сёсэцу в общем и хайку в частности Ча2
`
Когда-то в Хайкупедию заносила статью о поэте хайку Исида Тэцуо. За основу взяты очерки А. Долина, но еще гуглила фотографии, какие–то японские сайты, давала ссылки, читала его стихи. Достаточно интересное занятие это, наполнять текст объемом.
Так вот этот поэт в своем раннем творчестве писал в стиле модных тогда ватакуси сёсэцу, "эго-романов".
Процитирую http:///clck.ru/A334h
"Хакё (это его хаимэи, хайку–псевдоним) пытался в хайку вести своего рода лирический дневник своего холостяцкого существования в Токио, с дотошной тщательностью отмечая все незначительные события и впечатления, будь то завтрак, посещение библиотеки, встречу со знакомым, свидание с девушкой – все это, разумеется, в типичной для хайку суггестивной манере. Критики справедливо отмечали сходство стиля ранних хайку Хакё с жанром чрезвычайно популярного в то время эго-романа (ватакуси сёсэцу) — натуралистического повествования об ординарных событиях ничем не примечательной жизни. Писатель Ёкомицу Риити даже предрекал, что поэт вскоре перейдет к прозе. Тем не менее Хакё остался верен поэзии, заявив: «Хайку и есть мой эго–роман».
"
"Хайку и есть мой эго–роман", примерно то же самое поясняю и я, когда говорят, что много автора в стихе.
То есть хайку – не только картинка. Русское хайку тем более не совсем интересно картинкой, потому что русские хайдзины часто и довольно масштабно грешат отсутствием киго. А без киго показать картинку – все равно что сказать "А" только черточкой с наклоном вправо. А там еще кроме этого две черточки (обратите внимание):)
К слову сказать, почитала про сёсэцу в принципе. У них там ("заграница нам поможет"(с) все довольно странно подразделяется. Не по содержанию, а по форме. Есть маленькое сёсэцу, сколько–то там букв, есть среднее, а есть большое. И названия так же даны – маленькое, среднее, большое.
Есть интересное сейчас направление прозы – мобильные сёсэцу.
Это сёсэцу, которые создаются с помощью мобильных устройств и с их помощью же распространяются – кэйтай сёсэцу.
Кэйтай сёсэцу состоят из 70–100 слов, маленькие главки, максимум 200 слов. Появились в 2003 году и стали популярны настолько, что сейчас даже выходят бумажные, раскупаемые миллионами, тиражи. В этих мини–романах так же отражается повседневная жизнь. Какие–то истории, романтические и не очень. Разные. О жизни.
Как хайку – о жизни.
Только хайку – с киго.
Если есть киго, есть куда расширять свое внимание. Пусть даже вторая часть будет авторская.
"Дневничковая". Почему это ругательство и пошлость не совсем понимаю.
В Турнире–1500 второй автор, мой друг Ганзи Цу, поборник именно картинных стихов. И вот к пятнадцатому или двадцатому туру я просто взмолилась дать мне автора. Автора! Соответственно туры стараюсь задавать именно в том плане, чтобы таи соответствовал наличию его. Ему трудно, конечно. Но...
"Картинки" хороши, бесспорно и не нуждается это даже в обсуждении, но в плане вечности для меня важен человек, друг. Его состояние и его нахождение в мире, в космосе, как частички этого мира, и космоса, без которого они (и мир и космос) будут неполными.
Как был какой–советский мультфильм, который показывал как снимается фильм. Вот там тоже был автор... Смеюсь.
Сёсэцу–фу – хайку со вкусом ветра...
И я не понимаю пока, почему их сравнивают с ториавасэ в "Азбуке хайку". Похоже, надо идти к первоисточнику.
Продолжение может быть и последует...
Свидетельство о публикации №116072500831
а кто сказал что дневничковое это ругательство? автора в студию!
эх, фильм, фильм, фильм. А причём тут автор?
спорим, что и без киго можно показать картинку? как два пальца об асфальт!
эго-роман-хайку!? шутите! нет русских трехстиший рОманов? даладна! вы меня веселите!
термин давно минувших дней:
трасс - Трёхстишие-РАССказ - сёсэцу–фу (хош с ветром, хош без - или бес:))
есть для меня эталон - хайку где автора в хайку нет (извините за тавтологию)
я много раз их приводил - ворон, лягушка Басё. И всем авторским (типа "дневничковым") хайку до них как до Фудзи (дз - это очень звонкое З?) от массквы пешком.
Давайте попляшем от печки, тоиссь от танка (вака)
танка это хокку+агэку.
хокку это природный образ, агэку - тёся но сондзаи (присутствие автора)
через ренга получаем что хайку - первые три строки это природный образ, а присутствие автора осталось ЗА ПРЕДЕЛАМИ хайку. Вот и получается что в настоящих хайку автора нет!
логично?
картинки мож и хороши, но не всякая картинка это хайку. Нужно ДО картинки и ПОСЛЕ картинки показать в хайку, и тада бу хайку.
Ганзи Цу поборник картинных стихов? Снова меня веселите)))
Ганзи поборник авторских стихов - дневничковых хайку. Моё название таких стихов - селфи-хайку.
Курума Такуми 26.07.2016 23:52 Заявить о нарушении
Дневничковое? Симидзу–сан, говорят, их ругает)
Мульт про "фильм, фильм, фильм..." я не пересматривала, но по памяти помню, что там в конце автор есть), испуганный.
По поводу эталонов, Ичи.
Сколько у Басё стихов мирового достояния?
Мне лень сейчас гуглить, но вроде бы что–то около 2000 штук. Дошедших.
И два стиха их них растиражированны? Не слишком ли мало?
Не спорю, просто рассуждаю.
Стиль у него (имхо) тяжелый, в основном, прям сейчас ложись и помирай. Есть, конечно, лёгкие стихи. Вот хоть про ласточку, что "не урони комочек глины" в чашку с сакэ.
Но в основном у него негативная поэзия.
К чему? Так вот, в других стихах, не этих двух растиражированных и волшебным образом раскручиваемых и до сих поддерживаемым как престиж - он вполне проступает как автор. Его дневниковые вещи, по тропинкам севера или соломенный плащ... Куча автора там. И не боится этого. Может, конечно, он проступает в переводах, но про это мы поговорим в следующей жизни, если приведется быть японцами нам.
Иса Лариса 27.07.2016 04:30 Заявить о нарушении
Танка это каминоку и симоноку. Исторически так сложилось ранее. Сложилось ранее, чем что танка это хокку и агэку.
Кто сказал, что хокку это природный образ, а агэку автор? Классические рэнга, касэн. В схемах везде две первые строфы пейзажные, то есть они обе предполагаются без человека. Без автора.
Через рэнга выйдя на первую строфу неможно получить современные хайку, это есть "хокку". Вы хотите сказать, что хайку это хокку? Тогда это самое краткое и емкое определение. Дальше можно уже и не танцевать).
Я не согласна про хокку, что оно дает хайку. Хокку должно писать так, чтобы было куда раскручивать рэнгу. Хайку - это мгновение. То есть исторически у них, так же,сложилось.
.
Еще, восточное творчество это больше явления природы, чем изображения природы. Например, про мономанэ, вспомнить если...
.
Сэлфи-хайку?! Новомодное словечко, пустьбит)
Иса Лариса 27.07.2016 05:30 Заявить о нарушении
Иса Лариса 27.07.2016 05:40 Заявить о нарушении
Кто такой Влад? Может мы с ним единомышленники и нужно пообщаться?
Не, Симидзу не ругает дневничковые хайку, просто констатирует что есть такие хайку - дневничковые (к которым кстати и относятся стихи Басё о своих путешествиях - записи в дневник). То есть всё-таки это хайку, но тык скыть ниже хайку, в которых нет присутствия автора.
Я тоже не помню точно сколько хайку у Басё, кажется около 3500.
Так ведь и Сики говорил что у Басё негативная поэзия.
Зачем повторять, что до Сики хайку назывались хокку?
И Сики реформировал помимо хайку и танка, верно?
Танка - две строфы, в первой природный образ, передающий некие чувства, во второй отношение автора к этому образу - то есть это и есть присутствие автора.
"Сэлфи-хайку?! Новомодное словечко, пустьбит)
Иса Лариса 27.07.2016 05:30"
Кажется Вы невнимательно читаете мои ответы.
О селфи-хайку я писал 11 июля:
2 степень
- дневничковые хайку - авторские хайку
3 степень
-селфи-хайку - гиперавторские хайку (я, опять я, снова я. в каждой строчке я)
правильнее 2 и 3 степень называть не хайку а трёхстишия, но можно называть и хайку при наличии двучастности.
4 степень
дневничковые трёхстишия
трёхстишия-рассказы - трассы
5 селфи-трёхстишия
то есть когда написано либо одним предложением либо тремя и более предложениями
6 степень
трёхстрочия - афоризмы, философствование, абстракции, абсурд и прочее
Курума Такуми 11.07.2016 16:19
""Нужно ДО картинки и ПОСЛЕ картинки показать в хайку, и тада бу хайку" – вот это Ваше не поняла."
В хайку так должна быть показана картинка, чтобы Читатель смог ДОдумать до мгновения когда эта картинка приостановлена, и ДОдумать то, что после этого мгновения произойдёт. То есть хайку оживёт. И только в этом случае. А вот в случае присутствия автора, картинка останется застывшей - типа глыба из мрамора.
Курума Такуми 27.07.2016 11:04 Заявить о нарушении
Про селфи-хайку ранее отметила, просто не озвучила. Впрочем, ничего не поменялось - пустьбуит))
Иса Лариса 27.07.2016 15:16 Заявить о нарушении
.
Про ДО и ПОСЛЕ - поняла, спасибо. Где-то соглашусь с Вами, Вы говорите о ёдзё, послечувствовании. Но его нужно добиться словами. И чувствами автора)))
Иса Лариса 27.07.2016 15:23 Заявить о нарушении
Ну, хоть селфи-хайку выцыганил из Вас :))))
Курума Такуми 27.07.2016 20:19 Заявить о нарушении
Иса Лариса 28.07.2016 01:04 Заявить о нарушении
Общаюсь в Фейсбуке.
Но по этому поводу (сёсэцуфу) еще не уточнялась. Просто знаю, что он у англоязов берет инфу, а они берут ее у японцев. ТО есть понимаю, что не пустые слова.
Да)
Иса Лариса 29.07.2016 02:26 Заявить о нарушении