Фауст навседа

"Я, кажется, с ума сойду
От этих диких оборотов!
Как будто сотни идиотов
Горланит хором ерунду"

Я кажется с ума сойду, предприняв попытку немного написать о пьесе Иоганна Вольфганга Гёте "Фауст."
Невозможно написать что-то о данном произведении кратко, но в то же время содержательно.
Гете работал над «Фаустом» на протяжении почти всей своей писательской жизни, с 1772 по 1831 год.
Будет глупо написать написать несколько абзацев про то чему автор отдал практически 60 лет ( с перерывами конечно), плюс чтобы досконально понять все нюансы и грандиозность замысла поэта читать надо, конечно, на немецком ( из немецкого ,я увы знаю только - Hande hoch ), а к великому множеству переводов отношусь крайне скептически.
Пьеса "Фауст" начинается с того, что к Богу приходит Мефистофель (демон весёлый, циничный, по своему обаятельный, "Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.") он скептически заявляет, что людское бытие уныло, бесперспективно, надежды на светлое будущее у него отсутствуют.

"...человек таков,
Каким и был он испокон веков.
Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
Его ты божьей искрой изнутри.
Он эту искру разумом зовет
И с этой искрой скот скотом живет."

Бог не согласен,он говорит что живут и вполне хорошие парни, например Фауст.
Мефистофель отвечает, что это ни о чём, и он без особых проблем сделает из хорошего парня заслуженного кандидата в пекло.
Заключается пари..
На кон ставится душа Фауста.
Фауст - мужчина серьёзный, переживающий, думающий, маг, учёный, в то же время полностью разочаровавшийся в жизни человек находящийся на грани самоубийства.
(Фауста тяжело гнетут мысли о бесполезности своего существования)
"Я богословьем овладел,
Над философией корпел,
Юриспруденцию долбил
И медицину изучил.
Однако я при этом всем
Был и остался дураком".

Мефистофель является к учёному, обещает ему показать жизнь в её наивысших, наиярчайших проявлениях, для этого надо всего-то заключить договор и расписаться кровью.
Фауст без особых угрызений совести соглашается.
Договор заключён, бес изо всех сил старается разнообразить его жизнь для того, чтобы услышать заветную фразу: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!», после чего душа подписанта кровью направится в ад.

Итак шоу начинается.
Начинается с того, что Мефистофель ведёт Фауста в "косметический салон" к знакомым ведьмам, где те варят чудодейственное зелье ( в том, что ведьмы прародительницы косметической фарминдустрии никаких сомнений у меня не возникло, более того, кажется, что с тех пор они так и не прекращают варить свои дьявольские, обещающие вечную молодость и зрекцию пилюли)
Фауст пьёт зелье и вот он помолодевший, чувственный, под бдительным руководством старшего товарища начинает погоню за приключениями.
( как правило, на первом этале, приключения сводятся к поиску наслаждений. Запретный плод зовёт, мораль закрывает глаза.)
Первый "подвиг" отреставрированного пикапера - сооблазнение Маргариты (Гретхен)
Девочке ещё не исполнилось 15 лет, она живёт с мамой, жизнь её уныла и скучна
Поэтому при появлении Фауста, мужчины умного, богатого, интересного она влюбляется и совершенно теряет голову.
Герой-любовник легко совращает её.
Между делом от передозировки снотворного переданного Гретхен неразлучной парочкой гибнет её мать, девушка беременеет, а брат Валентин прибывший навести в доме порядок получает от искателей приключений смертельный удар шпагой.
Фауст не задерживаясь отправляется с Мефистофелем на шабаш ведьм, Вальпургиеву ночь.
Несчастная, забытая Маргарита топит новорожденного, её садят в тюрьму и приговаривают к смертной казни.
Фауст случайно узнав об этом ( на бесовском корпоративе он встречает призрак Гретхен), играет в благородство и требует от Мефистофеля чтобы тот доставил его в камеру к Маргарите.
Он пытается уговорить девушку бежать с ним из тюрьмы.
Но Маргарита теряющая рассудок отказывается.
Впрочем Фауст особо и не настаивает.
Его мало трогает, что Гретхен девушка душевная, простая, милая и всю себя отдавшая любви.
Она отказалась от сокровищ предложенных Фаустом ( что современные девицы строящие любовь на Доме-2 никогда не поймут)
Она сразу почувствовало что-то зловещее, неприятное в Мефистофеле.
Но Фауста ждут великие дела. Слезами делу не поможешь, он конечно сожалеет, что конечно не мешает ему раскланяться.
Занавес опускается.
Конец первой части.

Вторая часть пьесы темна и непонятна.
Мелькание времён мест, древних богов, героев, саламандры, ундины,форкиады, гомункул итд
Фауст уже в далёком прошлом. Он женится на мега-звезде Елене Прекрасной, у них рождается сын.
Но время не ждёт, счастливо долго не живут.
Сын погибает, вслед за ним уходит Елена..
Фауст стареет, он изрядно сдаёт, но по-прежнему остаётся неутомимым искателем,
Только ищет он уже не женщин.(не подумайте, что мальчиков)
Фауст и Мефистофель помогают императору, типу бестолковому, но беззлобному ( а ля Николай 2) победить оппозицию.
И вот сражение выиграно, бунт подавлен революционно настроенные правдолюбцы умылись кровью.
Счастливый император дарит Фаусту кусок побережья.
Постаревший Фауст решил оставить о себе добрую память.он хочет отвоевать для людей у моря кусок земли и построить на берегу гигантскую дамбу.
Видимо во все времена застройщики ведут себя одинаково, работа кипит, между делом домишко давно живущих на побережье старичков мешает стройке, Домик и старички сгорают.
Плацдарм свободен,стройка века в разгаре. Фауст доволен.
Дряхлый, слепой, но всё ещё безумно активный он думает, что нашёл себя.
Полезный труд на благо общества - что может быть прекрасней?
«Конечный вывод мудрости земной: Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой!»
Однажды ночью Фауст кое как выбирается из своего дворца и слышит стук лопат.
Счастливый он произносит "Остановись...", после чего с чувством выполненного долга умирает.
Мефистофель цинично улыбается, ведь лопатами стучат вовсе не таджики-строители, а науськанные Мефистофелем демоны копают. могилу для героя.
Вот такая жестокая ирония, Фаусту крупно повезло, что он этого уже не видел.
Но ирония на этом не прекращается.
Не долго радовался Мефистофель.
Бог спасает Фауста, душа героя возносится в рай, где его ждёт спасённая Богом ранее Маргарита.
Хэппи энд.
------------------------------
P,S, Так почему же Бог спас Фауста?
Существует множество версий на этот счёт.
Лично я думаю, что Бог отлично понял метания Фауста, его желание найти и реализовать себя.
Наука, вино.женщины, война, власть, созидательный труд на благо общества - всё это этапы большого пути, этапы бесконечной эстафеты поиска смысла жизни.
И пусть не получилось
Но он старался.
А многие ли из нас пытались найти себя?
Лично я не знаю никого.
С рождения перед нами ставят рамки и мы существуем в своём маленьком, замкнутом мирке. в Платоновской пещере.
А может мы созданы для чего то другого?
Для чего же?
Увы, никто не знает, но в любом случае стоит попробовать выбраться из заколдованного круга.
Ведь тот же Фауст мог себе жить припеваючи, лечить от гонореи богатых бюргеров за немалую толику, жить с пышнотелой фрау, иметь кучу детей, сундучок с золотом, а по пятницам ходить в трактир, пить с бургомистром пиво, щупать толстозадых служанок и рассказывать похабные анекдоты.
Нет!
От ошибки к ошибке, не останавливаясь он пытается найти смысл своего существования.
Думаю если бы человек был властен над временем, рано или поздно, Фауст бы сам нашёл дорогу к Богу.

Фауст - мой любимый, литературный герой и одно из самых любимых литературных произведений
Литература бывает разная, каждый человек видит в прочитанном что-то своё.
Например,я практически всю современную литературу воспринимаю, как один утомительный, пошлый, бредовый анекдот...
Но читая "Фауста" нутром чувствую что передо мной открывается дверь в вечность, что мне дано право прикоснуться к чему-то сверхчеловеческому.
Подобные ощущения возникают редко.
У меня они возникали при чтении "Диалогов" Платона, Евангелия и "Божественной комедии" ( впрочем не так много я и читал)
Интересно, дочке после окончания восьмого класса задали на летние каникулы прочитать Фауста, думаю без подсказки заслуженного педагога Мефистофеля здесь не обошлось, его саркастический смех доносится до меня.


К чему писать большие книги,
Когда их некому читать?
Теперешние прощелыги
Умеют только отрицать.


Рецензии
"практически всю современную литературу воспринимаю, как один утомительный, пошлый, бредовый анекдот". Хм, пройдет лет 100-200, и то, что Вы считаете анекдотом, станет классикой, которую детям придется изучать в школе. Маринину детки еще осилят, а вот как быть с Пелевиным, ума не приложу.

Сочинительница Стихов   25.07.2016 17:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.