Ночной Константинополь. 1886 - Айвазовский И. К
17 [29] июля 1817 год — 19 апреля[2 мая] 1900 год —
всемирно известный русский художник-маринист, баталист,
коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба,
академик и почетный член Императорской Академии художеств,
почетный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже,
Флоренции и Штутгарте.
Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века.
Брат армянского историка и архиепископа ААЦ Габриэла Айвазовского.
_______________________________________
Константинопольская ночь… В сырой прохладе
Забылся зной с утра полуденных часов.
И город древний в полону объятий снов
В темнь погрузился, убаюканный усладой,
Насквозь пропитанный букетом ароматов,
В те сны вплывающих – как прежде медный звон –
Всего цветущего под сенью южных крон
На узких улочках, семи холмов на скатах;
Кофейных зерен, лишь обжаренных, каштанов –
Под монотонный муэдзина зычный глас.
И – облачившийся, без звезд, иконостас
Небесный в рясу чернеца, пронизан тайной.
Под ним – не Византии воздух прян,
С Айя-Софией с насурьмленными бровями
В шелках наложницы – с косою под кудрями,
Под коей «месяц» всё «блестит». Да и луна…
Её не видно что-то, в лик магометанский,
Над «европейской» частью града. Знать – полна,
И вдохновенно, упоительно она
Свет мягкий льет на Ортакёй, по-христиански,
Из – «азиатской», крепко спящего Стамбула,
Ложась дорожкой лунной, молча, на Босфор,
Делящий отнятый Царьград….
Пролив – не вор.
Но минареты и мечеть не внемлют гулу
Морщин без старости Ива'нова холста,
Рукою писанного кистью Ованеса,
Мысль передавшего свою и безсловесно,
Мазкам и маслу веря боле, чем устам.
И – всё вода, вода, вода…. Сама вода! –
В движеньи вечном, говорливом ли, молчащем,
Но – непрерывном, всей пучиною урчащей,
И бездной всей жующей в крепость-города.
Вот и Босфор, меж двух брегов, соединяет
Два моря – Чёрное со Мраморным – в одно,
С главой одной – в волненьи что, и с общим дном,
Богатым амфор глиной, златом, кораблями.
Запахло рыбой… И – сетями, и костром,
В цвет красноты на небе в пятнах посиневших –
Под общий фон, царицей ночи – побледневший,
И Айвазовским то ли с кистью, то ль с пером…
Огонь – на палубе…. Иль ужин запоздалый…
Корабль на якоре. Что крылья паруса
Уж кем-то собраны, сколь за день налетал?.
А воды…
Воды любоваться не устанут:
Они любуются луной, зачем им свет
Тех одноногих, что «дневной» даруют, вроде:
Само светило – не фонарь! – хоть и по моде
Плафон его; да и дорожка его, нет,
Не простирается от ног до горизонта.
Свеча небесная ж – высвечивает путь,
Что ни распять, ни сжечь, ни сбыть, ни зачеркнуть,
Да вот не каждый замечает его только…
И в лодке люди, им светло. Уди, рыбарь!
Под ними – гладь зеркальна: глянь, увидишь душу
Самой стихии! – Двух стихий, включая сушу,
На коей прям перед водой охрит недужно –
Под серым куполом, в окне…
…………………………………………………….
…………………………………………………….
Луна… Фонарь….
_______________________________________
*Картина «Ночной Константинополь» тематически связана с циклом пейзажей Константинополя, к которым художник обращался в течение многих лет после своего путешествия в Турцию в 1845 г. с экспедицией Ф.П. Литке, и особенно в 1870-е гг., когда он был представлен турецкому султану Абдул-Азизу и написал по его заказу
17 полотен с видами Стамбула. За выполнение заказа Айвазовский получил турецкий орден Меджидие высшей степени (позже, узнав о резне армян в Турции, художник бросил его в море). Этими видами был украшен зал дворца, в котором великий князь Николай Николаевич в феврале 1878 г. подписал мир по завершении русско-турецкой войны.
15.07.16г.
http://www.youtube.com/watch?v=E4LVDD9guis
STAMATIS SPANOUDAKIS -Thalassa
Свидетельство о публикации №116071606766