Дневники души Елены Узун
«Дневники души» Елены Узун – это, в первую очередь, повод или, если угодно, приглашение пообщаться с хорошим собеседником и интересной личностью. Елена – профессиональный музыковед, музыкальный и театральный критик. Ее статьи хорошо знакомы читателям культурной хроники газеты «Панорама» и подписчикам ее авторского интернет-портала «АртУЗЕЛ». Книга, о которой идет речь, - вторая в послужном списке автора, ставшая дебютом в области художественной литературы. Поклонникам балета хорошо известна ее вышедшая четырьмя годами раньше монография об известном балетмейстере, нашем соотечественнике Раду Поклитару.
О чем же «Дневники души»? Пожалуй, о красоте жизни. О маленьких чудесах и неожиданных радостях, которые нас окружают, наполняя самый обычный будний день особой прелестью. Об одухотворенности того простого, мимо чего мы так часто без оглядки проносимся. «Потому и спешу, сорвав в охапку запахи весны, навстречу пряной поджарке лета. Бегу без остановки навстречу себе, оторванная от босоногой радости детства, перескочив перегруженную знанием юность и странными трудами жизнь. Бегу от всего этого к себе» («Бег навстречу себе»). Таков, как мне кажется, жизнеутверждающий лейтмотив данного цикла.
Прозаические и поэтические миниатюры автора пронизаны легким озорным юмором («Пугало и Соломенный человек», «Концерт, Чумовой и два банана, или кишиневская гофманиана» и др.), и, в то же время, серьезными размышлениями о жизни и о себе. («Женщина постоянно живет «в круге». И в горе, и в радости – она всегда на грани, на хрупкой линии бесконечного «круга судьбы» - «Душа женщины». «Мы живем с тобою недолго, ждем, надеемся, движемся к целям. Но когда достигаем цели, оказалось, она ни к чему. Оказалось – нет у нас цели. Все в движении, и нет покоя. Нет конструкций, нет точной модели – все пунктиром, неровно все»).
Случается, что порой неодушевленные, казалось бы, предметы в зарисовках автора персонифицируются, наделяясь особым характером и даже судьбой, неспешно открывая читателю свой мир, свою тайну, нередко даже приобретая характер символов. Таков цикл рассказов о свидетелях разных страниц истории нашего города - кишиневских окнах и дверях. («У окна нет задач, нет целей и претензий. Оно дышит и, набирая воздух, начинает цвести, расти, прорываться сквозь захватывающую палитру дня. У окна нет сегодня-завтра. Нет низа – нет верха. Оно будет всегда и всегда разным. Никогда тень не ляжет также, никогда Солнце не прорежется тем же лучом. Все разное. И мы не знаем, то ли окно прорывается в мир, то ли мир просачивается в окно»).
В прозе автора по-гофмановски переплетаются несколько миров - «...высокий мир – идей, творений, искусств, откровений, открытий и познаний. Земной мир – обыденный, суетливый. И мир шкодливых эльфов, русалок, леших, домовых, помидорных дам, луковичных бабушек, редисочных акробаток и черешневых танцовщиц». При этом образуется некий новый мир, который, несмотря на некоторую причудливость, все же обаятелен и вполне пригоден для жизни.
Особой палитрой звучания наполнены дневники эстетки и фантазёрки Альгиды Палны, видящей мир сквозь призму своего писательского дара. («Мощность ее таланта требовали широты, глубины и более ярких гонораров, потому что даме с такими данными – ну нельзя только в газеты» - «Предьикт» из цикла «Дневники Альгидв»). В мире героини также все естественно переплетено - быт со своими радостями и праздниками, верная подруга Изольда и незадачливый жених Альфред, сосед Василий с преданным псом Кешей, «новогодний» попугай и рождественские ангелы. Ну и конечно, образ Альгиды был бы неполным без столь любимого ею высокого мир оперы и царства живой природы.
Поэтический мир Елены Узун отличается от прозаических зарисовок – он окутан осенней дымкой, нежен, задумчив и утонченно ненавязчив.
Хотелось бы пожелать автору вдохновения и легкого пера в реализации ее дальнейших планов. И – ждем новых книг!
Снежана Пысларь, композитор,
член Союза Композиторов и Музыковедов Молдовы.
Свидетельство о публикации №116072704066