Арт-терапия, как выход из кризиса

Попадая в кризисные ситуации, такие как возрастные изменения, развод, потеря близкого, авария, несчастный случай и прочее человек испытывает бурю эмоций и, конечно же, физическую и душевную боль. Степень боли настолько высока, что выдерживать ее, находиться в ней сложно. Единственное желание в таком случае, как можно быстрее выйти из этого состояния. Для того чтобы справиться с напряжением организм начинает игнорировать (блокировать) эмоции и чувства. Хаос в голове мешает чувствовать, следовательно, индивид не может ориентироваться в ситуации, принимать верные решения и действовать. Выстроить контакт с эмоциями сложная задача как для ребенка, так и для взрослого. Человеку сложно определить, что он чувствует: беспомощность или вину, гнев или горе, обиду или равнодушие, раздражение или стыд, страх или тревогу, ужас или ярость. Как же в таком случае справиться с возникшими трудностями?
Вселенная при рождении человека одаривает его способностью творить и создавать. Однако данный ресурс не каждый открывает в себе. Многие из нас всерьез убеждены, что не умеют рисовать, петь, танцевать, играть. На этапе обучения родители ставят задачу «нарисовать красиво», преподаватели учат, как надо правильно это делать и ребенок старается создать «шедевр». Из личного опыта скажу, что иногда ловлю себя на мысли, что «сейчас создам необычное», однако шедевр не случается, так как мой личный контролер тормозит интуицию и погрузиться в творческую деятельность становится сложно. Так принимается решение: «мне медведь на ухо наступил», «рисую как курица лапой».
Тем не менее, вы помните, как в детстве с удовольствием рисовали, лепили, вырезали и склеивали? С какой радостью создавали и экспериментировали? Испытывали счастье, когда возились с красками или пластилином! Это творческий процесс - это потребность души разрешить внутриличностные конфликты или определённую проблему. Он помогает смыть старые убеждения и представления, в результате чего индивид обретает себя. Для того чтобы расставить в голове все по своим местам, как говориться, по полочкам, используют арт - терапию - одно из современных направлений в психотерапии и психологической коррекции, основанное на различных видах искусства и творчества.
Арт - терапия проста в исполнении, здесь нет важности профессиональных навыков и возрастных ограничений, она хороша как для ребенка, так и для взрослого, здесь нет правильного и неправильного, нет понятий «красиво» и «не красиво». В ней присутствует свобода эксперимента и умение не беспокоиться о том, что материалы и время истрачены, опыт работы с ними не важен, как и сам конечный результат. Основная цель - достижение баланса психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Об арт – терапии можно говорить, когда присутствуют следующие особенности:
1. Триадичность - создается альянс между тремя составляющими: психолог - творческий продукт - клиент.
2. Метафоричность - искусство является метафорой жизни человека.
3. Символичность - раскрытие посланий бессознательного при помощи символов.
4. Ресурсность - вырабатывается креативность на все случаи жизни.
5. Аллегоричность - является условной формой высказывания, носящей смысл в форме намеков.
6. Безболезненность - обеспечивает дополнительную защищенность и снижает сопротивление изменениям.
Отсутствие того или иного пункта указанного выше, имеет право быть. И тогда мы говорим о разукрашивании готовых проформ мандал или антистрессовых разукрашек, которые не являются решением причины.
Анализ творческой работы проводит автор, психолог задает открытые вопросы, которые выступают в качестве стимулятора исследовательской активности. Как видите, психолог является проводником между творческой работой и ее создателем.
Преимуществами использования арт - терапии для индивида являются:
Во-первых, выплеск эмоций безопасным способом.
Во-вторых, выражение себя, обретение исцеления и реализация внутреннего потенциала, а также проживание эмоций приводит к освобождению зажатой энергии в теле, а открытые вопросы психолога помогают осознать причину и увидеть личный потенциал.
В-третьих, изменяется отношение к собственному травматическому опыту, переживаниям и болезням. Лепя страх или агрессию, индивид трансформирует его во что-то более приятное.
В-четвертых, на занятиях снимается барьер внутреннего критика.
В-пятых, техники просты в исполнении, их эффективность основывается на возможности экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.
В-шестых, возможность творить собственную жизнь в прямом смысле этого слова: рисовать грусть, лепить счастье, писать о трудностях или танцевать боль.
В-седьмых, отсутствие противопоказаний, кроме маниакального состояния, нарушения сознания и тяжелых депрессивных расстройств.
В-восьмых, выбор материала позволяет по-разному чувствовать себя.
Арт - терапия представлена четырьмя основными модальностями:
1. Психотерапия посредством изобразительного творчества:
• Живопись и графика (каракули, монотипия, правополушарное рисование, мандала, дзентангл, дудлинг).
• Скульптурная техника (глина, пластилин).
• Грим.
• Маска.
• Боди - арт.
• Фотография.
• Мозаика.
• Инсталляция из предметов.
• Коллаж.
• Аппликация.
• Кукла - марионетка.
2. Драма терапия, посредством сценической игры:
• Песочная терапия.
• Сказкотерапия.
3. Танцевально - двигательная терапия, посредством движения и танца:
• Ритуальный танец.
• Сакральный танец «Мандала».
4. Музыкальная терапия, посредством звуков и музыки:
• Голос.
• Музыкальные инструменты.
Терапевтический эффект подтверждается:
• Снятием психоэмоционального напряжения.
• Встречей с ранее вытесненными чувствами, и проживание их в безопасной обстановке.
• Разрешением внутри личностных противоречий.
• Преодолением трудностей в общении.
• Осознанием, и видением со стороны своих чувств, эмоций, переживаний.
• Анализом отношений с близкими людьми.
• Найденным ресурсом для преодоления трудностей, постановки целей.
• Развитием коммуникативных навыков.
• Повышением самооценки и позитивной «Я - концепции».
Как видно из выше сказанного, арт - терапия способствует:
• Формированию представлений о себе позитивного восприятия.
• Изучению и выражению своих чувств и эмоций.
• Раскрытию своего личного потенциала.
• Развитию способностей к различным видам творческой деятельности и навыков общения.
• Эмоциональному сближению членов семьи.
• Снятию психоэмоционального напряжения в семье и на работе.
Сессии проходят в группе или в индивидуальной работе. Существует два вида групп: открытая и закрытая.
В открытую группу входит любой новый участник. Закрытая группа формируется и ведется в течение определенного периода времени. Вход новым участникам в закрытую группу не возможен. Группа состоит из 5-15 участников, готовых экспериментировать, развиваться и познавать себя, где психолог предлагает тему.
На первом этапе сессии групповая работа похожа на игру в искусство, где каждый участник проявляет себя. От сессии к сессии у них развивается доверие, внимательность, сотрудничество, креативность и спонтанность. На заключительном этапе предусматривается стадия вербального общения, во время которой обсуждается все происходящее и возникшие ассоциации. Частота встреч один раз в неделю.
В заключении можно резюмировать, что арт - терапия увлекательнейший мир, где возможно совершить много самостоятельных открытий, а главное, это эффективно, доступно, безопасно и интересно.


Рецензии