Документальные фильмы Микеланджело Антониони

"Кто ты, кто ты, ангел
 Милый мой, тайну мне
 Свою открой!"
 Пётр Лещенко ("Кто ты?")

Документальные фильмы Микеланджело Антониони (по Википедии):

Побежденные (1953) /Vinti, I/
Канатная дорога в Фалории (1950) /Funivia del faloria, La/
Вилла монстров (1950) /Villa dei mostri, La/
Любовное притворство (1949) /Amorosa menzogna, L' /Lies of Love/
Bomarzo (1949)
Ragazze in bianco (1949)
Семь канн, один костюм (1949) /Sette canne, un vestito/ Seven Reeds, One Suit/
Суеверие (1949) /Superstizione/
N.U. (1948)
Oltre l'oblio (1948)
Рим - Монтевидео (1948) /Roma-Montevideo/
Люди с реки По (1943 (47?)) /Gente del Po/ People of the Po Valley/

          Дорогой читатель, неравнодушный к жизни, к Италии и к себе. Получится или нет, но хочется поделиться наблюдениями. Жизнь обретает краски при встрече единомышленника (-ицы) - находят подтверждение базовые понятия. Ваша позиция в жизни делается устойчивой и, следовательно, комфортной (в хорошем смысле). Как правило, женщины делятся своим эмоциональным настроем, вводя мужчин и друг друга в некоторый ступор с непривычки. Эмоции - основная составляющая мировосприятия женщин. Чувствами, как правило, не делятся. Это сердечный тайник, и к нему надо уметь подобрать ключик. "Буратино" иногда запаздывает, связавшись с горе-учителями Базилио и Алисой. Бывает, "Буратино" подоспел в самый раз, ключик подобран верно, дверца в мир ваших чувств открыта, и вы можете их разделить с единомышленниками (-ицами). Были бы чувства. О них и пойдёт речь попозже.
          Другое дело (особенно для женщин) - мужчины. Немногословны, деловиты, логичны и последовательны. Но есть среди рационально и даже творчески мыслящих мужчин, Микеланджело Антониони. Почему-то он. Я представляю его молодым человеком (хотя ему уже за тридцать), вернувшимся с фронта в 1943 году (куда он был призван в 1942 году) в родную Италию. Италия послевоенная - это постфашисткая и постантифашистская страна. Антониони - ни то и ни другое (ни постфашист ни постантифашист). В этом он похож на врача, давшего клятву Гиппократа. Он с десяти лет до тридцати лет жил при режиме Муссолини. Знает, как сотрудник журналов и газет, что такое фашистская цензура. Писал в фашистском издательстве рецензии на фильмы, и патриотические статьи - в антифашистском. Экономист, по образованию, он должен найти себе применение в стране, где войной разрушена экономика.
          Самым сильным впечатлением до войны стал кинематограф.  Впечатление - вот то, о чём он будет рассказывать языком кинообразов всю жизнь до и после смерти. Его фильмы - это впечатления его души вне зависимости от географии. И всегда базой будут впечатления от страданий бедноты, их непреклонного желания выбраться из нищеты; впечатление от ощущения своего места в семье, среди коллег, с любимыми, со зрителями своей и других стран. Всегда он будет делиться со внимательным зрителем без нажима, открывая ваш мир и впуская в свой. Мир, созидающий гармонию в себе самом. Гармонию, постоянно нарушаемую внешними впечатлениями, постоянно регулируемую внешними впечатлениями и внутренней работой. Гармонию, без которой людям трудно общаться. Гармонию, которой один всегда делится с другим (-гой). То есть, в фильмах он постоянно работает над языком общения. Помогает своим опытом, мудрым не осуждающим "взглядом".
          Ни для кого не секрет, что наши первые впечатления прилепляются к памяти сердца навсегда. Все остальные, приятные и неприятные, могут стереться, первые - остаются, как значимые. Так устроены мы. Антониони своими глазами "увидел" свою Италию и сумел передать в документальных фильмах, что он "увидел".
За зрительными образами "Людей с реки По" стоит впечатление. Также и другие документальные фильмы в зрительных образах передают впечатление Антониони. Это настолько непривычно поначалу, что можно смотреть понемногу. Потом настраиваться не на зрительный ряд, а на внимательное прочтение его - полегче. Я могу рассказать вам своё впечатление, но это бессмысленно. Здесь важно самим погрузиться в фильм. Это, если хотите, всегда разговор тет-а-тет. Мы и во всём так реагируем, автоматически определяя перво- и второстепенное. Но у Антониони всё важно, а из-за ненавязчивости происходящего, кажется, что можно опустить, не обращать внимания. Можно, но тогда вы останетесь после просмотра без Антониони. Другой мастер найдёт ключик к вашему сердцу, и вы почувствуете жизнь, потому что есть с кем разделить ваши чувства. У меня - это Антониони.
          Если вы захотите почитать критический анализ ранних документальных фильмов, вы можете обратиться к Валерию Турицыну и его работе "Документальные фильмы Антониони 40-х годов". Я ничего не понимаю в режиссуре, в киноделе, в кинокритике, поэтому и разбираться в статье не могу и не могу критиковать. Я даю своё впечатление зрителя. Меня не интересует вопрос "как это сделано" и "в какую ячейку киноискусства вставится данный пазл". Полагаю, у меня нет вопросов. Мне интересно, как зрителю, что рассказал Антониони о себе, и о чём он рассказал через себя. И пока он мне рассказывает, я становлюсь сама для себя более понятной и адекватной. В документальном кино это ещё труднее и  интереснее - фильмы не все есть в прокате, и не все имеющиеся переведены на русский язык. Вот и хорошо. Вы будете внимательнее при просмотре.
         Но даже то, немногое, что вы сможете посмотреть, не оставит вас без желания смотреть дальше. И что-то в художественных фильмах будет продолжением впечатлений, показанных в раннем документальном кино. Это молодость мастера, и как молодость всякого человека, она согрета молодыми горячими чувствами и яркими идеями. И как любая молодость близка и любима всю жизнь. Не трудно догадаться, что Антониони любим не за личные откровения, а за то, что показал родство своих личных впечатлений и их близость другим людям. Вот это и есть любовь с большой буквы, как я её понимаю. Достоинство, с которым он относился к своей жизни, он передал другим людям в фильмах.
          Немногословность меня покинула. Вот и хорошо. Тем больше радости вы получите от самого просмотра и общения с мастером, с его духовным опытом. Сороковые-шестидесятые годы 20 века в Италии не многим отличаются от нашей сегодняшней жизни (уж так получилось в нашей стране). И дорогой маэстро ничуть не устарел, а подоспел вовремя. Приятного просмотра тем, кого не отпугнули мои восторги!

24.07.2016 (18.58) 
         
         


Рецензии