Как грамотно подписывать договор с издательством
Давыдов 55
ЧТО ПОДПИСЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ
Договор должен быть авторский. Если предлагают подписать трудовой договор, мол, издатель поручил написать, автор выполнил работу — не подписывайте, потому что создается впечатление, будто все придумал и сделал издатель, а вы так, подмастерье с улицы.
Срок действия договора должен быть разумным — нормально, если издатель получает исключительные права на издание вашей книги сроком на 3 года. Если 5 лет — хуже. Если срок не указан вовсе, возможно это теоретически означает по закону 5 лет, на практике же, если срок сознательно не указан, тут точно кроются ловушки, обязательно требуйте четко указать срок. Главное следите, чтобы не было фразы «на весь срок действия авторского права» — немыслимая подлость, потому что это значит до вашей смерти и плюс еще 70 лет. Также не должно быть и фраз по поводу срока действия «до полной реализации тиража» — это подлость, потому что издатель может вечно держать на складе последнюю книжку вместе со всеми авторскими правами.
В договоре не должны фигурировать произведения, вами еще не написанные. Права на сиквел, приквел, продолжение, римейк и прочее создание новых произведений по мотивам данного — все это не может принадлежать никому иному, кроме автора, и передаваться договором тоже не может. Не подписывайте ничего подобного.
Если издатель требует заменить вашу фамилию псевдонимом — не соглашайтесь ни в коем случае. Псевдоним будет принадлежать издателю, и если ваше имя станет знаменитым, а финансовые требования — большими, издатель запросто избавится от вас, и все ваши дальнейшие книги будет писать команда негров, а вы будете прозябать со своим реальным паспортом в полной нищете и безвестности.
Помните: если издатель не согласен подписать нормальный авторский договор на 3-5 лет — проще найти для книги нового издателя, чем всю жизнь жалеть о необдуманном поступке.
ПО ПОВОДУ ЧЕГО МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ ПОБОДАТЬСЯ
Договор может попробовать забрать все иные права на текст — перевод на другие языки, киноэкранизацию, радиопостановку и прочее. Скорее всего это не пригодится ни вам, ни издателю, особенно в течение этих 3 лет. Но на всякий случай попробуйте оставить себе переводы, экранизации и прочие аудиоисполнения. Спросите издателя: собирается ли он все это делать? А если нет, то зачем ему?
Для начинающего автора вопрос гонорара не должен быть ключевым — важнее выпустить книгу, найти своих читателей и заявить свое имя. В народе существует миф об авторах, которые написали книгу и наутро проснулись знаменитыми. Запомните: этот миф придумали сами писатели, это стандартная авторская мечта, которой посвящены сотни книг и фильмов. Слабо назвать хоть один пример, когда автор книги стал бы знаменитым сразу? Таких нет, даже гению требуется никак не меньше десяти лет, чтобы стать знаменитым. Поэтому даже если вы будущий нобелевский лауреат, за свою первую книгу в первые 3 года вы не получите золотых гор, это сказки. А через 3 года ваш правильно составленный договор закончится, и на каких условиях заключить новый — решать вам. Тем не менее. Если гонорар за первую книгу выплачивается разово, уточните: за какой тираж? Если 15000-20000 — нормально. Если тираж указан больший — то гонорар столь высокотиражного автора должен быть очень велик. В любом случае требуйте уточнить, что будет, если книга перевалит за указанный тираж (что крайне маловероятно для первой книги) — издательство будет заключать новый договор или выплачивать роялти — процент с каждого нового экземпляра допечатки? Часто издательства сразу заключают договор на роялти и выплачивают первоначальный гонорар как «аванс в счет будущих роялти». Какова величина роялти? Нормально, если автор получает 7-10 центов с каждого экземпляра книжки (книга — в твердой обложке, жанр — массового спроса, издательство — крупное, российского масштаба). И все-таки, какой должен быть гонорар? Из авторов никто и никогда вам не ответит на вопрос о полученном гонораре — издательский договор категорически запрещает распространять эту информацию. Она всегда разная. Все зависит от популярности автора, мощности издательства, но в первую очередь — от величины тиража. Связь тиража с авторским гонораром расписана чуть выше достаточно подробно, чтобы ориентировочно представить себе порядок цифр в современном российском книгоиздании.
Также прочтите статью Алекса Экслера Как заключать договор с издательствами.
Что такое настоящая публикация?
Это если вы выпустили книжку за свой счет или кто-то сделал альманах молодых авторов, куда попал ваш рассказ, то такая публикация не считается за публикацию, если книге не присвоен собственный регистрационный номер ISBN (обычно в технических данных на первой же странице). Если есть номер ISBN — это означает, что книга вышла официально и два ее экземпляра автоматически попали в две крупнейшие библиотеки страны — Московскую Ленинскую и Новосибирскую. Если номера ISBN нет — это значит, что современная техника дарит возможность любому человеку печатать любые листовки и брошюрки для личного пользования. К слову, и у любого уважающего себя журнала, где опубликован ваш текст, тоже должен быть свой индекс, иначе это не журнал, а самодеятельность.
Что такое сетевая публикация в интернете?
Это ничто и пустой звук, извините. С тем же успехом можно напечатать свой текст на листовках и расклеить по заборам — публикацией это назвать трудно. Любой Вася Пупкин может соорудить себе пару сотен бесплатных сайтов и заполнить их своими текстами. И даже если эти тексты прочло много тысяч человек, это можно называть как угодно, но только не публикацией. Публикация — это всегда на бумаге. Однако, если тексты качественные, то публикация в сети как раз может помочь найти издателей, и потому сетевая публикация — крайне полезная вещь. Помните, что многие знаменитые авторы 90-х (Пелевин, Лукьяненко и др.) поначалу стали известны именно благодаря своим ранним текстам, которые блуждали по сети Fido и BBS, лишь затем их книги стали издаваться крупными тиражами. Приветствуя свои сетевые публикации, вы должны следить, чтобы текст был подписан вашим именем и сопровождался контактной информацией (лучше всего — ссылкой на ваш сайт, где будет емайл, телефон и остальные тексты) — возможно, это поможет найти издателя. Если ваш текст взяли без спросу и выложили на свою страничку — радуйтесь, это бесплатная реклама. Вежливо требуйте указания авторства и контактной ссылки. Запомните: денег за литературу в интернете не платят, никто вам ничего не должен, это вы должны сказать спасибо, что вас читают. Молодой автор, который возмущен, что его тексты попали на чей-то сайт или CD-библиотеку — глуп и ничего не добьется в жизни.
Где зарегистрировать текст чтобы его не украли?
Нигде. Более того — это не нужно, поскольку воровство текстов практически не встречается. Мир ломится от непризнанных гениев, которые мечтают напечатать свой текст, публикация чужого текста под собственным именем не успокоит их самолюбия, не принесет денег, а обман раскроется сразу же по выходе из типографии. Поэтому кражи текста боятся лишь самые неопытные авторы, чьи тексты и даром никому не нужны.
А вот песню, музыку, сценарий или рекламный ролик следует регистрировать в РАО — Российском авторском обществе. РАО ведает распределением гонораров. Например, если вашу песню прокрутили по радио, то в РАО отчисляется рубль-другой, независимо от того, зарегистрированы авторы там или нет, поэтому имеет смысл зарегистрироваться обязательно. Внимание! РАО — штука серьезная, только для профессиональных авторов и произведений с коммерческой судьбой. Там надо указывать, где впервые исполнялась ваша песня или сценарий. Если вы не знаете ответа на этот вопрос, если ваше произведение нигде в серьезном месте (радиостанции, театры, ТВ) еще не исполнялось и никаких гонораров от исполнения вы не получали — такие произведения никто не регистрирует, поскольку РАО занимается не регистрацией всего, что создано, а контролем за авторскими гонорарами от использования произведения.
Но если вы все равно панически боитесь, что ваш текст украдут, есть очень хороший способ. Распечатайте текст, поставьте на каждом листе дату и свою подпись, и отправьте его самому себе заказным письмом. Полученный конверт (с почтовым штемпелем и датой) храните дома заклеенным. Если ваш текст украдут и дело дойдет до суда, конверт в суде будет вскрыт, и это явится доказательством того, что такого-то числа такого-то года вы являлись безусловным обладателем этого текста. Вряд ли вор сможет внятно объяснить, как такое могло случиться, тем более, он не сможет продемонстрировать ничего подобного для той же далекой даты.
Свидетельство о публикации №116072403815