Великому Державину. Как достигали счастье!

   Училище счастья никогда не будет пусто: поелику тогда только узнают,
когда оно достигнется, чего стоит приобретение его. Так пусть же знают.
   Правда, что от случая весьма много зависит состояние человеческое в них;
однако же, можно сказать, что каждый человек держит счастье в руках своих.
Спрашивается не о том, чтоб подняться вверх с песнями, наподобие жаворонка летнего,
но потребно парение орла, поддержание полёту своего.
   Для добродетельного сердца, старающегося в возвышении своём токмо о благоденствии рода человеческого,
учение благополучным быть было бы похвальною умозрительностью, с пользой для  всего.
Ибо, ежели счастье вожделенно, то потому, что оно приводит нас в нежное положение быть благотворительными,
не боясь неблагодарных, не слушая их выражения, кажущиеся оскорбительными.
   Искусство оборотливости заставляет вращаться по воле своей колесо счастья.
Прежде, нежели вы вступите в путь, должны знать людей, должны знать сами себя.
     Начните с вельмож, кои управляют делами,
советуйтесь о добродетелях и дарованиях их – с друзьями,
о пороках их и недостатках – с их врагами,
 со служителями их – о нраве и свойстве их,
об образе мыслей их – с наперсниками их,
 изучайте их сами
и устройте себе окно, чтоб читать: что в сердцах у них?
Сие окно вы найдете в глазах их.
    Душа изображается в лице, притворство изменяет часто природному свойству, взоры властительства забываются
и природное расположение проницает всегда сквозь личину и покрышку, на лице все чувства остаются.
   Человек чрез разговоры свои обнаруживает себя.
Мы не иное что, как торговцы, продающие самих себя.
   В мгновение смятения или внезапности обнаруживаются врождённые свойства ваши.
Гнев и всякая насильственная страсть есть некоторой род допросу, которая у нас исторгает тайны наши;
дружба, слабость, корысть, наконец, – всё  споспешествует против воли нашей – обнаруживанию того, что есть мы
и каковы мы.
    Являют же себя делами своими.
Это, однако же, не относится до людей, занимающих места: они переменяются ежеминутно по воле обстоятельств;
совсем бывают другие, когда поступают так, что они есть,
превращаются пред народом и одеваются в виды, кои приемлют дела и груз  обстоятельств;
бывают огненны или холодны вовремя,
как лёд – так, как повелевает время.
    Государи следуют наклонностям своим, а частные люди – корысти своей.
Но какие есть виды у государей?
Все уступает желаниям их, исполнение столько же поспешно, как и воля;
они непроницаемы, кроме непостоянства, по жизни всей.
    Дух наблюдения, хранящий молчание, есть лучший из всех,
поелику*  он собирает то, что посевается и заключает между тем, как умствуют,
действуя и предусматривая всё вокруг, предвидя успех.
   Человек, преданный государю своему или лучше сказать – Отечеству своему,
не внимателен к себе самому,
чтоб сделать путь свой.
Объять всё – значит не уловить ни одного;
имейте одну только цель. И добивайтесь в ней всего.
    Познание самого себя есть совершенство нравоучения и знаменитейшее дело политики.
Нам надлежит себя рассматривать, подвергая себя аналитике:
состояние, в котором мы живём, чин, которым мы украшены, как образом стоическим,
есть то, что называется зеркалом политическим;
изучение самого себя –
не есть пустое любопытство, которое смотрит только на себя;
мужество и разборчивость – заставляют нас взирать и распознавать расположение к пороку и добродетели;
наши дарования и слабости;  наши пособия и препятствия к некоторому роду жизни, который обрести хотели.
   Рассмотрите сперва обычаи века вашего; найдите в них своё участье;
ежели они вас не возмущают, предайтесь потоку, последуйте склонности души вашей и вихрю счастья;
ежели свойство ваше не может гнуться по вкусу господствующему,
то измеряйте стопы ваши и шествуйте, применяясь,
трудностей не стесняясь.
   Рассматривайте различные состояния жизни, к чему рождение и воспитание могут вас предопределить где-либо,
и советуйтесь с вашим гением прежде, нежели вступите во что-либо:
то, что губит человека, как в рассуждении счастья, так и мнение о нём, что существует,  –
это ни что иное, как пуститься в промысел, который ему не приличествует.
    Со вступления в поприще измерьте одним взором всё пространство,
рассмотрите, покрыто ли оно совместниками многочисленными и сильными, кои были бы  ещё и метки,
изберите ристалище, ** на коем бы великие люди были редки.
   Не делайте связей ваших наудачу.
Потребны одному люди скромные и умеренные, свойства усидчивого,
другому же – свойства предприимчивого.
   За познанием самого себя следует дарование сделать известным себя самого.
Хвастовство те ж имеет последствия, как и клевета, не более того –
остаётся всегда некоторое впечатление в  умах
и почтение толпы вознаграждает несколько за презрение мудрых в делах.
   Самолюбие ещё способнее скрывать недостатки, нежели показывать добродетели наши.
Не показывайте излишней готовости вашей к услугам вашим:
почтут, что они довольно заплачены,
ежели их не отвергнут чины;
    не будьте чрезмерно чувствительны к благоприветствию, посылаемому каждым  любопытным, 
вы бы прослыли человеком безопытным.
Берегитесь вы особенно сей доброты душевной, наконец,
которая подвергает вас обидам злых сердец.
    Ежели вы будете обмануты, тогда любовь ваша поставится ни во что.
Будь совершенно медовой, как пчела, но соблюди навсегда жало для защиты, чтоб зря не угрожало ничто.
    Не беспрерывно ставятся сети так, чтоб и самому не впасть в оные рано или поздно с головою.
Есть тонкая политика, которая тем заставляет себя подозревать, что она шествует с  возвышенною главою.
   Лабиринт счастья излучист, потребна гибкость, чтоб в нём не потеряться.
Умей приятным быть без неловкости и к случаям приноравливаться.
Как  быть всегда одинаковым, будто направления мысли не меняются,
когда обстоятельства переменяются?
    Когда вы вверяете ваши пользы кому-нибудь, то не смотрите столько на чин его, сколько на его способность,
не столько на уважение, коим он пользуется в обществе, сколько на его к вам привязанность.
   Есть способы не прямые и приуготовительные для преуспеяния, как то:
странность ума, строптивость нрава, сила страстей и слабость мечтаний
или худо управляемого  воображения мысленных созерцаний.
    Есть пружины, кои возвышают нас сами по себе, наш жизненный удел,
деньги есть как бы возок всех дел.
    За блеском злата следует молва доброго имени; но надлежит употреблять это кстати, когда нужно станет:
ибо когда доверенность упадёт, то она уже не восстанет.
    Наконец, почести привлекают и уловляют*** счастье, они – будто в зной прохладный ручей,
но счастье шествует наиболее впереди почестей.

–––
* поелику – поскольку.
** ристалище (от старорусского «ристать» – двигаться, бегать, ездить) – площадь для конных состязаний (ристанья), а также само рыцарское состязание.
*** уловляют – улавливают.

––––––––– 

Г.Р. Державин.  Путь к счастью, или искусство к оному достигнуть.
    Училище счастья никогда не будет пусто: поелику тогда только узнают, когда оно достигнется, чего стоит приобретение его. Правда, что от случая весьма много зависит
состояние человеческое; однако же, можно сказать, что каждый человек держит счастье в руках своих.
Спрашивается не о том, чтоб подняться вверх с песнями, наподобие жаворонка, но потребно парение орла, поддержание полету своего.
Для добродетельного сердца, старающегося в возвышении своем токмо о благоденствии рода человеческого, учение благополучным быть было бы похвальною умозрительностью. Ибо ежели счастье вожделенно, то потому, что оно приводит нас в нежное положение быть благотворительными, не боясь неблагодарных.
Искусство оборотливости заставляет вращаться по воле своей колесо счастья.
Прежде, нежели вы вступите в путь, должны знать людей, должны знать сами себя. Начните с вельмож, кои управляют делами, советуйтесь с друзьями о добродетелях
и дарованиях их, с врагами о пороках их и недостатках, с служителями их о нраве и свойстве их, с наперсниками их об образе мыслей их, изучайте их сами и устройте себе окно, чтоб читать в сердцах их. Сие окно вы найдете в глазах их. Душа изображается в лице, притворство изменяет часто природному свойству, взоры властительства забываются, и природное расположение проницает всегда сквозь личину
и покрышку. Человек обнаруживает себя чрез разговоры свои. Мы не иное что, как торговцы, продающие самих себя. Во мгновение смятения или внезапности обнаружива-
ется врожденное свойство. Гнев и всякая насильственная страсть есть некоторой род допросу, которая у нас исторгает тайны наши; дружба, слабость, корысть, наконец, – все
споспешествует против воли нашей обнаруживанию того, что мы и каковы мы.
Являют себя делами своими. Это, однако же, не относится до людей, занимающих места: они переменяются ежеминутно по воле обстоятельств; совсем бывают другие, когда поступают так, что они есть, превращаются пред народом и одеваются в виды, кои приемлют дела; бывают огненны или холодны, как лед так, как повелевает время.
Государи следуют наклонностям своим, а частные люди – корысти своей. Но какие суть виды государей? Все уступает желаниям их, исполнение столько же поспешно, как и воля; они непроницаемы, кроме непостоянства их.
Дух наблюдения, хранящий молчание, есть лучший из всех: поелику он собирает то, что посевается и заключает между тем, как умствуют, действуя и предусматривая все вокруг. Человек, преданный государю своему, или лучше сказать Отечеству своему, не внимателен к себе самому, чтоб сделать путь свой. Объять все – значит не уловить ни
одного; имейте одну только цель.
Познание самого себя есть совершенство нравоучения и знаменитейшее дело политики. Состояние, в котором мы живем, чин, которым мы украшены, есть то, что называется
зеркалом политическим. Так-то надлежит нам себя рассматривать.
Изучение самого себя не есть пустое любопытство, которое смотрит только на себя; мужество и разборчивость, которое заставляют нас взирать и распознавать расположение к пороку и добродетели; наши дарования и слабости; наши пособия и препятства к некоторому роду жизни.
Рассмотрите сперва обычаи века вашего; ежели они вас не возмущают, предайтесь потоку, последуйте склонности души вашей и вихрю счастья; ежели свойство ваше не может гнуться по вкусу господствующему, то измеряйте стопы ваши и шествуйте применяясь. Рассматривайте различные состояния жизни, к чему рождение и воспитание
могут вас предопределить, и советуйтесь с вашим гением прежде, нежели вступите во что-либо: то, что губит человека, как в рассуждении счастья, так и мнения о нем, – это
не иное что, как пуститься в промысел, который ему не приличествует.
Со вступления в поприще измерьте одним взором все пространство, рассмотрите, покрыто ли оно совместниками многочисленными и сильными, изберите ристалище,
на коем бы великие люди были редки.
Не делайте связей ваших наудачу. Потребны одному люди скромные и умеренные,  другому же – свойства предприимчивого.
За познанием самого себя следует дарование сделать известным себя самого. Хвастовство те ж имеет последствия, как и клевета; остается всегда некоторое впечатление в  умах, и почтение толпы вознаграждает несколько за презрение мудрых. Самолюбие еще способнее скрывать недостатки, нежели показывать добродетели наши.
Не показывайте излишней готовости вашей ко услугам: почтут, что они довольно заплачены, ежели их не отвергнут; не будьте чрезмерно чувствительны к благоприветствию, вы бы прослыли человеком безопытным. Берегитесь вы особенно сей доброты душевной, которая подвергает вас обидам злых сердец. Ежели вы будете обмануты, тогда любовь ваша поставится ни во что. Будь совершенно медовой, как пчела, но соблюди навсегда жало для защиты.
Не беспрерывно ставятся сети, так чтоб и самому не впасть в оные рано или поздно. Есть тонкая политика, которая тем заставляет себя подозревать, что она шествует с  возвышенною главою. Лабиринт счастья излучист, потребна гибкость, чтоб в нем не потеряться. Умей приятным быть без неловкости и приноравливаться к случаям. Как  быть всегда одинаковым, когда обстоятельства переменяются?
Когда вы вверяете ваши пользы кому-нибудь, то не смотрите столько на чин его, сколько на его способность, не столько на уважение, коим он пользуется в обществе, сколько на его к вам привязанность.
Есть способы не прямые и приуготовительные для преуспеяния, как то: странность ума, строптивость нрава, сила страстей и слабость мечтаний или худо управляемого  воображения. Есть пружины, кои возвышают нас сами по себе, деньги есть как бы возок всех дел. За блеском злата следует молва доброго имени; но надлежит употреблять это кстати: ибо когда доверенность упадет, то она уже не восстанет. Наконец, почести привлекают и уловляют счастье, но счастье шествует наиболее впереди почестей.


Рецензии