Святая Ночь Варфоломея. Притча-входит в сборник Ад
Притча-входит в сборник "Адаптер".
"Святая Ночь Варфоломея"(сокращенный вариант):
также входит входит в серию рассказов из Легенды о Шуте и Мудреце "Джокер".http://www.stihi.ru/2015/10/11/3916
Я развернул холодный свиток...В нем кожа золотом обвита
Тесненный текст, пергамент, бита, шкатулка полная каменьев
И тексты, что я вам даю.Пергмент* создан в том краю
Где краски цвета не меняют ,как кровь струятся и пылают
В них самоцветною игрой каменья чистою водой...(А.-В.)
Притча "Святая ночь Варфоломея" написана в ключе рондо, окончание рассказа предполагает продолжение темы, но уже в других рамках.
Так же как и Мондельштам ,строчка из произведения которого, приведена в притче, победившей в одном из конкурсов на заданную строку, автор , говоря о Страшной Высоте опускает описание действительно ужасающей и кощунственной картины восхождения на эту высоту Апостолов принявших мученическую смерть.
Так,сам Апостол Варфоломей, был дважды распят. Один раз он был исцелен Спасителем. Второй раз его распяли и живьем сняли с него кожу. Именно с этой кожей и Изображают Апостола Варфоломея.Кроме этого атрибутом святого является орудие его мученичества- нож ( ножницы).
Варфоломей на "Тайной Вечере" Леонардо, согласно принятой идентификации — первый слева. Зодиакальным соответствием Варфоломея выступает созвездие Скорпион.
Дэмьен Хёрст, 2006 год. «Святой Варфоломей. Утончённая боль».Памятник:
Нужно сказать, что всех Апостолов изображают с орудиями их мученичества. Осознание этого и приводит к истинному пониманию "Страшной высоты", к которой мы возносим свои молитвы...
У Мондельштама это души загубленных жителей "Петрополя", построенного когда-то на костях и крови жестоко мучимых непосильным трудом и ужасными условиями жизни людей ...
Исторически его "Петрополь" вновь и вновь возвращается на эту страшную высоту...
В притче автор использует образ блуждающих огней,называемых еще "свечей покойника" или огоньки, связанных с болотными духами и легендами о них. Акцентой частью многих легенд является поиск клада , который оказывается проклятым ...
Преодоление гибельного желания присвоить себе проклятое золото Праведным человеком, приводит его в церковь, двери которой не закрыты в Ночь Варфоломея...(Г.И.М.)*
“Я не эти вещи приобретаю, а ищу душ человеческих, и если приобрету их и введу в небесные селения, то явлюсь великим купцом перед Господом”,- сказал Апостол Варфоломей в ответ на царские дары за исцеление им дочери царя, отвергая несметные сокровища...
(Сокращенный вариант)
1
Однажды сердца не жалея, я вышел в ночь Варфоломея
Чтоб помолиться за других-мне не знакомых и чужих.
Никто не ставит им свечей.
Никто дорогу не укажет для них молитвою своей.
Душа блуждать во тьме осталась -
Средь огонечков задержалась в надежде отыскать себя,
Старик, а может и дитя...
Ни там ни здесь- между мирами сияют блеклыми огнями.
Иль пламенем свечи горят, при этом даже не кадят.
Но есть тот день среди людей, когда на Cтрашной Высоте
Блуждающий огонь живет простой молитвой вознесенный:
Погаснет пусть или спасенный вернется в лоно скорбных душ
Чья жизнь насильно прервалась, как песня вдруг оборвалась
2
Я времени терять не буду-Все,что увидел расскажу
И свечи в церкви заменю:
На высоте приподнятой руки Блуждающий огонь горит повсюду
Стекаются подобно чуду с низин болотных огоньки
Перед лицом опасно замирают , дрожат смеясь и завлекают
В непроходимые места ...
Хохочет филин иногда"Свечей покойника" пугая ,
А то вдруг с ветки облетая Уводят в гиблые места
Зеленые свечения огней погубленных насильственно людей...
Варфоломей бы многих спас, но нужен Праведник подчас.
Да, было жутко мне друзья !И я бы ,честно говоря,
То испытанье не прошел,когда бы книгу не прочел.
Там на спасение свое надежды каждый полон.
О, когда б вы видели огни что ожиданием полны
Среди трясин и смрадной тьмы!
3
Святая ночь Варфоломея! Спасутся ль Праведной душой,
Иль вновь покроется все тьмой дыша болотом и рекой?!
-Идет! Идет! Вновь заманили! Удачна ночь, не упустили!
Сидит на кронах воронье сверкая темными очами
Следя за страшными огнями,
А те, скопясь во рву глубоком, все ждут дыханье затая:
Свят иль пропащая душа -вопрос то шкурный господа!
Молчит и сам Варфоломей:
Решай же путник поскорей раскрыть ли миру преступленье
Иль клад проклятый обрести- в своей котомке унести
И силу передать проклятья как кожу снятую на Платье
Что Свиткой Красной обернется и будет жалить словно солнце
Над раскаленною пустыней, пока ты не найдешь того
Чье перепрятал ты добро ?! Тут от добра Добра не ищут!
Как волки в чистом поле рыщут, снимая скальпы на ходу!
К добру пришел, иль на беду?,- как будто филин вопрошает
Глазами страшными сверкает готовый кинуться впотьму.
*
О...да,страшна та Высота! Невероятное служенье
Поступком вымолить прощенье всем неприкаянным!
Вода сиянием огней полна- утопших после ограбленья
Все ищут силы для прощенья своих обидчиков
Когда , хотя б одна нашлась душа способная от клада отказаться-
Они б поверили в людей!
И меньше стало бы огней блуждающих в потоке дней.
Но чу!-столпились у дверей! ...
Не закрываем мы церквей для душ спасенных Свят ночей...
-Зачем ты здесь?
-Я клад принес...
-(От страха мокрый иль от слез ..?)
Я развернул холодный свиток...В нем кожа золотом обвита
Тесненный текст, пергамент, бита, шкатулка полная каменьев
И тексты, что я вам даю.Пергмент* создан в том краю
Где краски цвета не меняют ,как кровь струятся и пылают
В них самоцветною игрой каменья чистою водой...
Все это лентой голубой было прилежно перевито
На ленте алой ордена,Орден Апостола Андрея
Все остальное господа перечислять не буду я
Вот кортик в ножнах янтаря я бы не смог не описать
Иду...свою тетрадь искать, планшет- хотел я вам сказать):
4.
Из кожи лезть, иль драть три шкуры- не в этом дело господа.
Здесь все решает Высота...Ее не взять одной молитвой.
Пойдут две души за одну:
Ограбь Беременную, ну и сразу дважды ты распят
Варфоломея топкий взгляд тебя отметит
И напрасно молить Святых ты станешь!
Я...все сказал вам господа...
Но и невинных Там спасут: Две души как одна пойдут
Единородною тропой, единородной судьбой.
Их в триединстве воплощая заранее грехи прощая
Тем, кто поможет им в пути.Но где таких,мой Бог,найти..?
Немало есть у нас ребят, кто сможет злато в храм принять
Иль в свою шкуру завернуть расписанную куполами
Молитвы с чистыми крестами, чтоб храм построить на Крови
Где "Не убий","Не укради", "Не порывай глаз на чужое"...
Такое, в общем то простое, в залоге правило для всех
Но правит Жадность...как на грех.
Однако брошенных спасая ,Словом Святым сопровождая
Труды их тяжкие...порой все возвращается с лихвой.
(Благодарю Духовник мой, за то, что следуешь со мной.)
*
И донеслось тут до меня:
-Придуман Ты-Придуман "Я"...
Нет ни позиции ни Прозы -одни намеки или позы,
В стремленьи вывернуть,ввернуть,и если есть возможность- пнуть.
А я как старый добрый кормчий все подбираю на корабль
И свой воздушный дирижабль тех, кто в "борьбе" не устоял.
Мир лицемерья, безучастья,с большой претензией на "счастье".
Не все, конечно, правды ради,но множество!...Забавы для?):
Иль в безысходности своей не могут провести и дня
Без Маскарада и Страстей? ...Стоят толпою у дверей,
Или заглядывают в окна,иль зазывают в круг "невест",
Иль вдруг поставят на вас крест,и "безучастно" наблюдают
Как люди снова подбирают к сожженным сайтам те ключи,
Что были взломаны во тщи.
А Геростраты Кораблей гремят ключами у дверей
В смешке свергая королей вновь обозначенных сетей.
Однако молча наблюдают за этим цирком из глубин
Как некий древний Саладин* за продвиженьем Крестоносцев
Дыханьем сотен копьеносцев в борьбе за лучший "Талисман"**
Без "Обрученной"...(Но роман,однако принят был терпимо
Хотя по разны берега Стоят и ныне...)
Чрез века Борьба проникла в наши сети как деньги, что дают в конверте
Минуя гибельный налог, забрав лишь души под залог.
Остались Стольники в печали утратив высшие Граали
Страдают молча Синешали как будто их в полон здесь взяли
Нас как и прежде предают и Чаши с ядом подают.
Но Синекуры их не пьют без попеченья о душе
Тем более в чужом клише.
А я стою столбу подобный, да это ж Петр...Преподобный!
С Афона! Сам! Весь- во плоти!О Господе меня прости.
А тут и он- Апостол Петр- Идет, ключи перебирает
Иконы ими отворяет,из них выходят как с дверей
Сонмы Святых!
У звонарей глаза округлились, оне все кинулись сей час ко мне!
*
-Кружит звонарь по церкви снова...Знать надышался на болотах
Бормочет что-то, не пойму
-Должно видений видит тьму Щас успокоится, уснет
К утру, должно в себя придет,-Шептались женщины меняя
Священны ризы и цветы.Ну вот и все,друзья мои:)
Но тут услышали они:
-Мой путь-он не из самых легких...(нас выбирают иногда)
Он как погасшая звезда на чьем-то вызженном пути
Где ни проехать, ни пройти - одни лишь крылья за спиной
Над пепелищем нас спасают.Не встретить там души живой
Лишь звезды молча наблюдают...
Великого противостаянья тень беспросветная легла
Планеты каждой на меня... Должно быть- чтоб глаза в глаза
Должно быть, чтоб уста в уста...
Мой путь страданием увенчан, у самых близких на глазах
И Крест теперь , увековечен, отлит в молчаньи и слезах.
Молчанья золотом украшен... и счет за жизнь мою погашен.
И вот проторены пути...Теперь по ним легко идти.
Ты главное свети...свети...не гасни Сердце-
Будет День!Я знаю точно...
Словно тень бегут от глаз , кто должен мне был руку помощи подать,
Но каждый, словно дряхлый тать к кострищу нес свое полено,
Чтобы гореть знать, не сгорать...
----------------
Мне ли не знать, что делать с ними, с надеждами сих стариков?
В каждом Пинокио готов, Благо двойным резцом владею()
Смеюсь над страхом, не жалею о долгом странствии в Пути
Иосифа держу ключи от новой отрасли своей, свети же Сердце, не жалей!
54400-:-64300-:-87000-:-100+22(122)
(Продолжение следует)
*Пергамент-материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древняя рукопись на таком материале.
Материал «пергамент» назван по имени города Пергам в Малой Азии, где во II веке до н. э. имел широкое применение.Его раннехристианская церковь фигурирует в Откровении Иоанна Богослова как одна из семи церквей Апокалипсиса.По свидетельству греческого историка V в. до н. э. Ктесия, кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» .По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. цари Египта в эллинистический период, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем «дифтера» .
У иудеев с древности и до наших дней пергамент известен под названием «гевиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы (Сефер Тора). На более распространённом виде пергамента «клаф» (он же велень от лат. vellum) пишутся также отрывки из Торы для тефиллин и мезуз-(букв. дверной косяк) — прикрепляемый к внешнему косяку двери в еврейском доме свиток пергамента духсустуса из кожи ритуально чистого (кошерного) животного, содержащий часть текста молитвы -Шма.Мезуза должна быть написана от руки глубоко религиозным и высоко квалифицированным софером (писцом) на пергаменте из кожи. Текст мезузы из 15 стихов пишется в 22 строки, содержащие 170 слов из 713 букв.Караимы(тракайский диалект- от др.-евр. — «караим», букв. читающие) записывают священные слова прямо на косяке.
http://www.stihi.ru/2016/07/01/257-более полный вариант
**«Талисман» (англ. The Talisman) — исторический роман Вальтера Скотта, посвященный событиям Третьего крестового похода. Он был впервые опубликован в 1825 году и вместе с романом «Обрученная» входит в цикл «Рассказы крестоносцев» Считается первым романом в английской литературе, где мусульмане изображены в положительном свете.На русском языке роман издавался также как «Ричард Львиное Сердце» и «Талисман, или Ричард Львиное-Сердце в Палестине».В предисловии писатель рассказывал, что ему был интересен контраст между этими героями:
Христианский и английский монарх проявил тогда жестокость и несдержанность восточного султана, в то время как Саладин обнаружил крайнюю осмотрительность и благоразумие европейского государя, и оба они старались перещеголять друг друга в рыцарской храбрости и благородстве. В повествовании романа выясняется, что Саладин и есть Ширкоф, он же лекарь с талисманом...
Салах ад-Дин-в русской и западной традиции Салади;н( 1138, Тикрит — 4 марта 1193, Дамаск)— Султан Египта, Ирака, Хиджаза, Сирии, Курдистана, Йемена, Палестины, Ливии, талантливый полководец, мусульманский лидер XII века. Курд по происхождению. Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом.Самым известным фактом биографии Саладина стала его борьба с крестоносцами. Эти войны нашли своё отражение в многочисленных произведениях литературы и искусства (наиболее известен роман Вальтера Скотта «Талисман»).
Свидетельство о публикации №116072606309