Героическая поэма Мятежный князь
только тогда, когда он
уверен в безопасности. (И.Гёте)
МЯТЕЖНЫЙ КНЯЗЬ
Учил великий баснописец,
О зависти и о врагах,
О том, что дело — ох и ах!
Что недруги «куда ни взглянут,
Поднимут вечно лай;
А ты дорогою своей ступай:
Полают да отстанут» (2).
Когда ж те времена настанут?!
Эх, кабы те слова да Богу в уши
(Полают да отстанут...)
Пред Господом скорей предстанут,
Чем мучить ближних перестанут!
Увы, таких полным полно,
Что не отстанут ни за что,
Пока на свете есть другие...
Душой кристальные, лихие!
Кто в силах правду говорить,
Не пресмыкаться, не юлить,
Сказать, что истина трудна,
Причем не в золоте она...
Вот вам история одна:
Давным-давно в стране орлов,
Что жили вольно средь дворцов,
Случилась бойня... не на шутку,
Она была и вправду жуткой!
Среди армян жил царь Трдат (3),
Великий муж, священ, брадат,
Его любил и стар и млад,
И уважали все подряд!
Народу Бога он принес,
Христа восславил, превознес!
Когда же царь ушел к отцам,
В стране поднялся шум и гам!
Как жить? Кто будет нам отцом?
Трдат большим был мудрецом!
Замену где ему сыскать?
Судьбу свою кому отдать?
Пока в раздумьях был народ,
Из Рима весточка идет:
Трдата сын Хосров Котак (4)
Несет в Армению тесак!
И слышен топот колесниц,
И крик возниц, и стон блудниц,
То едет царствовать Хосров
Под предводительством бойцов!
Убогий люд признал диктат,
Повсюду римляне и смрад,
Да только некий нахарар (5)
Царю в присяге отказал!
Грядет раздор, хоть с Римом гладко,
В стране орлов царю не сладко (6):
Подняли бунт свои ж князья -
Хосров не будет у руля!
Подумали, потолковали,
Посыльных всюду разослали,
Мол, хоть Хосров Трдата сын,
Отца не стоит он седин!
Хосров, тщеславен и хитер,
Зовет смутьяна на ковер (7):
«Кто воду мутит? Как зовут?
Ко мне доставить в пять минут!»
Но не успел закрыть царь рта,
Возня поднялась у крыльца!
То во дворец зашел в парчах,
Кого искали второпях (8)!
Высок он был, плечист, опрятен,
Богат, силен и очень знатен!
В глаза царю он посмотрел,
Не поклонившись, прогремел:
«Меня искать, поверь, не надо,
Сюда пришел я без отряда,
Народа волю огласить,
Тебя покорно попросить:
Уйми своих заморских псов,
Не оскверняй закон отцов,
Велели строго старики:
Адат (9), как око береги!
И помни, нации кристалл,
Тебе отнюдь я не вассал!»
Слова те ранили царя —
Облился кровью без ножа!
И вот Котак (10), он же малыш,-
Был тот правитель коротыш, -
Решил свой норов показать,
Князю на место указать...
Котак метался, бесновался,
Найти решение пытался,
Ведь князь могуч, велик, умен,
Того гляди взойдет на трон!
Но не придумал ничего,
Как сокрушить весь род его —
Так царь, не выдержав позора,
Отряды двинул командора!
Тот был известный спарапет (11) ,
В меха и латы разодет!
Предвидя, что грядет конец,
Мятежный князь сказал: «Отец!
Неужто станешь кровь ты лить,
Детей и женщин изводить?»
Но спарапет, нахмурив брови,
Не стал ловить его на слове:
«Хосров не внял моим словам,
Не раз бросался я к ногам...
Твой замок древний окружен,
И жребий горький предрешен!
Ты воин знатный, уж поверь,
Не сосчитает он потерь!
Да только есть ли в этом толк?»
— И спарапет опять умолк.
Войска глазами князь обвел,
Но даже бровью не повел...
Пусть никакого нет спасенья,
Пускай потерпит пораженье!
Князь, зная, что уж обречен,
Воскликнул: «Не порабощен!
Уж лучше смерть принять в бою,
Чем жить в позоре за страну!
Моих бойцов от силы тыща,
А царских - эка вон толпища!
Не страшен и злодей Шапух (12),
Пока в груди урартский (13) дух!
Достойно встретим мы врага,
Нам смерть с рождения дана.
Поляжем все, и стар и млад —
Уж лучше ад, чем цезарь-град!»
И видя спарапет-мудрец,
Что князь отныне не жилец,
Сказал ему: «Ты знаешь, князь,
Хосров сюда идет боясь...
Приказ я царский исполняю,
Прошу тебя, князь, умоляю...
Оставь ты гордость свою, честь,
Твоих богатств не перечесть!
Хосров простит тебя, забудет,
И крови тут совсем не будет!»
Лишь усмехнулся князь в ответ:
«И впрямь, кто хочет быть отпет!
Тебя, Ваче (14), я уважаю,
И дел твоих не осуждаю...
Ты воин, это наш удел!
Чего ж от думы похудел?
Куда пришел? Аль заплутал?
Визиря ставку тут искал?..
Ты знал моих отцов, дедов,
Но нынче ты гонец... волков (15).
Да, я богат и очень знатен,
Возможно дерзок, неприятен,
Но знай, когда придет беда (16),
Меня вы вспомните тогда!
Готов я жизнь отдать в бою
За славну родину свою.
Во мне трепещет каждый атом
Арменией и Араратом!
А золото... То всё - порок,
Превыше чести только Бог!
Ну, всё! Ступай! Как ни верти,
Тебе придется в бой идти!
Скажи царю: Спокойно спи!
Мятежный князь вам шлет дары:
Детишек трупы, женщин кровь...
Не стоит большего Хосров!»
Вернулся бравый спарапет
В стан своей армии задет...
«Солдаты к бою!» - закричал
И меч из ножен он достал.
И кровь рекою полилась,
Когда уж зорька занялась.
И полегли и стар и млад:
И не зажег никто лампад...
И древний замок родовой
Разрушен римской был ордой.
Чуть не погас древнейший род,
Души не чаял в ком народ!
Прошли века, ушли во тьму
Все, кто вершили ту резную,
Ушел и князь, что пал в бою,
Да не прогнулся на краю...
Но вопреки желанью многих,
К мольбам глухих, умом убогих,
Тех, что не ведая пути,
Готовы в жертву принести:
Чужие жизни, честь, добро,
Лишь не лишиться б своего, –
Тот князь потомком не забыт,
И песнь хвалебная звучит!
И смерти нет, и нет забвенья,
И предку – вечное почтенье!
И помнит каждый пусть тиран:
Мятежный князь – то не роман!
1. Нуриддин Абдуррахман ибн Ахмад Джами — персидско-таджикский поэт, теолог, философ, теоретик музыки.
2. Басня Ивана Крылова «Прохожие и собаки»: Шли два приятеля вечернею порой и дельный разговор вели между собой, как вдруг из подворотни дворняжка тявкнула на них; за ней другая, там еще две-три, и вмиг со всех дворов собак сбежалося с полсотни. Один было уже прохожий камень взял. «И, полно, братец! - тут другой ему сказал, - собак ты не уймешь от лаю, лишь пуще всю раздразнишь стаю; пойдем вперед: я их натуру лучше знаю». И подлинно, прошли шагов десятков пять,собаки начали помалу затихать, и стало, наконец, совсем их не слыхать. Завистники, на что ни взглянут, подымут вечно лай; а ты себе своей дорогою ступай: полают, да отстанут.
3. Трдат Великий — царь Великой Армении, при котором христианство было провозглашено государственной религией страны.
4. Хосров II Котак — сын Трдата Великого. По сообщению Мовсеса Хоренаци Хосров был возведен на престол своего отца с помощью римских легионов под предводительством полководца Антиоха, с помощью которого ему и удалось одолеть других претендентов на престол и стать царем Великой Армении. Хосров Котак в отличие от своего деда, Хосрова Великого и отца славными делами запомнился в истории меньше, не отличался ни отвагой ни мужеством, предпочитая государственным делам охоту и прочие развлечения. Средневековый историк Мовсесом Хоренаци так пишет о нем: «Предоставив персидскому царю действовать по своему усмотрению, он заключает с ним мир, полагая достаточным властвовать над оставшимися пределами и не питая никаких благородных замыслов. Хотя он и был мал ростом, но ведь не до такой степени, как Александр Македонский, который хотя и был ростом в три локтя, однако же не терял бодрости духа. Этот же, пренебрегая подвигами и доброй памятью, предавался развлечениям и ловле птиц и прочим видам охоты; для этого-то он и насаждает лес при реке Азат, который до сего дня называется по его имени».
5. Нахарары — представители крупных княжеских родов и наследственные правители гаваров (уездов) Великой Армении. Каждый нахарар имел свой замок, вокруг которого располагались поместья. Во время войны сюда собирались все члены рода, а также зависимое население.
6. После смерти Трдата вновь разгорелась многолетняя борьба между Римом и Сасанидским Ираном (Персией) за владычество в Великой Армении. Ситуация усложнялась тем, что христианство еще не успело пустить прочные корни в народе, а древняя армянская религия была тесно связана с религией индоарийцев. Армяне поклонялись верховному богу солнца Ар (Армения, Арарат, Урарту) и называли себя ареворди, дословно – чада Солнца. В силу этого население и знать отказывались принять новую религию и подчиниться ставленникам Рима, пытавшимся любой ценой отдалить Армению от родственного Ирана, разъединить народы, тысячелетиями жившие бок о бок и имевшие единые арийские корни и схожие исторические судьбы.
7. Во избежание мятежей и заговоров Хосров Котак издал закон, согласно которому нахарарам запрещалось покидать царский дворец.
8. Упоминается один из князей не согласных с политикой, навязываемой Армении Римом.
9. Адат — это этнокультурные традиции, касающиеся различных сфер жизни. Показательно, что у армян адат со временем не трансформировался в обычную правовую систему, как у многих других этносов. Считается, что причиной этого послужило наличие у армян еще в древности судебников, охватывавших практически все сферы жизни и регулировавших общественные отношения на основе свода законов.
10. Прозвище Котак (короткий) Хосров получил за низкий рост.
11. Спарапет — древнеармянское воинское звание, а после почётный титул, обозначающее должность верховного главнокомандующего войском.
12. Персидский шахиншах, чьи кровопролитные войны с Римом за Армению и Месопотамию явились, пожалуй, центральным событием ближневосточной истории IV века.
13. Урарту — древнее государство в юго-западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция, северо-западный Иран и Нахичевань). Существование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII, как государства — с VIII века до н. э. Урарту занимало главенствующее положение среди государств Передней Азии. Корни некоторых княжеских родов Великой Армении, согласно средневековому историку Мовсесу Хоренаци, восходили к урартийским племенным вождям.
14. При царе Хосрове спарапетом был Ваче Мамиконян.
15. У римлян волк являлся священным животным и олицетворял воинскую доблесть и бесстрашие, а его образ связывался с символикой войны. Увидеть волка перед военным походом почиталось за доброе знамение. Верования древних армян, в отличие от соседей, были связаны с поклонением львам и орлам (Равнины и горы Передней Азии некогда были покрыты густыми лесами, где вплоть до X века водились львы).
16. Политики союзничества с Римом держался и сын Хосрова Тиран. Персам удалось свергнуть Тирана, но власть осталась за его сыном, Аршаком, продолжавшим политику отца. Политика эта оказалась гибельной для Армении. При Аршаке произошла война римлян с персами, закончившаяся позорным для Рима миром. Рим уступил персам пять провинций империи и предоставил им на разгром верного союзника Рима — Армению. Это было начало конца для политической самостоятельности армян. Древнеримский историк, непосредственно участвовавший в войнах Рима с персами в середине IV века, Аммиан Марцеллин, писал: «...к условиям мира с персами римляне сделали прибавку «гибельную и нечестную» (exitiale et impium): не оказывать помощи армянскому царю, «всегдашнему верному другу римлян» (аamico nobis semper et fidus)».
Свидетельство о публикации №116072006435