Рецензия на творческое задание по ШтоссуЛермонтова

Все, конечно, устали от этого «Штосса» ; оттого, наверное, обсуждение варианта Марины Тереховой вышло довольно вялым, хотя я его и продлил до окончания Курсов. Между тем, «Штосс» у Марины получился вполне симпатичный. Мне безусловно понравились такие места, как: «Внезапно, на какое-то мгновение, Лугину показалось, что беспорядочные линии на стекле обозначились в изящное женское личико. Он сразу узнал - это была Она. Сердце его заколотилось, но ветер постучал в окно веткой вяза. Рисунок на стекле превратился в сказочных птиц, очень напоминающих попугаев на обоях комнаты». Правда, иногда метафоры Марины стилистически больше подходят для современной прозы: «Снег с дождём устроили в его не ярком свете свои дьявольские танцы межсезонья». Неплохо вышел образ молодого офицера-картежника, предположительно самого Лермонтова. Выполнено задание и в той части, что касается спасения Лугина.
Недостатки тоже есть. Одно из главных: непонятно, на что решился герой и решился ли вообще. Счастливый конец вступает в противоречие с мрачным началом, когда ясно, что Лугин стал жертвой темных сил. А силы эти никогда так просто не отпускают свою жертву и уж тем более не позволяют легко превратить ее гибель не спасение даже, а в семейное счастье.
Не всегда удается Марине держаться на высоте того стиля, образец которого процитирован выше. Порой она «выдает» что-то сладенько-архаически-банальное: «Юная, чистая как первая летняя ночь, как роса, выпавшая на зелёную парчу травы, как первый утренний луч, что робко спустившись на землю, начинает сам того не ведая преображать мир». Не всегда М. Терехова учитывает специфику времени и тогдашних обычаев: «У Минской собралось много гостей. Были и актриски местного театра…» «Актриски» тогда считались чем-то вроде женщин легкого поведения, и их могли пригласить в подобное общество только при одном условии: если они играли в пьесе, поставленной на сцене домашнего театра Минской.
Но не будем придирчивы к недостаткам «Штосса» Марины Тереховой, памятуя о том, что во «взрослую» прозу, которой ей пришлось заниматься здесь, на Курсах, она пришла из детской. 
                Воронцова А.В.Доцент кафедры творчества в Литературном институте им Горького,руководитель семинаров прозы на Высших литературных курсах,руководитель курсов дистанционного обучения" Курсы Литературного мастерства",писатель-прозаик,член Союза писателей России,секретарь правления Союза писателей .

( значительная часть замечаний мной исправлена в тексте:-)  )


Рецензии