От Вар-вар-вар-вари до Красной Марсельезы
романсы:" Две розы" и " Дни за днями катятся". И во многих наших фильмах,
посвящённых жизни нашей страны в 20-ых годах прошлого века, звучат эти романсы,
потому что являются очень характерными и известными для того времени. Я приведу
начальные строфы этих произведений, чтобы напомнить читателям:
"Две розы"- Капли испарений катятся как слёзы,
И туманят синий вычурный хрусталь.
Тени двух мгновений, две увядших розы,
А на них немая, мёртвая печаль.
Одна из них белая, белая
Была как улыбка несмелая,
Другая алая, алая
Была, как мечта небывалая,
И обе манили и звали, и обе увяли...(сл.Д,Актиля)
"Дни за днями
катятся" - Я слушаю тебя внимательно и чутко,
Я слушаю всё то, что говоришь мне ты,
Но где-то там внутри болезненно и жутко
Мне чудится излом душевной пустоты.
Дни за днями катятся,
Сердце лаской тратится,
Обрывая тоненькую нить...
Пусть туман колышется,
Пусть гитара слышится,
Не мешайте мне сегодня жить.(сл. П.Германа)
В общем то ничего удивительного в этих романсах нет. Ну исполняют их до сих
пор, так много и других старинных романсов сегодня успешно звучат со сцены. Но
всё дело в том, что практически одновременно с этими романсами был написан вот
этот без преувеличения знаменитый марш, который прозвали "Красной
Марсельезой",:
"Белая гвардия, чёрный барон снова готовят нам царский трон.
Но от тайги до британских морей Красная армия всех сильней!"(сл. Горин-
штейна).
Представляете, идут 20-ые годы прошлого века, в ресторанах российские
нэпманы
под эти романсы прожигают жизнь, а в домах и на площадях, на демонстрациях,
субботниках и парадах народ распевает "Красная армия всех сильней". А ещё через
двадцать с небольшим лет весь Советский Союз распевал вместе с
Д,Артаньяном песню из
американской музыкальной комедии "Три мушкетёра":
"Вар-вар-вар-вар-вари-мечта моя Париж,
Поэтами воспетый от погребов до крыш..."
Ну и что спросите вы? Что тут такого?. Да ничего, если только не знать, что
автором и романсов и знаменитого марша и песенки мушкетёра является Самуил
Покрасс- русский еврей, советский и американский композитор, старший из
знаменитой четвёрки композиторов и музыкальных деятелей-Братьев Покрасс. О
каждом из них можно рассказывать часами, но я хочу рассказать вам о старшем
брате. Он это заслужил не только по старшинству.
Самуил Покрасс родился в г. Киеве в 1897-ом году в небогатой еврейской
семье(отец- продавец в продуктовом магазине, мать домохозяйка). Семья была
многодетной(12 детей) и музыкальной, но брэнд "Братья Покрасс" принадлежит в
советской песенной музыке только Дмитрию и Даниилу(марш Будённого, марш
танкистов, Дан приказ ему на Запад и многие другие песни). Помимо них
музыкальным оказался старший Самуил и младший Аркадий. Братья с детских лет
зарабатывали себе на хлеб музыкой: играли на еврейских свадьбах, развлекали
публику в различных питейных заведениях. Легенда гласит, что братьев Покрасс,
как местную достопримечательность показали приехавшему в Киев Распутину.
Распутин приказал сыграть "Камаринскую". Прослушав, он неопределённо хмыкнул и
удалился.
Самуил в 10-летнем возрасте был принят в Киевское музыкальное училище по
классу скрипки и фортепиано. Не известно, кто платил за него. Возможно, кто то
из меценатов. Уже в 16-летнем возрасте Самуил стал известен в Киеве, как
виртуозный аккомпаниатор, увлекался эстрадой, сочинял стихи. Позднее он
поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1917-ом году. Свою
музыкальную карьеру Самуил Покрасс начал как автор романсов, лучшие из которых,
как я уже рассказывал ,звучат с концертных площадок до сих пор. Но после
возвращения в Киев и успешного романсового периода случилось чудо: после
занятия Киева в 1920-ом году Красной Армией, Самуил по заказу боевого
командования создал несколько боевых песен и среди них прославивший его
марш "Красная Армия всех сильней". Песня эта стала явлением в
послереволюционной России. Её называли "Красной Марсельезой"; находили что то
общее с вступлением к Патетической сонате Бетховена. В те годы песню эту пели
повсеместно, и для 20-30-ых годов прошлого века она стала непременным антуражем
и в литературе и в кино, и в театре. Так в романе Ильфа и Петрова "12 стульев",
знаковую песню поёт вороватый заведующий дома престарелых Альхен:" В толпе
служащих собеса шёл Альхен с большим красным бантом на груди и задумчиво
гнусавил-Но от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней!".
История создания этого марша мне чем то напомнила рассказ Стефана
Цвейга "Гений одной ночи"-о Руже де Лилле-авторе Марсельезы. Потому что больше
ничего подобного по мощи и по красоте, по динамике Самуил так и не сочинил. А
тут наступило временное нэпмановское время и Самуил погрузился в эстраду и в
романсы. Он переехал в Москву и с 1923 года начал сотрудничать с Московским
мюзик-холлом. Длилось это сотрудничество недолго, потому что мюзик-холл в 1924
году временно закрыли, и Самуил в поисках лучшей музыкальной доли выехал в
Европу, сначала в Берлин, а затем в Париж. Но что то не сложилось и он решил
попытать счастья в Америке, куда и прибыл в 1929-ом году. И надо сказать, что
его ожидания оправдались и его музыкальный талант оказался востребованным не
где-нибудь, а в самом Голливуде. Самуил стал одним из наиболее востребованных
композиторов, написал музыку к нескольким фильмам, в том числе и к комедии "Три
мушкетёра" и знаменитому мультфильму Диснея "Белоснежка и семь гномов".
После войны в Советский Союз в качестве трофея попали киноленты с
Берлинской кинофабрики, и в том числе такие фильмы как " Тарзан, Сестра его
дворецкого, Большой вальс, Джон из Динькин джаза" и многие другие. И среди
них "Три мушкетёра" с музыкой Самуила Покрасса, чью фамилию, как
невозвращенца,
с титров убрали наши бдительные органы. А вся наша страна принялась распевать
песенку Д,Артаньяна "Вар-вар-вар-вар-вари...". Дмитрий Покрасс(средний брат)
вспоминал, что в году 1946 или 47-ом на приёме после концерта в Кремле к нему
подошёл Сталин и спросил, как поживает мой брат и когда я начал рассказывать о
Данииле, Сталин заметил, что имеет в виду брата из Америки, автора музыки
к "Трём мушкетёрам". Я похолодел(такое время было). Но Сталин, узнав, что брат
умер, тихо проговорил:" Жаль, не тот брат эмигрировал".
Действительно, к тому времени Самуил умер. Умер в 1939-ом году в
расцвете
сил и на пике популярности. Смерть его совершенно неожиданная(что то не то
съел) породила различные спекулятивные слухи о причастности к его смерти либо
НКВД- за невозвращение, либо Союза Белой Гвардии -за написание марша "Красная
Армия всех сильней". Я думаю, что это полная чепуха. Просто умер известный
человек, молодой- от отравления недоброкачественной пищей.
Я заканчиваю статью о Самуиле Покрассе. Зачем я её написал? Во первых, мне
очень нравится марш "Красная Армия всех сильней". А во вторых, я ещё раз
убедился в тайне таланта. Ну как это так получается: "Вар-вар-вар-вар-
вари..","Одна из них белая, белая..." и "Но от тайги до британских морей Красная
Армия всех сильней!". Чёрт его знает как! Но это и есть тайна таланта!
Свидетельство о публикации №116072701572