыкой. Кроме того, Ада положила на музыку его девонширские (девонские) песни, а также стала соавтором писателя при создании английского либретто оперы Ж Визе "Кармен".
Свою благодарность судьбе за эту встречу Голсуорси выразил в посвящении ей самого знаменитого своего произведения - "Саги о Форсайтах": "...той, без чьей поддержки, сочувствия и критики я не смог бы стать даже таким писателем, каким я являюсь". Две трилогии: "Сага о Форсайтах" (1922) и ее продолжение "Современная комедия" (1928), в которых воссозданы нравы и психология своего класса, принесли Джону Голсуорси Всемирную известность и Нобелевскую премию (1932). На частном примере одной семьи показана целая эпоха и смена времён, нравы викторианской Англии и военное время. Взгляды разных поколений на семью, собственность, мораль, искусство, наконец - жизнь. Уловлен, казалось, сам темп и ритм жизни того времени. Писатель главную тему "Саги" определил как "набеги Красоты и посягательства Свободы на мир собственников".
Голсуорси написал роман
Сказав, пожалуй, все о веке новом,
Где деловой "форсайтовский" дурман
Жизнь представляет и ее основы.
Но обнажить обман не в силах всем.
Дано повергнуть Вечной Красотою,
Которая превыше тех проблем,
Что ставят на колени пред судьбою.
О чем этот роман?.. Есть мир другой,
В котором жить "форсайтам" неуютно.
В нем благородства, честности покой,
Корысть и фальш - развенчаны прилюдно.(ЕГ)
За два года до смерти, будучи уже всемирно известным автором "Саги о Форсайтах", он сказал в одном из своих выступлений: "Все согласятся, что Жизнь - это великое и заманчивое приключение. Мы лишь однажды берем билет до станции Неизвестность, лишь однажды пересекаем страну, именуемую Жизнью. Чем мы заняты в пути, что совершаем во время этого долгого или короткого странствия, зависит от склонностей нашего характера... если мы научимся без страха смотреть в лицо Тайне и в то же время ощущать вечное движение Духа в подлунном мире - тогда наша Жизнь будет прожита недаром".
____________________
Полностью стихотворение, фрагменты которого приведены здесь, опубликовано на моей главной странице. - Е.Грислис.
http://www.stihi.ru/2016/07/27/5116
Свидетельство о публикации №116072700064
Всех благ вам!
Ирина
Ирина Никифорова 29.07.2016 21:23 Заявить о нарушении
Мир Искусства Елены Грислис 29.07.2016 22:53 Заявить о нарушении