У кого рабская психология?
Иногда я захожу на форумы в "Одноклассниках", где частенько подвизаются тролли, пытающиеся доказать, что на всём протяжении российской истории нам прививали рабскую психологию и потому мы не можем принять европейскую демократию.Европейцы же, в отличие от нас, были людьми свободными. Особенно тролли любят говорить про наше крепостное право, когда крестьян продавали, как собак.Однако история свидетельствует о другом. В то время, когда в Европе процветало рабство, в России его не было, а крепостничество возникло гораздо позже, чем в Европе. Например, в Англии крепостное право установилось в 7 веке и длилось до середины 17 века. А в России в это время большинство крестьян было свободным. Крепостное право на Русь пришло лишь в 16 веке.В допетровской Руси крестьяне принадлежали не помещику, а государству. Власть помещика ограничивалась законом. Помещик был обязан снабжать крестьян инвентарём, зерном для сева, кормить во время недорода и голода. Помещик не имел права убивать и калечить крестьян. За убийство его могли наказать смертной казнью. Крестьяне могли жаловаться на помещика, и по суду его лишали поместья.Государственным крестьянам жилось лучше, их обязанности сводились лишь к выплате тягла в пользу государства.Были ещё крестьяне вотчинные, они обладали правом наследственного владения землёй и могли её продавать и покупать.Лишь при ПетреI крепостное право было расширено. Но следует знать, что, кроме крепостных, в России было много других сословий, например, вольные казаки, посадские люди, купцы, ясачные люди, служилые, однодворцы и т.д. К тому же крепостного права никогда не было в Поморье и Сибири. К моменту отмены крепостного права в 1861 году крепостных в России была одна треть от всего населения.А вот в Европе рабство сохранилось даже в Средних веках. Захватом рабов и работорговлей занимались скандинавы и итальянские купцы. Преступников, приговорённых к каторге, отправляли в колонии и продавали в рабство. В Испании рабство запретили в 1542 году, в Речи Посполитой в 1588 году, в Португалии в 1624 году, в Англии лишь в 1701 году были освобождены рабы, прибывшие в страну, в Литве рабство отменили в 1588 году. А до этого рабы открыто продавались в Марселе, Дублине, Праге и других городах. И, хотя рабовладение было отменено, оно вскоре в 16 веке было восстановлено в ходе освоения Африки. В Европе началась массовая трансатлантическая работорговля, которая процветала до 19 века. Трансатлантическую работорговлю санкционировал Папа Римский Николай V, разрешивший Португалии продавать африканцев в рабство. Работорговлей занимались Испания, Нидерланды, Англия, Франция. Вскоре основным перевозчиком рабов стала Британия. Среди белых рабов преобладали ирландцы.Всего в Британскую Америку и позднее в США было вывезено около 13 миллионов африканских рабов. Из 5 рабов в среднем на плантацию попадал лишь один, остальные умирали. Африка в результате работорговли потеряла 80 миллионов жизней. Европа поставляла рабов в Америку, там они производили сельскохозяйственную продукцию и добывали полезные ископаемые, а затем эта продукция экспортировалась в Европу. Фактически рабы работали на Европу.Отмена рабства в США была закреплена 13-ой Поправкой к Конституции лишь в 1865 году, но с оговоркой. Использовать принудительный рабский труд недопустимо, говорилось в Поправке, за исключением наказанных за преступление. Рабство в США узаконено! Теперь в США 25% заключённых всего мира. Сейчас в тюрьмах США 2,5 миллионов человек трудятся как рабы.Каждую неделю в США вступают в строй 3 новых тюрьмы, потому что тюрьмы отдают в частные руки, а рабский труд заключённых - хороший бизнес.
© Copyright:
Инна Сачева, 2016
Свидетельство о публикации №116072602813
Рецензии
Статью "О потерянном рабстве и рыночной свободе" написал Алексий Чаплин, о котором очень мало что известно. В примечании к публикациям этого человека говорится, что он окончил истфак Запорожского университета по специальности "История Украины", а затем духовную семинарию. В Синодальном отделе просили не связывать публикации этого человека с позицией РПЦ. Лично я скептически отношусь к авторам подобного рода. В Интернете множество статей с критикой позиции этого автора.
Инна Сачева 02.06.2017 17:27
Заявить о нарушении
Дело не в том, что он малоизвестен и вообще не в нём, а в том, что религиозным деятелям дали сейчас такую свободу слова, что они уже не скрывают истинной сути своего учения, потому что чувствуют очень сильную поддержку власти. Но я не хочу развивать здесь полемику. Скажу только, что на протяжении веков - почти тысячелетия - православное учение в России было единственной и господствующей идеологией, важнейшее значение в которой имеет иерархическое учение. А иерархия, как пирамида, невозможна без самой нижней ступени - раба. И вышеназванный представитель жречества понимает это как никто. Тем более (и Вы это сами заметили), что он выпускник духовной семинарии. А догматику там учат тщательно, уж поверьте мне. Просто многих вдруг возмутила откровенность автора статьи из-за совершенно поверхностного знакомства с религиозным вероучением. При ближайшем рассмотрении Чаплина не в чем обвинить, разве только в том, что он написал правду, которой его научили, и опять же только после того, как главный российский жрец, всем известный, назвал права человека глобальной ересью. Да, с религиозной точки зрения он абсолютно прав. А что делает личность несовместимой с рабством как не права и свободы? Теперь вернёмся к началу моего рассуждения. Какой ещё, если не рабской, могла быть психология в стране торжества идеологии, центральными понятиями которой являются "смирение" и "послушание", "раб" и "господин"?
Солодков Николай Анатольевич 02.06.2017 18:39
Заявить о нарушении
И среди духовенства есть люди, по-своему интерпретирующие учение православной Церкви, недаром РПЦ отмежевалась от взглядов Алексия Чаплина.Я тоже не хочу вдаваться в спор, который предполагает хорошее знание церковных текстов, лишь приведу одну статью, которая полемизирует с пониманием роли православия в насаждении рабской психологии, как утверждает Алексий Чаплин.
http://fulas.livejournal.com/45559.html
Инна Сачева 02.06.2017 20:16
Заявить о нарушении
Послание к Ефесянам 6:5-8
«Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом",
Послание к Колоссянам 3:22-25
«Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога",
1-е послание Тимофею 6:1-2
«Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести",
Послание к Титу 2:9-10
«Рабов [увещевай] повиноваться своим господам, угождать им во всем",
То же – и в 1-м послании Петра 2:18-20:
«Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу».
Солодков Николай Анатольевич 02.06.2017 20:46
Заявить о нарушении
Всё, что касаемо вероучения трактуется по-своему в разрез с каноническим пониманием, всегда считалось и считается ересью, и это тоже признак рабской психологии: не сметь думать по-своему иначе анафема.
Солодков Николай Анатольевич 02.06.2017 20:59
Заявить о нарушении
Николай Анатольевич, жаль, что Вы так и не прочли статью о понимании словосочетания "Раб Божий", которую я Вам посоветовала. А в ней справедливо указывается, что Христос жил в конкретной культурно-исторической обстановке, где понятие "раб" у евреев сильно отличалось от понятия "раб" у римлян.Например, у Авраама- отца еврейского народа- был раб Елизар, который считался его наследником пока не родится у Авраама сын. (Бытие, глава 15, стих 2-3). О подобном же говорит и книга Притчей Соломоновых: "Разумный раб господствует над беспутным сыном, и между братьями разделит наследство" (глава 17, стих 2). Закон Моисеев запрещал навсегда обращать своих соплеменников в рабство (исход, глава 21, стихи 2-3). Часто слово "раб" использовалось в Библии как формула вежливости при обращении к вышестоящему.Например, так называл себя Иоав, командир войска Давида (2-я Книга Царств, глава 18, стих 29). Или, например, свободная женщина Руфь называла себя рабой, обращаясь к своему будущему мужу Воозу (Книга Руфь, глава 3, стих 9).Священное Писание именует рабом Господа даже Моисея (Книга Иисуса Навина, глава 1, стих 1). Библейский раб был членом семьи и ничего обидного в слове "раб" евреи того времени не видели.Хороший раб верно и преданно служил своему господину не из-за страха, а по велению сердца, так как считался членом этой семьи.В наше время словосочетание "Раб Божий" выражает лишь религиозное чувство, которое вполне свободно, потому что человек волен выбирать, верить ему в Бога или нет.Сам Христос говорил так: "Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями..." ( Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 14-15). А что заповедует Христос и за что Он называет Своих последователей друзьями? Это заповедь о любви к Богу и ближнему. Когда заповедь исполняется, человек обнаруживает полную зависимость от Господа, который Сам есть Любовь (1-е Послание апостола Иоанна, глава 4, стих 8).Именно Церковь проповедует, что рабы и господа равны перед Господом, эта идея постепенно и привела к отмене рабства. Церковь не занималась революцией, а лишь призывала людей к изменению в своих сердцах. В Послании Пала к Филимону говорится именно о братстве во Христе раба и господина. Да и Христос говорил, что Он пришёл на землю не для того, чтобы "Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Евангелие от Марка, глава 10, стих 45). И апостол Павел пишет, что Христос для спасения людей "принял образ раба" (Послание Филиппийцам, глава 2, стих 7).
Инна Сачева 03.06.2017 07:50
Заявить о нарушении
Тогда не понимаю, чем Вам не нравится статья Чаплина, ведь она о рабской психологии именно в библейском ключе и написана со всеми соответствующими ссылками, в том числе и на исторические реалии. И именно такими рабами была основная часть населения средневековой Руси. И именно о таком рабстве и мечтают сейчас церковники, правители и прочие властные и богатые деятели, только в отношении народа. К чему тогда Ваши размышления под названием "У кого рабская психология?" В чём их смысл? Рассуждения, не отличающиеся последовательностью, бессмысленны. Вы отвергаете рабскую психологию и в то же время оправдываете её. Я Вам привёл конкретные цитаты из различных посланий апостолов. Это Новый Завет, которым в первую очередь руководствуются христиане. И в этих выдержках понятие раб имеет не какое-либо иное значение как "зависимый, угнетённый человек". Вы пишете: "Хороший раб верно и преданно служил своему господину не из-за страха, а по велению сердца, так как считался членом этой семьи". Судя по всему, Вам глубоко симпатично положение этого раба, и Вы бы хотели иметь такое же "веление сердца" служить господину и быть членом его семьи. Но ведь это "веление сердца" и есть рабская психология. Идеальное крепостное право. Об этом и Чаплин пишет. Я вовсе не против добровольного рабства. Человек волен распоряжаться своей свободой. Мне просто непонятна Ваша позиция, потому что представленное Вами, скажем так, эссе написано несколько двусмысленно, как и ответные аргументы. Например, Вы пишите: "Закон Моисеев запрещал навсегда обращать своих соплеменников в рабство". Отчего же, если раб в обществе евреев занимал такое завидное положение ( цитирую "понятие "раб" у евреев сильно отличалось от понятия "раб" у римлян"), что мог быть даже наследником?
Теперь о еврейско-римских понятиях. В римской империи, в состав которой входила и Палестина, Ветхий завет был переведён в 3-1 веках до н.э. с еврейского на греческий, который был одним из двух официальных государственных языков (вторым была латынь). А чей язык, того и понятия. Нам известно, что значило быть рабом в римской империи. Если рабы время от времени восставали, значит их положение было не самым приятным. Славянский перевод Библии, в том числе Ветхого Завета, был выполнен с греческого языка. Подводя итог всему мною написанному, отмечу, что понятие раб в русском языке согласно толковому словарю Ожегова имеет три толкования, общее значение которых - это состояние человека, вольно или невольно лишённого свободы.
Солодков Николай Анатольевич 03.06.2017 11:04
Заявить о нарушении
Вы пытаетесь свести Библию к трудам Маркса и Энгельса и удивляетесь, что Библия не осуждает рабство как социальное явление и что в Библии почему-то не бродит призрак коммунизма. Наверное, всё же нужно понимать разницу между "Капиталом" и Библией.У Библии совсем иные задачи, которые лежат не в социальной, а в духовной плоскости.Библия писалась, когда на земле процветало рабство, поэтому пишущий и исходил из реалий того времени. Если были рабы и рабовладельцы, то нельзя в этом обвинять пишущего.Где-то рабовладение было менее тягостным, где-то более, но другого не было. Если у евреев отношение к рабам было не таким жестоким, как у римлян, виноваты ли в этом написавшие Библию? Может, нужно было заставить евреев переписать Библию перед тем, как перевести её на греческий язык? И как понять Ваши слова"именно о таком рабстве мечтают сейчас церковники и правители в отношении народа"? Они мечтают о рабстве, которое было у древних евреев? Это,по меньшей мере, странно. Таким же странным является Ваше утверждение: "Вы отвергаете рабскую психологию и оправдываете её... Вам глубоко симпатично положение этого раба и Вы бы хотели иметь такое же "веление сердца" служить господину". Неужели я именно это утверждала? Неужели я где-то написала, что мне глубоко симпатично положение раба? В своей статье "У кого рабская психология?" я не оправдываю рабскую психологию, а всего лишь пытаюсь с помощью исторических фактов опровергнуть утверждение, что европейцы, в отличие от нам, были людьми свободными. Вы же пытаетесь вплести в исторический материал абсолютно иную - духовную сферу и на этой почве показать, что рабская психология была именно нам присуща, как бы не замечая, что и европейцы тоже приняли христианство.Я ещё раз подчёркиваю, что люди, писавшие Библию, имели совсем иные цели, они не призывали к революции и смене строя, не давали социальную характеристику рабовладения,они преследовали духовные цели.Они пытались смягчить сердца хозяев жизни, сделать людей равными перед Богом и даже осудить бездуховное богатство: "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие". "Горе вам, богатые!" (Лк.6:24). Христианство сыграло роль великого воспитателя, смягчившего нравы и превратившего рабовладение в нечто противное для верующего человека.Целью Библии является не социальное переустройство общества, а его духовное возрождение. Человек, который обрёл спасение от рабства греха, поймёт, что нельзя порабощать другого человека. Человек, который испытал Божью благодать, будет милостив к окружающим, и это является библейским методом прекращения рабства.
Инна Сачева 03.06.2017 18:07
Заявить о нарушении
Мы с Вами говорим на разных языках. Понятия, к которым вы апеллируете, а именно: духовная плоскость, духовная сфера, духовные цели, духовное возрождение, Бог, бездуховное богатство, спасение от рабства греха, Божья благодать - для меня абстрактны, потому что я атеист, и глубоко убеждён, что нравственность не является продуктом религиозного мировоззрения, но может быть серьёзно искажена его влиянием. Понимаю, что попытки объяснения абстрактных понятий были, есть и будут предметом бесплодных споров, потому что являются порождением веры, а не знания, поэтому не утруждайте себя и я на этом закончу.
Солодков Николай Анатольевич 03.06.2017 19:00
Заявить о нарушении
Прошу прощения у уважаемых авторов, но ваша беседа показалась мне достаточно интересной.
Инна, если позволите, я задам вопрос Николаю:
Вот Вы, Николай Анатольевич, причислили себя к атеистам, я правильно поняла?
Если так, значит Вы уверены в своих силах, в своем будущем ну или хотя бы в завтрашнем дне. Вам кажется, что Вы можете управлять течением своей расписанной по минутам жизни. Но вот однажды, допустим (не дай Бог, конечно), узнаёте о не очень приятном медицинском диагнозе. И с каждым разом Вам может становится всё хуже. И постепенно приходит понимание того, что ничего не помогает и Вы уже не властны над своим состоянием. Мне, по долгу моей работы, приходилось часто разговаривать с людьми, оказавшимися один на один с тяжелым недугом. Поверьте, очень многие меняли в подобных ситуациях своё отношение к религии, к духовным законам. Я хочу сказать, что человек, не всегда готов принять то, что он в этом мире не вечен. Если он атеист, то что его ожидает? Могила и тлен. Вы готовы к этому? Вам не страшно?
Лена Соколова 18.06.2017 19:13
Заявить о нарушении
Елена, если Вам интересна позиция атеизма, то по всем волнующим Вас в этой области вопросам предлагаю Вам послушать лекции Дулумана, Докинза, Хитченса, Хариса, Невзорова, которые легко обнаружить на просторах интернета. Если Вам интересно моё мнение, пишите в личку, но с условием: Вы должны дать своё развёрнутое понимание или представление с обоснованием о том, что Вас интересует. Тогда и поговорим.
Солодков Николай Анатольевич 19.06.2017 10:52
Заявить о нарушении