Простота и вера

                Московская Духовная Академия

                Проповедь

             Студента 4 курса Московской Духовной Семинарии
                Лужинского Рустика,
              произнесения в Покровском Академическом храме
                на всенощном бдении
                11 июня 2016 года
                на тему:
«Святые Отцы первого Вселенского собора как образцы стойкости, простоты и веры, для каждого современного христианина»


      Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Дорогие отцы, братья и сестры, наступает 7-я неделя по Пасхе, и сегодня Русская Православная Церковь вспоминает и прославляет Святых Отцов I го Вселенского Собора. На нём были такие Святые Отцы как: Свт. Николай Чудотворец, Свт. Афанасий Великий, Свт. Спиридон Тримифунтский и др.
      Собор проходил довольно давно, - в 325 году в Никее при императоре Константине Великом и невольно возникает вопрос чему же мы можем научится у участников этого собора сейчас в наше современное время, ведь прошло столько столетий с тех пор? Обратимся же за наставлением к богослужению на котором мы все сейчас присутствуем и поищем ответ.
     Сегодня на вечерне читалась паремия (Быт 14:14–20). Почему же Церковь выбрала именно эту паремию о военном тор¬жестве Аврама над 4 мя царями, которые захватили Лота, и которого праотец смог вызволить из беды несмотря на явное преимущество противника? Святая Церковь смогла увидеть в этом ветхозаветном событии связь с событиями времени соборов и включила их в богослужение напоминая нам о их подвиге. На это, в своем толковании указывает, например, свт. Амвросий Медиоланский , а также вторят и др. толкователи: Рабы-соратники Аврама, отца и подвигоположника всех верую¬щих, собранные им против неприятеля для спасения Лота в числе 318 человек, совпали по числу 318 отцов I го Вселенского собора, воинов и защитников Православной веры, победивших и осудивших не¬честивого Ария и его единомышленников, учивших, что Христос — это высшее творение Бога.
     Прообразом 318 ти Святых Отцов I го Вселенского собора, Святая Церковь увидела этих 318 человек праотца Авраама, которые не были профессиональными войнами, но они имели сильный дух и крепкую веру, т. к. не побоялись напасть ночью на многочисленное войско 4 х самоуверенных царей. Они окружили их со всех сторон и каждый отдал себя на волю Божию бросившись на неприятеля с примитивным на первый взгляд оружием, но, которое они крепко держали в руках. И Господь явил Свою помощь в людской немощи, и уже никто не мог после этого сказать, что это он сам своей силой победил врага.
      Так Господь явил Свою помощь и на I м Вселенском Соборе. Святитель Спиридон, простой и «неучёный» пастырь-пастух, силой Божией защитил Православное учение о единстве Трех Божественных Ипостасей Пресвятой Троицы: он взял в руки глиняный кирпич и сжал его в своей руке – и мгновенно вверх взметнулся огонь, вниз потекла вода, а в руке великого чудотворца осталась глина.
     «Се три стихии, а кирпич (плинфа) один, – сказал тогда святитель Спиридон. – Так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино».
Собор отверг и осудил ересь Ария и утвердил неизменную истину – догмат о том, что Сын Божий есть истинный Бог, Который так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Для православных христиан был составлен Символ Веры, чтоб они могли точно знать истинное учение веры, что было ясно и кратко изложено в первых семи его членах. На этом же Вселенском Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми и установлены были многие другие правила, которые укрепили церковное право, которым мы пользуемся и по сей день.
     Дорогие Отцы, братья и сестры, если мы с Вами хотим изменить свою жизнь и отдать ее на служение Господу нашему Иисусу Христу, нам необходимо не только суметь услышать призыв Христа на бой с нашими грехами и страстями века сего, которыми мир пытается грозить не только нам лично, но и нашей Церкви – своим несметным устрашающим воинством. Но нам необходимо постараться успеть поменять свою жизнь, - решимостью следовать за Ним несмотря на наши видимые немощи и делать это следует как можно скорее пока мы не остыли в своем духовном горении к Богу. «Ибо сила Божия в немощи совершается» (2Кор.12:9). Надо идти пока нас зовёт Сам Господь, чтоб не остаться на территории нашего врага и не быть потом сожжёнными в городах Содома и Гоморры, где погибли те, кто не вышел с Лотом из этих городов. Но чтобы начать перемену своей жизни надо постараться решится на этот подвиг и быть для начала искренними и бескорыстными, перед Богом и перед собой, чтобы наши слова и молитвы не расходились с нашими мыслями и делами, а во всем остальном следует положиться на Господа нашего Иисуса Христа. В чем да помогут нам своими святыми молитвами Отцы I го Вселенского Собора. Аминь.


Список используемой литературы и электронных ресурсов:
(1) - Священное Писание Нового Завета.
Электронные ресурсы
(2) - Рredanie.ru [Электронный ресурс] // URL:  http://predanie.ru/lib/book/174112/#toc22


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →