Миражисты ебж

Рекорд скорости Никозавра ДООСа Николая Ерёмина!! От написания до издания 3 дня! Слава гениальному собирателю гениальности!!! Гениаль Маргариты Аль. В ДООСЕ эпидемия гениАЛЬноСТИХ

МИРАЖИ С Т Ы

« Если Буду Жив»
Лев ТОЛСТОЙ
АЛЬМАНАХ
ЕБЖ «Если Буду Жив»
Константин
Кедров
..........
Лев Толстой

ББК 84.Р6
АЛЬМАНАХ ЕБЖ
«Если Буду Жив».
– Красноярск: «Литера-
принт», 2016. – 240 с.

Автор идеи, составитель
и издатель Николай
Николаевич Ерёмин.

Подношение любителям словесности ко дню рождения
Льва Николаевича Толстого (28 августа (9 сентября) 1828 –
7(20) ноября 1910)
Тираж 100 экз. пронумерованных, подписанных


2
Если Буду Жив

КОНСТАНТИН КЕДРОВ

3

Константин Кедров

ПОЭТО

Царь

Кому вы меня завещали
Или кто вам завещал меня
Птицу которую разорвали крылья
Крылья которые разорвали птицу
Я знаю что поэзия- теплота
принимаемая после Причастия
Я знаю что Исповедь это Поэзия
Я знаю что Поэзия-Исповедь
Таинство Поэзии
Поэзия Таинства
Мой Храм из крови
А кровь моя- Кровь Христова
И никакой другой крови нет
Мой кров из крови
алеет восходом-
пылает закатом
В царском облачении
из звёздного неба
Царь царствует в звёздном царстве
своего несокрушимого Я
23 июля 2016
4
Если Буду Жив

Санскрит 1963

На спор я выучил санскрит
Была такая заморочка
Все тантры-мантры я постиг
И очень многого достиг
Достиг и стоп, а дальше точка
Иду по улице сквозь шум
Шепчу: Ом Мани Падме Хум
И стоя в очереди в массе
Я повторяю: Тат твам аси-
Что означает:То ты еси-
Я повторяю:То ты еси-
И стих уходит в Поднебесье
Санскрит спаси меня спаси
Иже еси на небеси
И спас меня санскрит однако
Меня увидела девака
Пред ней я вспыхнул словно магнийт
О агни-агнец агнец- агни
Пусть все во мне огнем горит
Ура! - я выучил санскрит!
Весь Эрос Филос и Агапию
Я опрокинул в эту Гаппию
1.2.15

Я-мост

От мысли к сердцу и от сердца к мысли
Стихи мои как керченский мост зависли
Я Крым я Севастополь я так устроен
Я-мост любви я уже построен!
5 июня 2016

5
Константин Кедров

Коромысло-ИЛИ

Коромысло на плечиках
Быть или не быть
Кренится то вправо то влево
На шейке-ИЛИ
А ведь надо донести до дома
не расплескав
7 июня 2016

Моцарт и Бетховен

Бетховен греховен
Бетховен верховен
Его нео-бъятость
Есть высшая святость
6Если Буду Жив
Я эту музыку ждал
Мы эту музыку ждали
Космос опять опоздал
Вновь мы вперёд забежали

***
Воззри в возрение
Взор-ви взрыв взором
Плугом взора вспаши пашню неба
Проростающую звёздами нот
Прозревающую нотами звёзд
В поле где мечутся мечи Куликовской битвы
Ты один кулик на болоте
5 июня 2016

Я всех люблю

Я никого ни в чем не обвиняю
Я всех люблю люблю и обнимаю
Печали нет – печаль нам только снится
Зато бывают радость и любовь
Меж мной и космосом размыты все границы
Я моцартовский храбрый птицелов
Но никого я в клетку не сажаю
Поскольку всех люблю и обожаю
И все же в клетке милая родная
Поскольку клетка у меня грудная
И я надеюсь для неё одной
В такой же клетке нежной и грудной
7Константин Кедров
Да у меня как минимум два сердца
Как два кита из океана секса
За стаей в стаю птицы улетают
Они внутри полета обитают
Я знаю птица моего полета
Всегда со мной летит внутри полета
Я знаю птица в клетке – это сердце
Я знаю сердце в клетке – это птица
Сейсмоопасно все и все есть сейсмо
И всё стремится снова сотвориться
Любовь как битва и как битва текст
Секс как молитва и молитва секс
Куда уехал человекоцирк
Куда уехал человекоцирк
Куда умчался циркочеловек
Лучи всех спиц не ведают границ
Навстречу свету свет и только свет
Свет человек давно не только луч
Луч человек всегда летящий сквозь
Ключ человек ко всей вселенной ключ
Он весь ответ на собственный вопрос
Вселенная на сколько голосов
Расписан хор, всех голосов хорал
Я всё сказал но не хватило слов
Не я орал весь хор меня орал

8
Если Буду Жив

Я прокричу ещё раз прокричу
Кричу мне просто хочется кричать
Я по лучу за голосом лечу
Я облучён и буду облучать
Бог и Ной
Ной был умным двуногим
Бог конечно был Богом
Ной ходил перед Богом
Бог ходил перед Ноем
Даже в водах потопа
Утопив всё иное
Ной останется с Богом
Бог останется с Ноем
Бог и Ной
Бог иной
Ну зачем мне петь
Ну зачем мне петь
когда никто не слышит нот
Ну зачем когда душа навырост
вылезать из тела оболочки
Выворачиваясь как листок из почки
Повторяя: Вывернусь и вырвусь-
Нет никто не знает что зачем
И никто не понимает смысла
9
Константин Кедров

тех речей что льются как ручей
из подземных ледяных ключей
обжигая леденящей мыслью

11 июня 2016

Орфей и Люцифер

Надо думать только о хорошем
Только о хорошем надо думать
О хорошем будущем и прошлом
Дабы мир бездумный надоумить
Надо мыслить только о немыслимом
Только о немыслимом и вечном
Как Христос-Парит над всеми мысль Его
Преломляясь в глубине сердечной
Надо расширять и слух и зрение
Не взирать а сердцем прозревать
Раскрывающихся роз прозрение
В миг раскрытья их не прозевать
Надо быть добытчиком великого
Из бездонных ноосферных недр
Лики преломляемые бликами
На манер поврхнлстей Моне
Угасанье зренья-внутрь сияние
Утишенье слуха звукосфер
Вечных нот в мелодию слияние
Света сын ОрфееЛюцифер
9 июня 2016

10
Если Буду Жив

Соло ру. лада

Не словами а соловьями
Говорю сегодня я с вами
В высь выруливаю руладу
Ладу усладу усдаду ладу
Соловьиномефодиевый кирилл
В небо горлышко приоткрыл
В Рай распахнутые две створки
Соловьиные связки в горле
Соловей соло вей
Соло вью соловью
Ай лавью соловью
Соловью айлавью

24 мая 2016

Тот и Этот
Но вот что удивительней всего
Спасаясь от всемирного вампира
Я в Этом мире прячусь от Того
А в Том от Этого скрываюсь мира

23 мая 2016

***
Опережая линию судьбы
Я вдруг заметил что уже давно
И в будущем и в настоящем был
Всё будущее в прошлом мне дано

22 мая 2016
11
Константин Кедров

До да

Кто плачет пламенем над пламенем
Тот понимает что такое дождь
Пойми меня пойми меня пойми меня
Как слово-Да-восходит к ноте-До-
Я говорю-До завтра навсегда-
Ты говоришь-Да! Завтра-навсегда-
До нижнее становится До верхним
До верчивым доверченым довечным

20 мая 2016

Моя Таганка

В фойе в буфете всё ещё-Бла бла ..-
Театр опустел..Но что особо ценно-
Мы знаем что трагедия была-
Иначе -почему пустая сцена
Зал опустел и сцена опустела
И нет на сцене ни добра ни зла
Но почему меня так манит сцена-
Я знаю здесь трагедия была!
Прощай театр-теперь меня там нет
Теперь другие там разыгрывают пьесы
Любимовский пустует кабинет
Лишь за кулисами висят противовесы
По коридору этому бродили
С Любимовым входя и выходя

12
Если Буду Жив

-Быть или не..Всего важнее ИЛИ-
Я говорил Любимову любя
Любимов был-я это твердо знаю
Любимов был-всё остальное блажь
И мне не интересна жизнь иная
Во мне иной таганский антураж
Театр опустел-поставлены все пьесы
Отыграны премьеры и превью
Как в храме где отслужены все мессы
И я один Пустую Чашу пью

19 мая 2016

13
Константин Кедров

Поэто

Зачем то жизнь проходит мимо
Проходит мимо всё минуя
Она как пантомима мима
И вряд ли здесь её пойму я
Ну что ты там изображаешь
Себя как женщина рожаешь
Бог весть неведомо кого
Ведь в зале нету никого
Душа не плачь-какое дело
До неозвученных поэм
Невоплотившееся тело
Поэт как Немо в лодке нем
Я нем был с вами с вами с вами
Останусь навсегда немым
Я поперхнувшийся словами
Как тени мечущийся мим
Не раз я говорил-пойду мол
И вдруг на истину набрёл
Ну а марксизм то кто придумал
Ну а фрейдизм кто изобрёл
Они не осквернили слуха
Я не пленился их речами
Фальшивые отмычки духа
Гремят тюремными ключами
Всю жизнь нас усмиряли плетью
Плеть заскорузлая корявая

14
Если Буду Жив

Ушло кровавое столетье
Пришло не менее кровавое
Как Волга я впадал в свободу
И растекался по излучинам
Я так любил свою свободу
Что избегал благополучия
Благополучие ползучее
Ползучее благополучие
Оно отнюдь отнюдь не лудшее
Скорее худшее из худшего
Пусть не был в Иерусалиме я
Пусть не сложилась несложизнь
В итоге жизнь необьяснимая
Никем непонятая жизнь
Мы перестали быть свободными
Мы стали грустными покорными
ВИКЖЕЛЬ не разводил пути
Нам просто некуда идти
Я стал и проще и свободней
Как будто всё мне нипочём
О чём-то думал я сегодня
О чём о чём о чём о чём....
Блесна блеснула жизнь уснула
Душа как рыба на блесне
Хвостом сияющим всплестнула
Во сне восне во с невосне

15
Константин Кедров

Может статься может не статься
Но в конце любого пути
Есть возможность уйти что б остаться
И остаться чтобы уйти

27 июня 2016

Поэтому я не молчу
Поэтому я нем
Поэтому я не
Поэтому я
Поэт

23 июня 2016

В моём небе твоё окно
Как будто море меня уснуло
Как будто я спасательный пояс
Тянущий наверх всё
Никто не видел этого корабля
Но все видели команду матросов
поднимающих незримые паруса
Отринешь меня
И ничего не останется
Кроме меня отринутого
В моём небе твоё окно
В твоём окне моё небо
Когда замертво падает снег
Как раненый Пушкин в сугроб...

16
Если Буду Жив

Эта птица давно улетела
Но в дуще и в небе
Остались невидимые следы полёта

21 июля 2016

***
Скажу-"Да будь я и негром"
В любом количестве лет-
Был Бог которого не было
Есть Бог которого нет

22 июля 2016

***
Снег перестал быть снегом
вода стала льдом
Душа замёрзла
А мысль оттаяла
Человек стал человеком
форель вымерла подо льдом
Птицы на юг улетели стаями

23 июль 2016

***
Я слава Богу не святой
Но что известно всем поэтам:
Смысл этой жизни в жизни той
А смысл той жизни в жизни этой

22 июля 2016

***
А сердцу правду не прикажешь
И не спастись от немоты
В сиянии астральных радуг
Ты скажешь правду скажешь правду
17Константин Кедров
А правда никогда тебя не скажет
Поскольку правда-это ты

23 июля 2016

***
Кому то я был мил-кому не мил
Но всё-таки меня любил весь мир
Конечно я на всё давно забил
Но иногда и я весь мир любил
Своей любовью я весь мир заполню
Потом забуду-и уже не вспомню

16 июля 2016

Внезапно

В довольно странной обстановке
Нас часто разлучала ссора
Я знаю в нашей постановке
Нам не хватало режиссёра
В бедламе театральных ссор
Ушли внезапно закулисы
И гениальный режиссёр
И нелигальная актриса
Внезапна жизнь внезапна смерть
По сути и любовь внезапна
Теперь осталось претерпеть
Внезапно наступило завтра

17 июля 2016

18

Если Буду Жив

Сосны

Посвящаю это стихотворение моей тётушке
Марии Фёдоровне Челищевой (Клименко)
Ей оно очень нравилось. Она покоится ныне
на первой аллее Донского кладбища,
где и я со временем упокоиться должен,
если будет на то воля Божия

Сосны-ракеты солнцем прогреты
Небо покачивают вершинами
Прочно привинчены корни к планете
Связи здесь мощные нерушимые
Кто-то закончивший эту работу
Ждёт отсчитав миллиарды минут
Сосны стоят приготовясь к полёту
Кажется землю с собой унесут

1956-й год

***
На улице хорошая весна
На улице хорошая погода
А мне коробка черепа тесна
А мне нужна какая то свобода

1961 год

***
Россия космическое явление
И не более и не менее
С ней надо бережно осторожно
Всё невозможное здесь возможно

15 июля 2016

19
Константин Кедров

Васильки

На крутильных мировых весах
Сколько весим мы не знаем сами
Василек синеет в небесах
Небеса синеют васильками
Лепестками взвесив небеса
Василек дрожит от наслажденья
В небеса уходят голоса
Смертных удостоенных рожденья
Васильки вы селки небес
Как весы поглощают вес

17 августа 2014

Когда друзья бывают счастливы

Когда друзья бывают счастливы
Они уходят навсегда
Их женщины уводят разные
А возвращаются-Беда
Друзей уводят слава почести
Но возвращаются они
Туда где в грустном одиночестве
Я провожу за днями дни
Напрасно с милыми прощаемся
Бредём сбиваемся с пути
Мы все друг к другу возвращаемся
нам друг от друга не уйти

1965 г.

20
Если Буду Жив

Веер Я

Наш мир нечетко обозначен
В нем есть пунктиры и пробелы
Я кое что переиначил
Перераспределил пределы
Не беспредел но беспредельно
Мир распахнулся словно веер
Здесь каждая звезда отдельно
А там весь космос не отделен
Поигрывая сам собою
как веером в руке дрожащей
Над бездной мира голубою
Я подлинный я настоящий

9 июля 2012

Изувечно

Распахнутоведение вывернуто в луну
Лунная изнанка опрокинута в солнечнобездну
Изнуренное прстранство машет крыльями
наготы
Улетающей в соё я сквозь своё не-я
Аббаты АББЫ от Аббакума
Агаты Агады
Волга улетает на устьеплане
Впадая в падучую
Чую правду
Агамемнон невозвращенец

21
Константин Кедров

не даёт завершится трагедии
А Уллис обманывая Джойса
спит с Навсекаей
не обращая внимания
на гомерический смех Гомера
Неподатливая Троя Элен
не дает возможности продолжения рода
Но род продолжается как народ
Сегодня все дома не все дома
Настроение на Домастрой
Стройся Троя и Троя троится
Секундомир отсчитывает в обе стороны
Раз нуль минус единица
Минус единица нуль раз
1-0- -1
-1-0-1

10 июля 2016

Смысл летящего Нового Завета

Смысл летящего Нового Завета
Не в расправленных крыльях
А в неразвязываемом узле всех страниц
Где слово-любовь сплетено с гееной
А слово-геена сплетено со словом любовь
Где правая щека стала левой

9 июля 2016

22
Если Буду Жив
***
Ну как вам это проще доложить
И жизнь и смерть закончатся когда-то
Ну не успел я жизнь свою прожить
Так получилось-занят был ребята

5 июля 2016
***
От глотка до другого глотка
Расстояние больше вселенной
Я не думал что жизнь коротка
Оказалось что просто мгновенна

5 июля 2016

Россия и свобода

Всё понятней год от года
Словно формула -Хари Кришна_
Россия вышла на свободу
А свобода на Россию так и не вышла

4 июля 2016

Теневая Луна

Во мне живет Луна
Расколотая на 2
Та часть которя отколота-
В тени
А часть которая сияет
Вам путь небесный озаряет
Но часть которая в тени-
Она ведь тоже засияет
Когда на небе Полная луна

23
Константин Кедров

То Теневая вовсе не видна
И всё-таки она во мне сияет

1 июля 2016

Попробуйте теперь меня остановить
Попробуйте теперь меня остановить
Глуша слова и музыки верхи
Балетной ножкой вокруг стана вить
Витиеватые мои стихи
Давно в балетной пачке сверхгаллактик
Вселенная вращаясь кружит мозг
Кружит кружит кружит кружит галантно
Сквозное кружево из музыки и звёзд
Ах зачехлите ваши телескопы
Я с вами жил и с вами я кружил
Несметных звёз и слов в калейдоскопе
Из этой плоти и из этих жил

1 июля 2016

Мозгобабочка

О сколько раз провозглашали
Что я себя не сберегу
Мозг-бабочка двух полушарий
Летит сквозь время и судьбу
Да с появленьем интернета
Меня уже не запретить
Душа предчувствовала это
И мозгобабочка летит

24
Если Буду Жив

Из неэвклидовых вибраций
Возникла музыка стиха
И на волнах сверхгравитаций
Я не стихаю- я стиха.....

1 июля 2016

Проигрыш

Возможно игра проиграна
но партия не доиграна
А рядом грустит герой
Над выиграной игрой
Я даже и не играл
Но выиграл-проиграл

27 июня 2016

Немота Немо

Душа не плачь-какое дело
До неозвученных поэм
Невоплотившееся тело
Поэт как Немо в лодке нем
Я нем был с вами с вами с вами
И буду навсегда немым
Я поперхнувшийся словами
На сцене мечущийся мим

27 июня 2016

25
Константин Кедров

Правда и Кривда

Эйнштейн открыл что зеркало кривое
Что в искривлённом мире всё живое
Не зря пророк в пустыне ел акриды
И говорил что Правда мира-Кривда

21 июня 2016

Не изменя

Ни строчки для других не изменя
Я на 100 лет опережаю ход событий
Но если вы не любите меня
То ради Бога-так и не любите
НЕ ИЗМЕНЯ
НЕ ИЗ МЕНЯ

20 июня 2016

Колея судьбы

В колею судьбы непроходимую
Колесо вкатилось может быть
Я вчера прогнал свою любимую
Но не перестал её любить
Милая любимая любимая
Колея судьбы непроходимая

19 июня 2016

26
Если Буду Жив

Мой гороскоп

Я не самый главный в своём Я
Но и Я во мне отнюдь не главное
Эта жизнь моя и не моя
Послесловье раньше чем заглавие
Я опередил свою судьбу
Будущее для меня прошедшее
Я как Армстронг улетел в трубу
Там где звёзд скопленье сумашедшее
Сумашедший Ангел осенил
Осени венцом мою поэзию
Я ни в чём себе не изменил
Начертав лучём свои созвездия

16 июня 2016

Между свободой и рабством нет промежутка
Между свободой и рабством нет промежутка
Свобода и рабство два параллельных мира
в одном пространстве
Свобода и рабство-две возможности одной жизни
Сам выбирай быть тебе рабом или человеком
Я знал в своей жизни много рабовладельцев:
Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко
Ныне рабовладельцев сменили работорговцы
Но Свобода не покупается
Свобода не продается
Продаются в рабство
Покупают только рабов

27
Константин Кедров
***
Мысль и чувство

Если на душе светло и пусто
Хоть на миг замри остановись
Станет мысль твоя-сплошное чувство
Ну а чувство превратится в мысль
Не спеши но и не отставай
Обгоняя мысль на повороте
Но и чувству волю не давай
Мыслью обгони его в полёте
Как мне грустно
Разум встрепенись
Мыслечувство
Влейся в чувствомысль

19 июня 2016

Подселенье и переселенье Душь

Если бы Душа мамы в мою Душу переселилась
Она бы пела играла и веселилась
Если бы Душа папы перевоплотилась в меня с
любовью
Она бы сутками пыхтела над ролью
Перечитывала Шекспира и Шоу
Иногда резвилась в эстрадном шоу
Впрочем я и впрямь играю и веселюсь
И скорей всего обратно переселюсь

13 июня 2016

28
Если Буду Жив

Когда весь мир меня забудет

Когда весь мир меня забудет
Средь бытия-небытия
На кладбище меня не будет
Но в этих строчках буду я
Когда и кладбища не будет
Исчезнет в небе звёзд семья
Меня не будет вас не будет
Но в этих строчках буду я
Когда и этих строк не будет
Не будет даже бытия
Мир сам себя в себе забудет
Но в нём останется не-я

13 июня 2016

Проспект

Ядовитее всех микрбов
Был вреднющий дядька Андропов
Перехватывал птиц в полете
Почему они не на работе
Запрещал кресты на куполах
Ядовит его кремлёвский прах
Не дорога ведущая к храму
А проспект Андропова-к Хаму

14 мая 2016

Отражения

Не знаю сам-ко сну ли не коснули
Или показывают вечное кино
В том зеркале где мы с тобой уснули
Два отраженья спрятались давно
29Константин Кедров
Вот таинство зеркального гамбита
Всё что внутри давно уже извне
То зеркало давным давно разбито
А отраженья прячутся во мне

18 мая 2016

Опус тела

Все дорогою ценою куплено
Все пробуждаются засыпаючи
Бабочка вылетела из Куколки —
Куколка вылетела из Бабочки
Куколка вылетела и тело
Как фараона гроб опустело
Опустела-опус телела
19 мая 2016
Аэро-планы
Наччертив небесные планы
Разлетелись аэропланы

23 мая 2016

К всё

Всю жизнь говорили что всё впереди
И вдруг оказалось что всё позади
Но всё-это ветер в тугих парусах
И мчит мой кораблик на всех парусах

7 июня 2016

.......................................

ЛЕВ ТОЛСТОЙ

               

                ЛЕВ и СОБАЧКА
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу. С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней. Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер.
                ДНЕВНИКИ И ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ(1909)
Выбранные места

1 Января 1909. Я. П.
Очень, очень хорошо. Неперестающая радость сознания всё большего и большего соединения со Всем — любовью. Вчера еще понял грубую ошибку, начав описывать лицо нелюбимое. Много хотел сказать, но и посетители, и письма растрепали.

1) Высшее, хотелось бы сказать: утонченное духовное благо (наслаждение) есть любовь к ненавидящему, к тому, кто хочет мне сделать зло. Удивительное дело: чем больше это зло для телесной жизни, тем то больше благо для духовной — любовной. Как же не жить любовной жизнью, не воспитывать в себе эту жизнь? А это возможно, я это с поразительной ясностью вижу на себе.
2) Благо жизни людей прямо пропорционально их любви между собой. Каково же должно быть их теперешнее положение, как далеки должны они быть от блага теперь у нас в России, когда все правители, консерваторы, все революционеры, все помещики, крестьяне, все ненавидят друг друга?
Все тяжелее и тяжелее мне становятся разговоры. И как хорошо одному! Удивительное дело, только теперь, на девятом десятке начинаю немного понимать смысл и значение жизни — исполнения не для себя — своей личной жизни и, главное, не для людей исполнения воли Бога — Любви, и в первый раз нынче, в первый день Нового 09 года почувствовал свободу, могущество, радость этого исполнения. Помоги мне быть в Тебе, с Тобою, Тобою.
       1) В старости это уже совсем можно и даже должно, но возможно и в молодости, а именно то, ч[тобы] быть в состоянии не только приговоренного к смертной казни, но в состоянии везомого на место казни. Как хорошо: «Я есмь — смерти нет. Смерть придет — меня не будет». Мало того, чтобы быть готовым не удивляться тому, ч[то] есть смерть, ничего не загадывать; хорошо, главное, то, ч[то] вся жизнь становится торжественна, серьезна. Да, жизнь серьезное дело.
       2) Легко сказать: жить перед Богом, только перед Богом. (Мне портит мой дневник, мое отношение к нему то, ч[то] его читают. Попрошу не читать его.) А как это трудно и как хорошо. Я немножко начинаю понимать эту возможность, даже изредка жить так. Как это радостно! Удивительно, сколько совершенно новых узнаешь на старости радостей. Для того же, чтобы жить перед Богом, нужно 3) необходимо обращение к Нему, общение с Ним, как с личностью, хотя знаешь, что Он не личность. Это же обращение к Нему нужно приговоренному к смерти, нужно мне и всем нам.
       Жить перед Богом - значит целью всякого поступка своего ставить исполнение Его воли, а исполнение это в одном — в любви, в том, в чем я вижу Его.
       4) Признание Бога любовью тем и хорошо и благотворно, что, признавая Его любовью, общение с Ним, к[отор]ого не можешь не желать, только одно: любовь к людям. Преимущество этого общения с Богом перед всяким другим общением в том, что при этом общении чувствуешь, что Он есть и отвечает тебе в твоей душе, отвечает тем, что чем больше, полнее отдаешься ты любви к людям, тем больше он спокойствием, радостью наполняет твое сердце.
        Самое трудное общение — это общение с вполне сумасшедшим, менее трудное — с не вполне сумасшедшим. Не надо, нельзя освобождать себя от любовного общения признанием сумасшествия. Напротив. Тут и узнаешь могущественность «меча любви». Не люблю метафор, но эта мне очень нравится. Именно меч, всё разрубающий. Нет такого тяжелого, запутанного, затруднительного положения,  к[отор]ое не разрешалось бы проявлением любви без всяких соображений о прошедшем и будущем, а любви сейчас, в настоящем
6 Янв. 1909. Я. П.
       Вчера показалось, что могу писать худ(ожественное]. Но не то. Нет охоты. Нынче совсем не могу. Да и не надо. Только бы над собой работать, приучать себя жить не для тела, не для славы людской, а для себя, настоящего себя, того, к[отор]ое не родилось и не умирает, для Бога. Только освободись от ложной жизни, и будет настоящая. Испытывал это 4-го дня и хочу испытать сегодня.
       Ах, если бы только отвечать, когда спрашивают, и молчать, молчать. Если не б[ыло] противоречием бы написать о необходимости молчания, то написать бы теперь: Могу молчать. Не могу не молчать. Только бы жить перед Богом, только любовью.
8 Янв. 1909. Я. П.
       1) О памяти. Я совсем почти потерял память. Прошедшее исчезло. В будущем ничего (почти) не желаю, не жду. Что может быть лучше такого положения? и я испытываю это великое благо. Как не переставая не благодарить Бога за эту чудную жизнь, свободную, радостную?!
       2) Ночью думал о том, как бы хорошо ясно определить те злодейские должности, к[отор]ые не только христианин, но просто порядочный человек — не злодей, желающий чувствовать себя не злодеем,— исполнять не может. Знаю, что торговец, фабрикант, землевладелец, банкир, капиталист, чиновник безвредный как учитель, профессор живопи[си], библиотекарь и т. п. живет воровским, грабленным, но надо делать различие между самим вором и грабителем и тем, кто живот воровским. И вот этих самих воров и грабителей надо бы выделить из остальных, ясно показать греховность, жестокость, постыдность их деятельности.  И таких людей имя — легион. 1) Монархи, министры: а) внутренних д[ел], с насилием полиции, казнями, усмирения[ми], в) финансов — подати, с) юстиции — суды, d) военные, е) исповеданий (обман народа), и все служащие, всё войско, всё духовенство. Ведь это миллионы. Только бы уяснить им, — что они делают.
10 Янв. 1909. Я. П.   Проснулся, и две вещи стали особенно, совершенно ясны мне: 1) то, ч[то] я оч[ень] дрянной человек. Совершенно искренно говорю это, и 2) ч [то] мне хорошо бы умереть, (Далее густо зачеркнуто: что если я на что годился, то я сделал это) что мне хочется этого.
Очень я зол нынче. Может быть, живу я ещё затем, чтобы стать хоть немного менее гадким. Даже наверное за этим. И буду стараться. Помоги, Господи.
11 Ян. 1909. Я. П.
       Странно, чем кончил вчера, с того начинаю нынче. То, о чём просил Бога, нынче понемногу исполняется. Чувствую движение к лучшему. Оч[ень] долго спал и испытываю какое-то необычное чувство: ясности, неторопливости и внимательности. Казненных пропасть, и убийства. Да, это не звери. Назвать зверями клевета на зверей, а много хуже.
Чувствую потребность что-то сделать. Неудержимое требование, а не знаю ещё, что. Вот когда от души говорю: помоги, Господи! Хочу, ничего не хочу для себя. Готов на страдания, на унижения, только бы знать сам с собой, что делаю то, что должно. Какое легкое или страшно трудное слово: что должно. Кажется, ничего больше не нужно и не хоч[ется] писать.
12 Янв. 1909. Я. П.
Сегодня хорошо очень себя чувствую. Но до 12-го часа ничего но делал, кроме пасьянса. Вчерашняя музыка очень взволновала меня.
Сейчас много думал о работе. И художественная работа: «был ясный вечер, пахло...» невозможна для меня. Но работа необходима.. А я мучительно сильно чувствую ужас, развращаемость нашего положения. Хочу написать то, что я хотел бы сделать, и как я представляю себе, что я бы сделал. Помоги Бог. Не могу не молиться. Жалею, что слишком мало молюсь.
14 Ян. 1909. Я. П. 1) После Смерти. Сон похож на смерть, только та разница, ч[то] и просыпаешься и засыпаешь на виду в этой жизни, а когда рождаешься, то не знаешь, из какой жизни пришёл, и когда умираешь, не знаешь, в какую жизнь уходишь.
2) Какое скверное соединение: вера, надежда и любовь, такое же ложное (вероятно, ради троицы), как красота, истина и добро. Какое безобразное соединение. Вера почти всегда ложь, даже всегда, если это не признание временного продела разума. Надежда же есть ложь, т. е. жизнь в будущем. Любовь же есть все высшее и вернейшее— и  благотворнейшее из всего открытого нам. То же и с красотой, под фирмой к[отор]ой возвеличивается похоть. Истина же есть только отрицание лжи, а положительного ничего не включает. Добро же есть всё: хотелось? Значит, ч[то] мне лучше б[ыло] это сделать, чем не сделать. Всё ли можно и нужно делать, ч[то] хочется? Не всё, п[отому] ч[то] то, от чего мне лучше, может быть хуже другому. Что же можно и чего нельзя делать?)
3) Что такое религия. Зачем ты живешь? Не знаю. А если ты не знаешь этого, то никогда не будешь знать и того, что тебе надо делать и чего не надо делать. А плохо жить тому, кто не знает этого. А потому с тех пор, как живут люди, они думали о том, зачем живут люди, и, поняв это, учили людей, что надо и чего не надо делать. Вот это-то учение и называется верой.
4) Индейцы говорят, что только одна их вера браминская истинна, китайцы говорят, что истинна только буддийская вера, татары, турки, персы — что истинна только Магометова вера, евреи говорят, что истина в их вере, христиане говорят, что все эти веры неправильны, а правильна одна христианская, но сами разошлись на разные веры: католическую, греко-рос(сийскую], лютеранскую и разные протестантские веры.-Истинна вера только та, которая одна для всех людей. И это одно нужное для всех людей есть во всех верах. Одно это истинно, и этого надо держаться.
5)  Если спросишь людей, тебе скажут, когда, в каком году ты родился и сколько тебе лет. Но сам про себя ты не можешь сказать, когда ты начался: ты знаешь про себя, что ты всегда был; что если бы тебя не б[ыло], ничего бы не было. То же и про смерть: люди говорят, что ты помер, но ты про себя знаешь, что тебе нельзя умереть. Тело твое началось, растет, будет стареться, помрет, но то нетелесное, что живёт в твоем теле: дух Божий, помереть не может.
6)  Ты знаешь, что ты жив п[отому], ч[то] в тебе живет дух Божий, а если другие люди живут, то ведь и в них живет дух Божий, а потому дух Божий один во всех.
7) Отчего ты радуешься, когда другой человек радуется, и печалишься, когда другой печалится? А от того, что радуется и печалится в другом человеке тот самый дух, какой живет в тебе. Хотел писать мысли для детей, но не могу. А хочется. Отложу пока.
15 Ян. 1909. Я. П. На рождение можно смотреть, как на засыпание, и тогда жизнь — сон, и смерть — пробуждение. И можно смотреть на рождение, как на пробуждение от сна, и на смерть, как на засыпание. Можно смотреть ещё и так, что рождение есть и засыпание к этой нашей телесной жизни и вместе с тем пробуждение от прежнего сна, а также и на смерть, как на пробуждение от этой жизни и засыпание в новую жизнь. И то, и другое, и третие верно. Пробуждение и сон, сон и пробужден[ие] есть наивернейшее представление во времени, нашей жизни.
16 Ян. 1909. Я. П.. Fais ce que doit... ([Делай, что должно...] , и хорошо. . Не знаю, хорошо ли это или дурно, то, что после общения с людьми всегда совестно, всегда чувствуешь, что делал не то, что нужно — l'esprit de l'escalier [задним умом.]  Недовольство же в том, что не то делаю с людьми, думаю, ч[то] хорошо. Надо учиться. Разумеется, легко бы одному, а вот учись с людьми!
17 Ян. 1909. Я. П. Оч[ень] дурно спал. Слабость, и всё утро ничего не делал. Думал, и, кажется, на пользу. Оч[ень] себе гадок. Весь в славе людской. Занят последствиями.  Увидал всё своё ничтожество: как меня всего занимает суждение людей. Слава Богу, благодарение Ему, опомнился.— Да, да, помнить, помнить всегда, ч[то] жизнь только тогда, когда живешь по Его воле, для Него, в Нем. И какая тогда свобода, радость, какое высокое сознание или, скорее, сознание высоты своего человеческого значения, достоинства. То, ч[то] будут читать это[т] дневник, портит мое отношение к Нему.
Проложить след, пробить дорожку лучших мыслей, лучшего, высшего, доступного мне в лучшие минуты понимания жизни, и потом в слабые минуты укрыться  под это понимание. Нынче особенно ясно б[ыло] так. Особенно низко пал, и особенно радостно было спастись в прежнее, уже знакомое, свободное, радостное состояние общения с одним Им, сознанием себя Его органом. Ох, помоги, помоги оставаться в этом!
Я выразил то, ч[то] смерть есть то освобождение, к к[оторому] идешь, и потому благо. Так что же самоубийство? Я ночью задал себе этот вопрос. Кажется, можно ответить так: Смерть благо для того, кто положил жизнь в освобождении себя в жизни. Нет, не ясно. Подумаю еще.
18 Янв. 1909. Я. П.
Исправить подчеркнутое надо так: Смерть благо только тогда, когда исполняешь волю Пославшего (воля же Его в освобождении себя от личной жизни).
Вчера ночью оч[ень] нездоровилось, но испытал оч[ень] приятное чувство ожидания смерти без желания её, но и без малейшего противления, а отношение к ней, как ко всякому естественному и разумному поступку или событию. Кажется мне, что во всяком случае она— смерть — скоро — т. е. неделями, много месяцами должна наступить.
19 Янв. Е[сли] б[уду] ж[ив].
[20 января 1909. Я. П.]
Был жив и 19, и нынче, 20 Я. 1909. Я. П., но очень слаб. Давно не был так слаб и телесно и умственно. Не скажу, чтобы духовно. Только бы не проявляться. В этом воздержании главное дело духовной жизни в периоды слабости. — Не делай только того, что противно Его воле и воле твоего настоящего «я», и ты будешь делать то самое нужное и хорошее, что ты можешь сделать. Да, наше служение только тогда действительно, когда мы не знаем, в чём оно, а знаем только то, чего мы должны не делать. Делать, хотим мы этого или не хотим, мы будем. Усилие наше только в том, чтобы не делать против Его воли — не сбиваться с дороги.
В эти дни слабости я не испытываю затемняющего стремления деятельности, особенно живо чувствую неправду жизни — ложь жизни. Постоянно совестно. Особенно за разговоры. Надо быть сдержаннее.
Очень хорошо бы ясно, пожалуй в образах высказать мысль о том, как вредно и тщетно это устраивание жизни не только других людей, но и самого себя — это empietement, [захват, присвоение] вторжение в дело Божие. Почти всё зло, 0,99 (В подлиннике описка: 0,01) в мире от этого.
Вчера же, вследствие этой слабости, болтовни и невоздержности особенно живо почувствовал недостаточное памятование о том, ч[то] жизнь только в настоящем. Загадывания, предположения, желание видеть распространение своих мыслей, увеличение числа единомышленников, желание написать такое, ч[то] вызвало бы сочувствие, похвалу— всё это губит жизнь. Ничего не нужно, кроме памятований в настоящем своего положения органа Божества.
Так у меня на верстаке три работы. Едва ли сделаю хоть одну. Впрочем, это о будущем. Мож[ет] быть, мой разговор с Дурочкой Парашей важнее и нужнее этих работ. Только вспомнить всю сложность событий мирских, в к[оторых] участвуют и люди, чтобы ясно понять, почувствовать всю легкомысленность, тщету и вредность предположений служить общему делу.
Вчера узнал, что архиерей хотел заехать ко мне. Утром сходил в школу и сказал учительнице, чтобы она передала ему, что прошу заехать. Мне всегда жалки эти люди, и я рад этому чувству. Кончаю тетрадь, думал, что не допишу, а вот прошло 2 1/2 года — и дописал. Не помню, записал ли то, что б[ыло] ночью дня три тому назад: почувствовал близость, совсем близость смерти, сейчас, и было спокойно, хорошо, ни радостно, ни грустно, ни страшно.
22 Янв. 1909. Я. П.

Начинаю новый дневник в очень телесно слабом состоянии, но душевно не так дурно — помню себя и свое дело, хоть не всегда, но большей частью. (Зачеркнуто: никак) Вчера б[ыл] Архиерей, я говорил с ним по душе, но слишком осторожно, не высказал всего греха его дела. А надо было. Испортило же мне его рассказ Сони об его разговоре с ней. Он, очевидно, желал бы обратить меня, если не обратить, то уничтожить, уменьшить моё, по их зловредное влияние на веру в церковь. Особенно неприятно, ч[то] он просил дать ему знать, когда я буду умирать. Как бы не придумали они чего-нибудь такого, чтобы уверить людей, что я «покаялся» перед смертью. И потому заявляю, кажется повторяю, что возвратиться к церкви, причаститься перед смертью, я так же не могу, как не могу перед смертью говорить похабные слова или смотреть похабные картинки, и потому всё, что будут говорить о моем предсмертном покаянии и причащении — ложь. Говорю это п[отому], ч[то], если есть люди, для к[оторых] по их религиозному пониманию причащение есть некоторый религиозный акт, т. е. проявление стремления к Богу, для меня всякое такое внешнее действие, как причастие, было бы отречением от души, от добра, от учения Христа, от Бога. Повторяю при этом случае и то, что похоронить меня прошу также без так называемого богослужения, а зарыть тело в землю, чтобы оно не воняло.
Всё дело в том, что человек знает прежде всего себя, свое я, и находит это я связанным пределами пространственным и временным, и наблюдая и изучая явления простр(анственные] и временные, приходит к признанию сначала таких же, как и он, отделенных существ — организмов, а потом и к признанию существ, уже не отделенных, а сливающихся в одно: кристален, молекул, атомов. И естественно видит, в них тот предел пространственный и временный, к[оторый] его ограничивает. Натыкается на бессмысленность бесконечности признанием мира таким предметом, центр к[оторого] везде, а пределы нигде. Т. е., исходя от самого известного: себя, своего сознания, разумный челов[ек] невольно приходит к познанию сначала ближайшего к себе, потом более отдаленно[го] и наконец к сознанию непостижимости.
24 Янв. 1909.
Два дня не писал, нездоровилось, да и теперь не похвалюсь. С[оня] уехала в Москву. Вчера б[ыл] в тяжело раздраженном состоянии. Боролся. И то спасибо. Сейчас читал Fellowship. Много хорошего. Нынче гуляя думал о двух: Детская мудрость и о воспитании, о том, что как мне в детстве внушено б[ыло] всю энергию мою направить на молодечество охоты и войны, возможно внушить детям всю энергию направлять на борьбу с собо[й], на увеличение любви.
Думал: Любовь отвечает на все требования добра. Чистота телесная, половая, кажется, совсем чуждое любви свойство, а подумай только о том, ч[то] ты делаешь тому, с кем только сладострастно совокупляешься, и любовь помешает тебе отдаться дурному чувству. А богатство, экономическое неравенство тоже кажется далеким, а борьба против него, как весь социализм, только проявление любви.
Сейчас кинул книгу на полку, она соскользнула, упала на пол, я рассердился и выбранил книгу. Так же должна быть ясна и стыдна злоба на человека, не делающе[го] того, чего мне хочется.
2 Фев. 1909. Я. П.
Шесть дней не писал. Нездоровилось. Нынче совсем плох, целый день лежал. Сейчас 11-й час, только встал и пишу, но очень слаб. Но как хорошо болеть. Нынче во время болезни и слабости думал 4 вещи. Три помню, хотя и плохо, по 4-ю забыл. Вот что: Да, забыл сказать, ч[то] за эти дни ходил на деревню к бедным и получил сильное, полезное впечатлен[ие]. Итак: 1) О жизни «я», 2) о разуме, 3) о связи со всем. (Не то.)
1) Жизнь, какую я сознаю, никак не есть жизнь моего «я». Я - иллюзия, нужная для этой жизни, но иллюзия — как бы леса, подмостки, орудие для работы, но не в нём сама работа. Напротив, перенесение интереса на него — на «я» — губит, останавливает работу. А работа не только нужная, хорошая, но радостная. В чем она? До конца не дано знать нам, но отчасти, насколько нужно, видно. Та работа настоящая, в к[оторой] делаешь то, что нужно, но не для тебя. (Было очень хорошо утром в мыслях, а теперь не то.)
2) Разум, к[отор]ому мы приписываем такое решающее, высшее значение, для истинной жизни не имеет не только такого важного значения, но не имеет никакого. Он нужен только для жизни «я». Он только здесь, среди людей имеет такую важность, обязательность, но если представить себе жизнь после смерти, то не только можно её представить себе без руководительства разума, но должно представить её таковою. Там будет другое руководительство занимать то место, к[отор]ое здесь занимает разум.
3) (Я вспомнил теперь; это б[ыло] о времени.) Рассуждая о том, что будет после смерти, мы рассуждаем о том, о чём не можем рассуждать: рассуждаем временно, т. е. с участием времени, о том состоянии, к[отор]ое будет вне времени. Время ведь есть только, также и пространство, форма нашей жизни. А мы из неё уйдём. Как же тогда время.
4) Даже в этой жизни есть нечто в нашей деятельности невременное и непространственное, и оно-то и самое нужное, важное и благотворное. А мы так привыкли к времени и пространству, ч[то] при представлении о загробной жизни переносим их туда.
Времени нет. Есть моя жизнь. А она только написана на времени. Есть сочинение, а нет строк, букв. Оно написано только посредством строк и букв.
5)  Время и пространство и вещество  -обман, и моё я - обман (не обман, а фикция, мечта), а жизнь есть и не обман моё участие в ней, в не скажу вечной, но вневременной, внепространственной жизни. И то, что я не «буду» жить в теле после смерти и что не будет мое «я», не только не уменьшает мою веру в загробную жизнь, но непоколебимо утверждает её. То, что я называю и сознаю своим «я», есть вневременное, одно истинно существующее, — есть — не могу сказать: часть, п[отому] ч[то] в части есть понятие пространства и вещества, но есть сама жизнь
Фев. 1909. Я. П.
Вчера б[ыл] оч[ень] плох физически. Ничего не делал. Боролся с недобр[ыми] чувствами.. Маленькие и большие таланты, от Пушкина и Гоголя, работают: «Ах, не ладно, как бы лучше». Нынешние: «Э! не стоит, и так сойдет».
Они все поразительные невежды во всём том, что сделано великими мыслителями прошедшего. Они часто с сознанием своей великой смелости и мудрости позволяют себе по-своему оч[ень] слабо усумниться в том,ч[то] в этих вопросах уже нет подлежащей открытию АмерикиНу, довольно об этом.
1). По ощущению того, как это неприятно терпеть, понял — смешно сказать: в 80 лет — то, что не надо говорить с другими о том, ч[то] тебя занимает, а ловить то, ч[то] их занимает, и об этом говорить, если есть что.
2) Всё яснее и яснее становится для меня то, что наша жизнь есть ничто иное, как только сознание нашей отделенности, то, ч[то] мы называем своим «я» и что есть ничто иное, как только сознание жизни всего. Для того, чтобы быть отделенным, надо, чтобы было то, от чего мы сознаем себя отделенными. А это-то то, от чего мы сознаем себя отделенными, мы не можем понимать [иначе], как бесконечным в смысле матерьяльном, и не можем понимать иначе, как нераздельным с собою в смысле духовном.
Вот это-то нераздельное со мно[й] и есть то, ч[то] мы называем Богом.
Вечер. Всё думаю о том, ч[то] писал нынче утром. Да, если мы сознаем себя отделенными, то это от того, что мы были (слово: «были» неверно, п[отому] ч[то] выражает время тогда, когда дело идет о вневременном) нераздельными, или скорее: то, что мы сознаем себя отделенными, это только иллюзорное, или «временное» сознание, а в действительности мы не перестаем быть одно со всем (на религиозном языке это значит, ч[то] в нас живет Бог). Эта-то одновременная отделенность и нераздельность дает нам власть, свободу, всемогущество, дает нам жизнь и её благо. Так что смерть есть только уничтожение иллюзорного, временного сознания отделенности. Заменится ли оно другим сознанием или нет, мы не знаем и не можем знать и не должны знать, п[отому] ч[то] знание это уничтожило бы свободу нашей жизни. (Всё неясно.) Да еще то хотел записать, что деятельность во имя сознания нераздельности есть высшая, всегда свободная и дающая благо деятельность. Деятельность же во имя сознания отделенности исполнена всегда страданий, страхов, неудовлетворенных желаний.
3) Еще хотел записать то, что я волей неволей принужден верить, ч[то] мне сделали какую-то несвойственную мне славу важного, «великого» писателя, человека. И это моё положение обязывает. Чувствую, что мне дан рупор, к[отор]ый мог бы быть в руках других, более достойных пользоваться им, но он volens-nolens [хочешь — не хочешь] у меня, и я буду виноват, если не буду пользоваться им хорошо.
4). Слышу и получаю письма, вероятно и в печати, упрекающие меня за то, ч[то] я не отдал землю крестьянам. Не могу не признать, ч[то] было бы лучше, не боясь упреков семьи, отдать землю крестьянам (каким?), но можно б[ыло] как-нибудь устроить, но дурно ли, хорошо, я не сделал этого, но никак не п[отому], ч[то] дорожил этой собственностью. Я 20 лет и больше ненавижу её и не нуждаюсь и не могу нуждаться в ней и благодаря моим писаниям, и если не писаниям, то моим друзьям. — Единственная выгода того, ч[то] я не отдал землю, та, ч[то] меня за это осуждали, ругали, осуждают и ругают.
Теперь же после моей смерти я (Зачеркнуто: оч[ень]) прошу моих наследников отдать землю крестьянам и отдать мои сочинения, не только те, к[оторые] отданы мною, но и все, все в общее пользование.
Нынче 5 Ф. 1909. Я. П.
Ночью думал, мало спал, думал: да, «le monde est une sphere don't le center est partout et la circonference nulle part»(мир-это шар, центр которого-везде, а окружность-нигде]. Прибавлю к этому, что этот центр — я и всякое живое существо. Жить значит чувствовать, сознавать себя центром вселенной2) Димочке надо сказать, ч[то] брак не даст полноты жизни, а лишит ее полноты в лучшем случае, в худшем будет лишним препятствием к достижению назначения — блага.
6 Ф. 09. Я. П.
1) Тем хорошо признание Бога любовью, ч[то] общение с ним только одно: любовь к людям. И общение такое, при к[отор]ом Его чувствуешь, Он отвечает тебе.
2) Легко сказать: «жить только перед Богом», а как трудно, но и как хорошо!
3) Четыре ступени жизни: 1-ая животная, младенцы, 2-я подражание, подчинение внушению, «что люди, то и я» — детство, 3-я для славы людской юность, 4-я для души, для Бога — настоящая жизнь. Во всей жизни остаются все четыре. Вторая — традиция, инерция, гипноз, как люди, так и мы — главный двигатель 0,99 всей деятельности людской и в семье, и в общественных обычаях, и в государстве, и в религии.
Молитва: Хочется просить помощи у Бога. Но Бога никто же нигде же не видел, т. е. Бога мы не можем понять; не можем понять, но можем вступить в общение с Ним любовью. Если мы любим, то мы в Нем и Он, в нас. Так будем же любить всех и ближних, и дальних, и любящих, и ненавидящих нас. И будем всегда любить всех и мыслью, и словом, и делом. В этом одном и помощь от Бога и в этом высшее благо, к[отор]ое Он дает нам.
7 Фев. 1909. Я. П.
Всё нужнее и нужнее становится для меня короткая молитва, и я составил такую:
Молитва.
Хочется помощи Бога. Понимать же Бога могу только любовью. Если люблю, то Он, во мне и я в Нем. И потому буду любить всех, всегда, в мыслях, и в словах, и в поступках. Только в такой любви найду помощь от Бога.
8 Ф. 09. Я. П.
И вчера [и] нынче ничего не делал. Занят мыслью о молитве. Думал об этом и нынче ночью. Да, мне нужны три молитвы, три напоминания себе о том, кто я и что мне свойственно и должно делать. Одна первая и главная:
1) Знаю, ч[то] если люблю, то Ты во мне и я в Тебе. И потому хочу любить всегда и всех и в мыслях, и в словах, и в делах.
Вторая:
2) Хочу не думать о суде людском, а делать только то, что мне перед живущим во мне Тобою должно и можно делать.
Третья:
3) Внешние события будущего скрыты от меня, но я знаю, что они совершаются по Твоей воле, и потому не хочу желать в будущем тех или иных, зная, что то, что совершается по твоей воле, всегда благо.
9 Ф. 09. Я. П.
Во всем да будет не то, чего я хочу, и не так, как я хочу, а то, чего Ты хочешь и как Ты хочешь. Не хочу желать и ожидать чего-либо в будущем, ни успеха в деятельности, ни славы людской, ни сил телесных, ни самой жизни. Одного хочу, хочу, чтобы быть в Тебе и с Тобою, любить всегда и всех,как и в мыслях, и в словах, и в делах.
Да будет со мною не то, чего я хочу, и не так, как я хочу, но то, чего Ты хочешь и как Ты хочешь. Не хочу в будущем ни успеха деятельности, ни славы людской, ни телесных сил, ни продления жизни. Одного хочу: хочу для того, чтобы быть в Тебе и Тебя сознавать в себе, любить всех и в мыслях, и в словах, и в делах.
11 Ф. 09. Я. П. . Думал о том, что молитва моя не годится для последних минут жизни, при смерти. А если не годится для смертного часа, то и вообще не годится, п[отому] ч[то] смертный час всегда, всякую минуту. Подумал сначала, ч[то] не годится в особенности для смертного часа усилие избавиться от заботы о славе людской. Но подумав еще, увидал, ч[то] это неверно, ч[то] соблазн славы людской не покидает человека и в минуты смерти, часто, напротив, в эти минуты еще усиливается — как во всех тщеславных героических подвигах. Даже едва ли не во всех их двигатель тщеславие. Да, тщеславие, забота о славе людской-одно из главных препятствий для отдачи своей жизни служению духовному началу вне себя и в себе: вне себя, все яснее и яснее постигая его требования, и в себе, всё больше и больше подчиняя свою жизнь этим требованиям. Так что молитву оставляю такою, как записал. Разве прибавлю то, ч[то] выражает сознание, память о неизбежности, близости, естественности и благе смерти.
Знаю, что умираю, и в виду смерти не могу желать ничего внешнего в той жизни, из к[отор]ой ухожу; не могу тоже желать и похвалы от людей, п[отому1 ч[то] она не нужна умершему. Но не могу не желать и желаю одного: любить всегда одинаково всех и делом, и словом, и мыслью, всякую минуту и до последней минуты.
12 Фв. 1909. Я. П.
Да, вчера думал о том, как действенны слова умирающего. От чего? А от того, ч[то] умирающий не думает о мирском.
1) Какой это неразрывный круг: добрая жизнь — дела— усиливают веру, вера производит дела. От этого ясно, как не может быть веры — а только подобие её— самая страшная ложь — у властителей, воин[ов], грабителей, судей, лжеучителей.

14 Фев. 09. Я. П.
Вчера нездоровилось, но счастлив, не могу не благодарить..
1) Говорят: «разве возможно жить по закону любви, без удержания насилием злых?» То, что люди говорят это, показывает, ч[то] говорящие верят в закон насилия, верят в то, что насилие учредит жизнь. Они верят в это, и действительно, закон насилия отчасти, только отчасти учреждает, или нам кажется, что учреждает жизнь. Что бы было, если бы мы верили в закон любви так же, как верим в закон насилия? Всё дело в вере в то или другое. И я думаю, что вера в закон любви придет и сделается столь же общей, какой была вера в закон насилия. (Я говорю: была, п[отому] ч[то] теперь уже является сомнение в действенности зак[она] нас[илия].) А как только вера эта сделается общей, так уничтожится большая часть тех зол, от к[оторых] страдает теперь человечество.
2) Часто отдаешься унынию, негодованию о том, ч[то] делается в мире. Какая это непростительная ошибка! Работа, движение вперед, увеличение любви в людях, сознание ее возможности, ее применения, как закона жизни, ростёт в человечестве и положительным путем — признание ее благодетельности, и отрицательным — признание всё ухудшающегося и ухудшающегося положения людей вследствие признания закона насилия. Да, надо видеть этот двоякий рост, а не отчаиваться.
3) Смертные казни в наше время хороши тем, ч[то] явно показывают то, ч[то] правители дурные, заблудшие люди, и ч[то] поэтому повиноваться им так же вредно и стыдно, как повиноваться атаману разбойничьей шайки.
15 Ф. 1909. Я. П.
1) Осуждать за глаза людей подло — в глаза неприятно, опасно, вызовешь злобу. И потому одно возможное, разумное, а потому и хорошее отношение к людям, поступающим дурно 2) Сейчас б[ыл] нищий, мужик, бывший солдат, говорит иностранными, ненужными словами, но смысл речей один: ненависть к правителям, к богатым, зависть и оправдание себя во всем. Страшное существо. Кто это сделал? революционеры или правительство? Оба.
3) Религиозно нравственное положение народа ужасно, как будто нет выхода. Но он есть, только во времени. Наелся дурной, вредной пищи или напился пьян, и мучаешься, и кажется, ч[то] нет выхода, п[отому] ч[то] сейчас действительно нет выхода, но выход есть. Желудок переварит, организм переработает, так и в этом.
4) Какое ужасное зло сделано революционной литературой: указать прежде не сознаваемое, спокойно переносимое зло и предложить, как единственное средство избавления, средство, не избавляющее, а увеличивающее зло — это ужасно жестоко. И это самое сделано революционерами с народом. ь. — Надо бы яснее, да не осилю.
18 Ф. 09. Я. П.
1) Сейчас думал очень для меня важное: Всё хочется — не знаю, по старой ли привычке или по свойству души человеческой — хочется молиться, Бог, Ты, Ты — всё, чего я смутное проявление в теле, в отделенном от Всего теле, Ты — Весь, во всем совершенстве, помоги мне. Говорю это — и мне хорошо на душе. Не знаю, кто Тот, Кого я прошу о помощи, но мало того, что знаю, ч[то] Он есть, но знаю и то, что чем больше, искреннее, горячее прошу Его о помощи, тем больше чувствую эту помощь. Да. Помоги мне освобождаться от тела, соединяться с Тобо[й] — и чувствую, что Ты уже помогаешь, и — хотел бы сказать, ч[то] люблю Тебя, но «люблю» не то слово. Чувство мое к Тебе и не так горячо, как любовь, и не так узко, телесно. Это не любовь. В любви есть желание блага, а в этом только желание соединения. -(Чепуха.)
2) Я всё придумывал молитву краткую и молюсь составленной длинной молитвой. Это нехорошо. Молитва не может быть одна и та же на все дни, на все часы. Нынче мне нужно: «помоги». А иногда нужно: «благодарю».
19 Ф. 09. Я. П.
1) Надеяться, ожидать чего-нибудь разумный человек может только одного: смерти.
2) Надо в жизни не ожидать будущего, а готовиться к жизни в настоящем.
Очень ясно чувствую, испытываю радость, успокоение, свободу жизни только для Бога, в Боге.
20 Февр. Я. П.
Всё так же, как вчера, тяжелое физич[еское] состояние.
21 Фев. 1909. Я. П.
1) Мы, крошечные отделенные существа с нашими случайными внешними чувствами (таких чувств может быть миллионы разных. Мы и видим разные у животных), мы этими чувствами творим мир, нами познаваемый, с микроскопическими животными и небесными телами, и живем в полной уверенности, что мир действительно такой, и такой только и есть. Какая глупость! Не говоря уже о том, ч[то] мир-то этот нелепый в бесконечном времени вперед и назад и в бесконечном пространстве, с бесконечно великими частями материи и такими же бесконечно малыми частицами материи, т. е. совершенная чепуха, не говоря уже об этом, разве не очевидно, что то, что мы называем действительно существующим миром, есть произведение чувств одного, случайно одаренного известными, исключительными чувствами существа человека. Так что тот мир, к[отор]ый мы воображаем, ч[то] существует один, есть только одна из бесчисленных возможных случайностей. Знаем же мы, что это так, п[отому], ч[то] знаем по участию в нем, что есть другой мир, независимый от тех или иных чувств, мир духовный, — один, только один. Этот другой мир мы не можем сказать, ч[то] знаем, но можем и должны сказать, ч[то] он есть. И знать то, что он есть — великое благо.
Забыл записать: Забота о славе людской, о мнении людей не есть одна из слабостей людских, один из соблазн[ов], как думают многие, нет, это соблазн из соблазнов. На нем почти все, если не все грехи людей: и богатство, и ученость, и властолюбие, и раздражение, и ненависть, и отчаяние, всё на этом.
22 Фев. 1909. Я. П.
Вчера хорошо ездил далеко верхом и хорошо думал. Дома вечер большая слабость. А многое хочется. Что-то надо б[ыло] записать важное — забыл. Одно помню: о «свободе воли». Как неправильно говорить о «свободе воли». Точно как будто кто-то от чего-то освободился.. Свобода света, свобода тяготения. То, что называют свободой воли, есть сама жизнь, то, что мы называем жизнью, но что и называть-то ничем нельзя. Свободой воли мертвые люди называют ту жизнь, к[отор]ую они утратили и о к[отор]ой удержали смутное воспоминание.
25 Ф. 1909. Я. П.
Третье[го] дня, т. е. 23, совсем не помню. Оч[ень] холодно. 23-го, кажется, ходил пешком.  Был посетитель, одурённый и развращённый революцией. Всех ненавидит, осуждает, а для себя всё можно. Читал V. Hugo. Прекрасно — проза, но стихи не могу.
С радостью чувствую освобождение от славы людской.
27 Ф. 1909. Я. П.
Вчера чувствовал себя совсем больным, ничего не ел, и слабость телесная, но духовное состояние — напротив. Чувствую близость смерти, и если умирать-это то, что я чувствовал вчера и отчасти нынче, то это одно из лучших состояний, испытанных в этой жизни.
Только бы быть в любви со всеми.

1 Марта 1909. Я. П. . Нынче проснулся бодрый, хотя мало спал
Нынче 2 М. 1909.
Неподвижно сидел вчера от ноги, также сижу и нынче. Вчера совсем ничего не делал.
1) Смертная казнь хороша тем, что показывает ясно, что правители злые, недобрые люди, и повиноваться им так же стыдно и вредно, как повиноваться атаману шайки разбойников. (Дальнейшее, кончая записью от 1 марта 1909 г., внесено в тетрадь Дневника переписчиком. Редакцией здесь, как и в других подобных случаях, исправлены неточности по подлиннику (Записная книжка N. 1)).
1) Смертн[ая] казнь хороша тем, ч[то] ясно показывает то, что правители — злые, недобрые люди, и что повиноваться им так же стыдно и вредно, как повиноваться шайке разбойников.
2) Ничего не желаю для себя в будущем, потому что верю, что всё безразлично, и если я делаю, что должно, для меня всё благо. Не ищу похвалы от людей, потому что знаю, что искание славы людской мешает исполнению воли Бога. Желаю и ищу одного: чтобы я всякую минуту жизни одинаково любил всех, любил и делом, и словом, и мыслью.
13 февр.
Читал Croft Hiller'а. Неверно, искусственно допущение насилия для восстановления прав Бога. Только любовь, а любовь только без насилия любовь. Главное же, в чем я ошибся, то, что любовь делает свое дело и теперь в России с казнями, виселицами и пр.
14 Февр.
1) Для того, чтобы закон любви учредил жизнь, надо верить в него так же, как мы верим в закон насилия.
2) Губительный вред революционных писаний.
3) Любовь к людям, животным, природе, к себе.
4) (Д[етская] М[удрость]. Осуждение.)
5) Наш мир только частный случай.
28 Февр.
1) Жизнь есть стремление к соединению с Началом всего, с Богом, так как же может быть страшна смерть для того, кто понимает истинный смысл жизни. Как же ему бояться того, в чем исполнение его стремлений.
2) Умирая, испытываешь то, что брошенный ребенок, возвращаясь к любящей и любимой матери.
3) Как рабочие сами виноваты. Цель не должна быть освобождение, а цель — достижение лучшей духовной жизни — цель религиозная, общая, и тогда и только тогда попутно достигнется цель политическая, частная.
4) Наивность недоумения сегодняшнего рабочего о том, что «этак можно получить много неприятностей».


1 Марта.
1) Бог есть любовь. Любить Бога значит любить любовь.
2) В первый раз испытал чувство, которое могу назвать похожее на любовь к Богу. Сейчас не могу по произволу вызвать это чувство, но могу вспоминать о нем.
3) Смерть есть прекращение жизни в пространстве и времени. Для того, кто не сознает жизни вне пространства и времени, она есть прекращение всего.
4) Подати самое могущественное орудие порабощения, и потому освобождение возможно только при освобождении от участия в собирании податей и — страшно сказать (и вместе с тем радостно) — только при освобождении от корысти, при готовности к бедности, при отказе служения богатым.

5 Марта.
Никак не думал, что 4 дня не писал. — За эти 4 дня оказалась болезнь ноги, усадившая меня в кресло и поставившая в зависимость от помощи других. Не похвалюсь духовным состоянием, особенно по вечерам. Но не слабею, знаю, что плох. Недоволен тем, ч[то] нет радостного любовного состояния. Вчера целый день только написал два N Д[етской] М[удрости] и всё читал Гоголя. О Гоголе записано в книжке. Саша впишет сюда: (Дальнейшие 4 абзаца машинописная копия, написанная на вклеенном в тетрадь Дневника листке, с одним исправлением Толстого).
1) Гоголь — огромный талант, прекрасное сердце и слабый, т. е. несмелый, робкий ум.
Лучшее произведение его таланта — Коляска, лучшее произведение его сердца — некоторые из писем.
Главное несчастие его всей деятельности это его покорность установившемуся лжерелигиозиому учению и церкви и государства, какое есть. Хорошо бы, если бы он просто признавал всё существующее, а то он это оправдывал, и не сам, а с помощью софистов славянофилов и был софистом и очень плохим софистом своих детских веровании. Ухудшало, запутывало еще больше склад его мыслей его желание придать своей художественной деятельности религиозное значение. Письмо о «Ревизоре», вторая часть «Мертвых душ» и др.
Отдается он своему таланту — и выходят прекрасные, истинно художественные произведения, отдается он нравственно религиозному — и выходит хорошее, полезное, но как только хочет он внести в свои художественные произведения религиозное значение, выходит ужасная, отвратительная чепуха. Так это во 2-ой части «Мертвых душ» и др.
Прибавить к этому надо то, что всё от того, ч[то] искусству приписывает несвойственное ему значение.
(С[аша] впишет сюда.) (Дальнейшие 4 абзаца — копия записи от 3 марта « Записной книжке)
3 Марта. 1) Любить Бога значит любить божественное в себе. В себе оно ограничено, только вне себя оно полно. Предмет любви к Богу есть то, что во мне ограничено, но вне меня полно.
2) Любить Бога и ближнего значит любить в себе то, что не ограничено, в других же и то, что ограничено (не то).
3) Да, Бог сотворил мир, но не какой-нибудь особый Бог, и а тот Бог, который во мне. Он сотворил весь видимый мир.
4) Опасность игры слов и всякого красноречия.
 Когда человек один, ему легко быть хорошим. Только сойдись с другими — и он становится дурен. И чем больше людей сходится вместе, тем труднее им удержаться от дурного. От этого-то так важна, нужна любовь. Только с нею, не делаясь хуже, могут сходиться люди.

Отец мой, начало любви, помоги мне, помоги в том, чтобы делать то, чего Ты через меня хочешь.
24 Июня.
Опять ничего не писал. Читал Евангелие, оч[ень] хорошо. (Зачеркнуто: и Гоголя.) О Гоголе тоже хорошее чувство. Особенно понравилось, как готов обнять человечество, но не человека. Пришел Гусаров с Димочкой. С Гус[аровым] хорошо поговорили. В газетах о Штокг[ольме] и Гусеве и о чтении в Берлине. Щекочет, но держусь. Ездил с Митичк[ой] верхом. Видел Гусарова жену — как хорошо, ч[то] она оч[ень] некрасивая. Записать надо кое-что, но некогда. Иду отдыхать.

Обед, как обыкновенно. Вечером читал Конфуция и говорил много и хорошо с Ив[аном] И(вановичем] об изданиях и книг о религиях и копеечных изданиях На кажд[ый] День.
25 Авг.
Встал довольно бодро, вышел — и первый блин комом: мужик Новосильский просит помощи, и я спешил итти и недобро поговорил с ним. И сейчас же стало стыдно. И так радостно б[ыло], когда он догнал меня, и я поговорил с ним по-братски, попросил у него прощения. Дома составлял первую книжечку: Для души. Надо 12 книг. 1) Для Души. 2) Весь закон в любви. 3) Бог в тебе. 4) Бойся греха. 5) Бойся соблаз[на]. 6) Бойся ложной веры. 7) Один закон для всех. 8) Истинная наука. 9) Истинная свобода. 10) Жизнь в том, чтобы приближаться к Богу. 11) Нет смерти. 12) Всё благо.
Теперь 12-й час. Видел прекрасн[ый] сон Хочу. записать. Оч[ень] б[ыло] хорошо
23 Окт.
Спал хорошо. Всё хочется писать. Пошел гулять. Слаб. Болит поясница. Вернулся, сначала не хотелось, а потом написал сон свой о Генри Дж[ордже Одна из главных причин ограниченности людей нашего интелигентного мира это погоня за современностью, старание узнать или хоть иметь понятие о том, что написано в последнее время. «Как бы не пропустить». И люди, следящие за современностью, ничего не знают, а следят и набивают себе голову мякиной, сором, кот[орый] весь отсеется и от к[оторого] ничего не останется.
Есть самоотречение телесное и самоотречение духовное. Первое это отдать другому пищу, когда тебе самому есть хочется, отдать деньги, труд... Второе это то, чтобы отдать славу доброго дела другому, прослыть дураком, дурным человеком для того, чтобы исполнить требования совести, закон Б[ога], любви.
24 Окт. Написал письмо Ч[ерткову]. Перечел написанное утром и ужаснулся — как плохо. Не стану тратить времени на поправку.
Сегодня проснулся еще слабее, чем вчера. Прошел по саду.
25 Окт.
Вечер вчера читал Мещ[ане] Горьк[ого]. Ничтожно..
То, что должно бы быть основою всех знаний, если не единственным предметом знания — учение нравственности — стало для некоторых не лишенным интереса предметом, для большинства «образованных» — ненужной фантазией отсталых, необразованных людей.
26 Окт.
Не спал до 3-х, и б[ыло] тоскливо, но я не отдавался вполне. Проснулся поздно Не мог Заснуть. Слаб, но лучше. Иду обедать.
27 Ок.
Здоровье не худо. ХодилОдно хотел записать, это — мое ясное сознание своего ничтожества во всех отношениях.
28 Окт. Е[сли] б[уду] ж[ив].
[28 октября.] Как раз оказалось сомнительно, ч[то] буду жив: слабость, сонливость. Заснул в 5-м часу и спал до 8. Оч[ень] слаб. На душе оч[ень] хорошо.
29 Окт. Проснулся поздно, [в] 10-м часу. Опять неестественно много спал. верно объяснил. . 5 часов, ложусь спать.
Из записной книжки. 1) Не судить ни на словах, ни в мыслях и потому тем менее заботиться о суждении людей. А то самое обыкновенное — тот, кто весь живет заботой о мнении людей — осуждает почти всех людей, каких знает.
[2)] Помоги мне, Господи, ни на словах, ни в мыслях не судить людей, за то и не заботиться о их суждении обо мне.
[3)] Желание блага есть жизнь, понял, что личность и все ее интересы сон, и желание блага направляется на всё — любовь.
[4)] Сон с своими периодами полной бессознательности и полупробуждениями сознания, дающими материал для запоминаемых сновидений, и наконец полным пробуждением — совершенное подобие жизни с бессознательными периодами, проявлениями сознания запоминаемыми, всё более и более ясными, и наконец смертью, полным пробуждением. Хотелось бы сказать, что жизнь до рождения, может быть, была такая же, что тот характер, который я вношу в жизнь, есть плод прежних пробуждений, и что такая же будет будущая жизнь, хотелось бы сказать это, но не имею права, п[отому] ч[то] я вне времени не могу мыслить. Для истинной же жизни времени нет, она только представляется мне во времени. Одно могу сказать: то, что она есть, и смерть не только не уничтожает, но только больше раскрывает ее; сказать же, что было до жизни и будет после смерти, значило бы прием мысли, свойственный только в этой жизни, употреблять для объяснения других, неизвестных мне форм жизни.
31 Окт.
Главная причина непонимания жизни после смерти — это невозможность представить себе жизнь вне пространства, вещества, времени и движения. Мы можем только сознавать ее, но не можем представить.
Из записной книжки:
1) Нет такого Бога, который мог бы исполнять наши требования, есть только такой, требования которого мы должны исполнять.
2) Не то, чего я хочу, а то, чего Ты хочешь. Перед Богом. Хочу жить с Тобою не для себя, а для Тебя.
3) Вся тайна в том, что есть нечто непреходящее, соединенное с временем и пространством; нечто это — сознание
[14 ноября.]
Пропущено 12 и 13. Нынче 14 Нояб.
12. Ничего особенного.. С утра был бодр, а теперь оч[ень] слаб. Иду завтракать. . Вообще устал, устал от жизни. Выспался, пора проснуться. Одно, одно хорошо: делай поведенное, и если уж не любить всех, то не не любить никого.1) Утонченное духовное наслаждение для души, вроде гастрономических деликатес[ов] для желудка, это — доброе, ласковое, не притворное любовное отношение к человеку, оскорбившему вас, и еще утонченнее, если удастся без его ведома сделать ему добро

16 Н. Е[сли] б[уду] ж[ив].
[17 ноября.]
Был жив, но очень б[ыл] слаб. Ночь спал тяжело. Еще вчера было так тоскливо просыпаться и начинать день, что я записал где-то: неужели опять жить!
18 Н. Е[сли] б[уду] ж[ив].
[18 ноября.]
Жив. И даже оч[ень] хорошо себя чувствую от живого сознания возможности жить с Богом и Богом. Ходил гулять утром и перед сном. Не могу передать этого сильного, странного, колеблющегося чувства — сознания возможности жизни только для Бога, для исполнения Его закона. То же чувство, когда сознаешь себя органом, каналом, через к[отор]ый проходит только в этом мире неподвижное, невещественное, безвременное, внепрострапственное начало, к[отор]ое мне дано сознавать.
19 Н. Е[сли] б[уду] ж[ив].
[19 ноября.]
Жив. Мало спал, но приятно возбужден. Нынче мне всё хорошо, и стыдно сказать, всё от того, ч[то] желудок освободился. Не хочется верить, — так много духовного в эти периоды телесного здоровья. От Леонида Семенова прекрасное письмо. Как радостно и благотворно общение с такими людьми! Сейчас постараюсь ответить ему.
1) Прощение не имеет смысла для христианина. Понятие прощения вытекает из нехристианского чувства и понятия наказания — мести.
2) Любовь есть желание блага предмету любви, и потому любовь ко всему есть желание блага всему и производит согласие, мир, единение; любовь же к себе есть желание блага одному себе и производит вражду, борьбу, раздор. Кроме того, любовь ко всему включает любовь к себе, любовь же к одному себе исключает любовь ко всему. И потому любовь ко всему побеждает любовь к себе, и в этой победе жизнь и каждого отдельного человека, и всего мира.
Завтра приезжают музыканты. Спроси[л] себя перед Богом и нашел, что безразлично. Иду обедать.

ББК 84.Р6
АЛЬМАНАХ ЕБЖ
«Если Буду Жив».
– Красноярск: «Литера-
принт», 2016. – 240 с.
Автор идеи, составитель
и издатель Николай
Николаевич Ерёмин.
Подношение любителям словесности ко дню рождения
Льва Николаевича Толстого (28 августа (9 сентября) 1828 –
7(20) ноября 1910)
Тираж 100 экз. пронумерованных, подписанных


Рецензии
Я Вас люблю
За то что Вы есть
За то что есть не Вы

Лиль-Лель   26.07.2016 22:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.